Роль педагогических условий в развитии иноязычной грамматической компетенции у обучающихся второй ступени общего среднего образования
научный журнал «Актуальные исследования» #20 (23), октябрь '20

Роль педагогических условий в развитии иноязычной грамматической компетенции у обучающихся второй ступени общего среднего образования

Предлагается комплекс педагогических условий для учреждений общего среднего образования, ориентированный на эффективное решение задач при обучении иноязычной грамматической компетенции и актуализации знаний для обеспечения качественного обучения. Определение превалирующих условий для повышения результативности образовательного процесса и их влияние на общий интеллектуальный и культурный уровень обучающегося.

Аннотация статьи
обучение
развитие
иностранный язык
педагогические условия
иноязычная грамматическая компетенция
общее среднее образование
грамматика
Ключевые слова

Современный процесс реализации обучения иностранному языку в текущей образовательной сфере обязан соответствовать требованиям и ожиданиям работодателей, политических лидеров, государства и общества. Особое место в данной ситуации занимает коммуникативная и грамматическая компетенции, обеспечивающие надлежащие для современного социума толерантность, открытость, мобильность и гибкость. Иностранные языки повсеместно локализуются инструментом многовекторного информационного обмена и взаимодействия национальных культур. Так и сфера образования претерпевает изменения и адаптируется под новые требования и ритм жизни. Как отмечает Stanisław Kilian, образование на сегодняшний момент основывается на модернизации и оптимизации обучения. Следовательно, в процесс обучения необходимо внести коррективы, а именно дополнить более актуальными условиями обучения, которые направят на успех и результативность развитие иноязычной грамматической компетенции, но и на процесс обучения в целом [6, с. 9].

Текущая ситуация в образовательной сфере предполагает в качестве основной цели не просто передачу определенных знаний, а организацию процесса их активного усвоения обучающимися [4]. Считаем целесообразным раскрыть в статье результаты собственных практических наработок в данном направлении.

Цель статьи – определить педагогические условия развития грамматической компетенции у обучающихся второй ступени общего среднего образования и апробировать их на практике.

Актуальность исследования определяется существованием противоречий между потребностью обеспечения качества иноязычной лингвистической подготовки обучающихся второй ступени общего среднего образования и необходимостью разработки методического обеспечения процесса формирования грамматической компетенции.

Кроме того, присутствует расхождение между богатыми теоретическими разработками по формированию иноязычных лингвистических компетенций и недостаточностью практического применения этого опыта. Вместе с тем существует дисбаланс в высокой значимостью грамматической компетенции в общественных структурах иноязычной лингвистической подготовки и недооцениваем его роли в работе учителя иностранного языка.

Базой исследования послужила Государственное учреждение образования «Радошковичская средняя школа Молодечненского района». Апробация комплекса прошла на обучающихся 6 и 7 классов, изучающих английский язык.

В качестве основных методов исследования выступили: теоретический анализ педагогической и научной литературы по проблеме исследования; анализ нормативных документов по обучению детей английскому языку в общеобразовательных учреждениях; эмпирические методы, которые включают: наблюдение за учащимися 6-7 классов на уроках английского языка, анкетирование, тестирование, анализ полученных результатов.

Проведенный анализ педагогических исследований обозначил, что вопросы, связанные с развитием иноязычной грамматической компетенции, можно встретить в работах И. Л. Бим, М. К. Бородулина, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, А. А. Миролюбов, Е. И. Пассов, С. Ф. Шатилов и др. Однако анализ научно-методической литературы также свидетельствует о том, что о проблемах, связанных с развитием грамматической компетенции, лингводидакты заговорили сравнительно недавно (Л. Э. Безменова, А. В. Степанова, И. В. Чернецкая, И. Е. Брыксина, Ф. И. Исаева, О. С. Якимчук, Л. И. Карпова, Ю. А. Ситнов, С. В. Левичева, Е. И. Еремина, Е. А. Рублева, М. В. Лебедева и др.). Из этого следует, что аспект развития грамматической компетенции раскрыт не в полной мере [3].

