Связи русского и дагестанских народов уходят вглубь веков. Один из важных этапов русско-дагестанских отношений связан с Каспийским походом Петра I. В историографии советского периода были попытки связать присоединение Дагестана к России с этим походом. Отдельные историки перестроечного периода, напротив, делают акцент на исключительно завоевательный характер данного похода.
С начала XVIII в. Россия становится империей. Если до этого южные интересы России сводились в основном к освобождению от Крымского ханства, то Петр резко активизирует российскую политику в этом направлении.
В конце ХVII – нач. XVIII вв. Дагестан оставался раздробленной страной на ряд феодальных владений – шамхальство, владения Засулакской Кумыкии, уцмийство Кайгагское, Дербентское владение, майсумство Табасаранское, ханство Аварское и др., а также союзы сельских обществ.
В этот период отношения между Россией и Турцией из-за влияния на Кавказе обострились. В конце ХVII в. Русское государство развернуло военные действия против Османской империи. В 1669 г. русские войска взяли Азов и создали морской флот с целью вытеснения Турции с Северного Кавказа.
Султанская Турция в начале XVIII в. делала все, чтобы изгнать Иран из Закавказья и не допустить роста влияния России на Кавказе. Хорошо осведомленный в делах Кавказа Волынский советовал Петру I начать военные действия и присоединить к России прикаспийские провинции Кавказа.
В обстановке захватнических устремлений ведущих государств феодальные правители Дагестана, как и всего Кавказа, исходя из своих корыстных интересов, ориентировалась на Россию, на Турцию или Иран [2, с. 104].
В конце XVII – начале XVIII вв. Россия в социально-экономическом и политическом отношении значительно окрепла, вырос ее международный авторитет. Петр I обратил внимание на Каспийское море, ибо здесь он «видел истинное средоточие или узел всего Востока» [5, с. 557]. Русское государство было серьезно озабочено также угрозой своим интересам на Кавказе со стороны Турции.
В 1721 г. после победы над Швецией и заключения Ништадского мира Петр I усилил подготовку похода на Каспийское побережье. Петр I принял решение начать военные действия летом 1722 года с тем, чтобы предупредить вмешательство Турции и присоединить к России прикаспийские земли Кавказа. 15 мая 1722 г. Петр I отправился в Астрахань. Так начался сухопутный и морской поход Петра, занявший полтора года (1722-1723 гг.).
18 июля 1722 г. флот Петра I под командованием генерал-адмирала графа Апраксина вышел из Астрахани в Каспийское море. За три дня до похода Петр I обнародовал манифест на местных языках и послал его в Тарки, Дербент, Шемаху и Баку, жителям прикаспийских областей. В манифесте указывалось, что подданные шаха – Дауд-бек и Сурхай-хан – восстали, взяли Шемаху и совершили грабительское нападение на русских купцов, причинив России большие материальные убытки и ущемив ее достоинство как великой державы. Ввиду отказа Дауд-бека дать удовлетворение, «принуждены мы, – заявил Петр, – против предреченных бунтовщиков и всезлобных разбойников войска привести», а прочему населению гарантировалась безопасность [4, с. 244].
После двухдневного плавания Петр I с флотилией прибыл к устью Терека. Он отдал флотилии распоряжение двигаться ближе к устью Сулака. Переправившись через реку Сулак, Петр I вступил в Дагестан.
Некоторые дагестанские владетели оказали сопротивление царским силам. Так, Эндереевский владетель выступил против войск Петра I. Полковник Наумов овладел аулом Эндери, превратил его в пепел. Владетели же костековский, аксаевский и шамхал Тарковский выразили свою верность России. Шамхал Адиль-Гирей поспешил заверить Россию в своей благожелательности [1, с. 23].
12 августа передовые части русского войска достигли г. Тарки, где шамхал встретил Петра I хлебом-солью. 13 августа Петр I со своей свитой посетил шамхала в Тарках. Он в сопровождении трех драгунских рот ездил на прогулку в тарковские горы, осматривал старинную башню и другие достопримечательности.
16 августа армия Петра I выступила из Тарков в сторону Дербента, являвшегося наиболее важным объектом кампании, 1722 г. Затем русская армия, возглавляемая самим Петром I, вступила на землю султана Махмуда Утамышского. Однако посланные на разведку казаки были атакованы отрядом султана. Аул Утамыш, состоявший из 500 домов, был обращен в пепел, 26 человек пленных были казнены. Легко разгромив отряд Утамышского султана, Петр I продолжал путь на юг.