Так в методической литературе ученые неоднозначно подходят к термину грамматическая компетенция.

Согласно мнению S. Thombury, одного из самых ведущих лингвистов в мире, грамматическая компетенция есть не что иное как уровень освоения человеком основного кода языка, то есть его грамматическими правилами, словообразованием, структурой предложений, словарём.

Основываясь другой точки зрения, И.Л. Бим, грамматическая компетенция является способностью производить правильные в языковом отношении предложения и высказывания в неограниченном количестве [4].

Под понятием грамматическая компетенция мы будем понимать способность человека к коммуникативно-целесообразному и ситуативно-адекватному использованию и воспроизведению иноязычных грамматических знаний, навыков и умений в целях реализации своего речевого поведения на определенном иностранном языке в процессе общения.

Использование термина "грамматическая компетенция" предполагает сформированность у языковой личности готовности и способности не только понимать, но и самостоятельно выражать определённый смысл, оформляя его при этом в виде фраз и предложений, используя систему грамматических правил данного языка.

Именно умение сочетать и трансформировать слова или словосочетания для построения грамматически правильных конструкций и предложений является одним из превалирующих условий практического овладения языком, а именно его использование в качестве средства общения.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что используя термин «грамматическая компетенция», мы подразумеваем, что у личности сформирована готовность и способность понимать и самостоятельно выражать определённый смысл, оформляя его при этом в виде фраз и предложений, используя систему грамматических правил используемого языка [4].

Формирование и развитие иноязычной грамматической компетенции будет более успешным, если процесс обучения иностранному языку будет построен на определённых педагогических условиях. В результате у обучающихся будет сформирована «грамматическая иноязычная компетенция».

Педагогические условия представляют собой совокупность объективных возможностей содержания, методов, организационных форм
обучения и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающих успешное решение поставленных задач.

Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями мы будем понимать объединение необходимых мер, способствующих успешности формирования и развития иноязычной грамматической компетенции у обучающихся 6 и 7 классов.

Все педагогические условия формирования иноязычной грамматической компетенции мы объединили в следующие группы: содержательно-целевые условия; методико-инструментальные условия; контрольно-оценочные условия:

  • содержательно-целевые: целенаправленный отбор и структуризация теоретических знаний и умений, обуславливающих формирование иноязычной грамматической компетенции в процессе обучения. Например, учет психологических, возрастных и индивидуальных особенностей ученической аудитории; вариативность, комплексность учебного материала в соответствии с уровнем компетенций обучающихся, их запросов и интересов, платформы личного опыта, наличие межпредметной связи;
  • методико-инструментальные: "погружение" обучающихся в ситуации, максимально приближенные к реальным условиям взаимодействия, позволяющие им мотивированно и осознанно овладеть знаниями и умениями иноязычной грамматической компетенции; использование в образовательном процессе интегрированных и инновационных методов, форм
    организации и средств обучения на всех этапах формирования иноязычной грамматической компетенции. Например, нестандартность форм подачи учебного материала (игровые ситуации и театрализованные действия в учебном процессе, кроссворды, сказки, песни, анекдоты, стихотворения юмористического характера); создание креативной развивающей среды с использованием информационных технологий, элементов технологии проблемного обучения; увеличение удельного веса самостоятельной учебной работы обучающихся посредством разработки и реализации дистанционных ученических и семейных проектов/конкурсов, исследовательски-поисковых индивидуальных/парных/групповых языковых проектов; применение различных приемов и средств фиксации учебного материала в памяти; мотивация обучающихся на получение личностно значимого образовательного продукта;
  • контрольно-оценочные: комплексное диагностирование, включающее контроль, проверку, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики тенденций успеваемости и заинтересованности в предлагаемом материале, для дальнейшего устранения негативных тенденций и реорганизации процесса предоставления материала; соблюдение логической последовательности контроля, позволяющей осуществлять ликвидацию пробелов при достижении промежуточных целей; проведение контролирующих действий как со стороны обучающихся, так и преподавателя; применение обоснованной системы критериев, включающей в себя: мотивационный, содержательный и деятельностный критерий.

Анализ полученных результатов показал, что:

  1. Наличие комплекса педагогических условий способствует совершенствованию, интенсификации и результативности обучения грамматике английского языка.
  2. Превалирующими условиями являются: учет психологических, возрастных и индивидуальных особенностей ученической аудитории; вариативность, комплексность учебного материала в соответствии с уровнем компетенций обучающихся, их запросов и интересов, платформы личного опыта, межпредметной связи); нестандартность форм подачи учебного материала (игровые ситуации и театрализованные действия в учебном процессе, кроссворды, сказки, песни, анекдоты, стихотворения юмористического характера); создание креативной развивающей коммуникативной среды с использованием информационных технологий, элементов технологии проблемного обучения; увеличение удельного веса самостоятельной учебной работы обучающихся посредством разработки и реализации дистанционных ученических и семейных проектов/конкурсов, исследовательски-поисковых индивидуальных/парных/групповых языковых проектов; применение различных приемов и средств фиксации учебного материала в памяти; мотивация обучающихся на получение личностно значимого образовательного продукта; проведение контролирующих действий как со стороны обучающихся, так и преподавателя.
  3. Соблюдение комплекса педагогических условий позволит перевести грамматическую компетенцию ученической аудитории при обучении иностранному языку на более высокий уровень по сравнению с исходным. О чем свидетельствуют тенденции повышения средних баллов у обучающихся второй ступени общего среднего образования (рис. 1-2).

Рис. 1. Динамика успеваемости по английскому языку за 2019/2020 учебный год по четвертям

Рис. 2. Успеваемость по английскому языку за 2019/2020 учебный год

Элементом научной новизны полученных результатов является выявление и обозначение спектра необходимых и достаточных педагогических условий, при которых во второй ступени общего среднего образования при обучении иностранному языку грамматическая компетенция учащихся формируются наиболее результативно.

Полученные результаты и материал могут быть использованы педагогической общественностью на уроках, факультативных и стимулирующих занятиях по обучению английского языка в учреждениях общего среднего образования и гимназиях в дистанционном и реальном режиме.

Интерес и стремление обучающихся к изучаемому предмету является особенно важным в свете концепции непрерывного образования, которая провозглашает для каждого человека необходимость учиться всю жизнь. Однако чтобы реализовать данный процесс на практике, нужно создать необходимые условия для его реализации. Данный комплекс в преподавании иностранного языка создаёт те условия, при которых не только идет погружение обучающегося в иноязычное пространство страны изучаемого языка, но и повышается общий интеллектуальный и культурный уровень обучающегося. Положительные результаты контрольных мероприятий свидетельствуют об успешном овладении грамматическим материалом и сформированности грамматической компетенции на данной ступени обучения грамматическому аспекту иностранного языка.

Текст статьи
  1. Еловская С.В. Развитие критического мышления на уроках иностранного языка // Лингводидактика и межкультурная коммуникация: актуальные вопросы и перспективы исследования: сб. науч. ст. / отв. ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2018. С. 27-30.
  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2009. – 384 с.
  3. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.
  4. Мерзляков С. В. Место и роль формирования грамматической компетенции при автономном обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http://www.scienceeducation.ru/pdf/2014/4/496.pdf (дата обращения: 18.10.2020).
  5. Пореченкова Е. А., Казанцева С. Ю. Формирование грамматических навыков речи на основе коммуникативной методики обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 1. С. 20-28.
  6. Kilian, S. Edukacja Obywatelska we współczesnej szkole / S. Kilian. Krakоw, 2010. С. 8-12.
  7. Richards J.C. and Rogers Th.S. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. 170 p.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 января по 22 января
Остался 1 день до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
26 января
Загрузка в elibrary
26 января
Рассылка печатных экземпляров
01 февраля