Уцмий Кайтагский Ахмед-хан и правитель Буйнакский обратились к Петру I с изъявлением покорности. Пройдя через владения уцмия Кайтагского, 23 августа к Дербенту подошли сухопутные войска Петра I. Дербентский наиб Имам-Кулибек встретил императора за версту от крепости [6, с. 372]. Русская армия без боя вошла в Дербент. Население города восторженно встретило Петра I. 30 августа Петр достиг реки Рубас, где заложил крепость на 600 человек гарнизона. Это был крайний пункт, до которого Петр I лично довел свои войска.
За мирную сдачу города и объявление покорности Петр I пожаловал дербентскому наибу Имам Кули чин генерал-майора и установил денежное довольствие за счет казны [3, с. 172].
В Дербент к Петру стали обращаться феодальные владетели Дагестана и других регионов Кавказа. Так, к Петру I обратился табасаранский Рустем-кади с просьбой прислать войска для занятия и укрепления Хучни [4, с. 253-254].
К Петру I в Дербент явились представители различных слоев населения Баку, Шемахи, Сальяна, Решта, Тифлиса, Еревана с просьбой о принятии в подданство России.
Однако Петру I в том же году по ряду причин пришлось временно прервать свой поход: русская армия, сосредоточенная в Прикаспии, испытывала большие затруднения в снабжении продовольствием и фуражом. Кроме того, во время похода на юг возникла угроза возобновления войны со Швецией, что не могло не беспокоить русское правительство. 29 августа 1722 г. Петр созвал в Дербенте военный совет, на котором было решено приостановить поход, и отдал приказ о возвращении части армии в Россию, оставив в покоренных областях гарнизоны. 7 сентября Петр I выступил к Астрахани. По указанию Петра был сохранен гарнизон в Тарках, на реке Сулак была заложена крепость Святой Крест, комендантом которой был назначен подполковник Соймонов.
В результате Каспийского похода 1722 г. к России были присоединены: Аграханский полуостров, развилка рек Сулака и Аграхани (крепость Святого Креста) и весь приморский Дагестан, включая Дербент.
Успехи России вызвали сильное беспокойство в Турции. Чтобы восстановить горцев против России, она пустила в ход самые разнообразные средства: подкуп, запугивание и прежде всего мусульманскую религию, стремясь вбить клин между мусульманами и христианами Кавказа.
Султанская Турция после ухода Петра I открыто заявила о своем намерении установить протекторат над Дагестаном.
В связи с усилившейся реальной угрозой захвата Турцией западного побережья Каспия, Петр предпринял дипломатические шаги и наметил кампанию на 1723 г. и план на последующие годы.
Укрепление позиций России на Кавказе шло вразрез интересам и расчетам Англии и Франции. Они всячески усилили свои действия, направленные на то, чтобы возбудить Турцию на выступление войною против России.
Весной на Кавказ вторглись турецкие войска и постепенно стали продвигаться к пределам Дагестана.
Вооруженное нашествие турецких захватчиков на Кавказ, сопровождавшееся страшными жестокостями, встретило упорное сопротивление грузинского, азербайджанского, армянского и дагестанских народов. Эта борьба народов Кавказа против султанских захватчиков поддерживалась Россией, ее армией, части которой находились в различных районах Кавказа.
Попытки турок прибрать прикаспийские области к рукам и оттеснить отсюда русские войска провалились.
В сентябре 1723 г. по предложению шахского Ирана, напуганного вторжением турецких войск на Кавказ, между Россией и Персией был подписан договор. По условиям Петербургского договора шах признавал за Россией прикаспийские области Кавказа. Дагестанское побережье Каспия и Баку перешли во владение России. Таким образом, Каспийский поход Петра I завершился присоединением к России прикаспийских областей, в том числе и Дагестана.
Турецкие султаны и после установления в 1724 г. границы России и Турции не перестали вести антирусскую пропаганду, пытаясь инспирировать выступления горцев против России.
Присоединение приморского Дагестана к России явилось важным историческим событием для последующего экономического и культурного развития дагестанских народов.
Военно-политические последствия Каспийского похода Петра I как для России, так и для народов Кавказа бесспорны и очевидны. В результате была обеспечена безопасность юго-восточных окраин России и открывалась перспектива экономического и культурного развития Дагестана.
В вопросах, касающихся длительной ориентации национального развития народов Дагестана, надо быть реалистами. Союз с русским народом для дагестанских народов имел в главном только положительное значение.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)