Главная
АИ #44 (279)
Статьи журнала АИ #44 (279)
К вопросу о субъекте незаконного приобретения наркотических средств

К вопросу о субъекте незаконного приобретения наркотических средств

Научный руководитель

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

субъект преступления
возраст привлечения к уголовной ответственности
вменяемость
меры борьбы с наркоманией

Аннотация статьи

В статье автор раскрывает обязательные признаки субъекта, поскольку точное определение обязательных признаков субъекта преступления крайне необходимо для правильной квалификации совершенного общественно опасного деяния. Рассматриваются дискуссионные вопросы, касающиеся определения возраста привлечения к уголовной ответственности и критериев вменяемости. Предлагается внести изменение в действующее законодательство Российской Федерации с целью снижения числа наркопреступности среди несовершеннолетних.

Текст статьи

Субъект выступает одним из элементов состава преступления. Точное определение обязательных признаков субъекта преступления крайне необходимо для правильной квалификации совершенного общественно опасного деяния. Более того, установление субъекта играет важную роль при назначении судом справедливого и обоснованного наказания, поскольку личность виновного, с учетом индивидуальных особенностей, оказывает непосредственное влияние на определение отягчающих и смягчающих обстоятельств уголовной ответственности, предусмотренных ст. 61 и ст. 63 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) [14, с. 171-172]. Согласно ст. 19 УК РФ, уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного уголовным законом.

Возраст, при достижении которого лицо способно осознавать общественную опасность своих действий (бездействий) и руководить ими, является обязательным признаком субъекта преступления. Согласно статье 20 УК РФ, уголовной ответственности подлежит «лицо, достигшее к моменту совершения общественного опасного деяния шестнадцати лет». В доктрине не прекращаются острые дискуссии по вопросу о минимальном возрасте уголовной ответственности [3, с. 301-303]. Одной из главных тем обсуждения – целесообразность снижения возрастной планки уголовной ответственности за наркотические преступления. 

Актуальность данной проблематики обусловлена тем, что на сегодняшний день средний возраст употребляющих запрещенные вещества людей находится в диапазоне 15–30 лет (60%). Кроме этого, на практике встречаются случаи первичного употребления наркотиков и в более раннем возрасте с 9–14 лет (20%). Употребление наркотических средств среди молодежи обусловлено развитием киберпространства, предоставляющего возможность создания сайтов, осуществляющий пропаганду употребления запрещенных веществ. Множество онлайн-платформ в сети Интернет служат каналами нелегального распространения запрещенных веществ, представляя собой угрозу здоровью всему населению. Доступность информации и легкость приобретения запрещенных веществ повышают риски вовлечения детей младшего возраста к употреблению.

На основании вышесказанного, проанализировав доктринальные источники, можно выделить три точки зрения касательно возраста привлечения к уголовной ответственности.

Одним из сторонников первой точки зрения является Шматов К. А., который предлагает «снизить возрастной порог привлечения к уголовной ответственности до четырнадцати лет» [8, с. 105]. Свою позицию он аргументирует тем, что в наше время подростки, имея доступ к интернет-ресурсам, обладают достаточной информацией о последствиях незаконного приобретения наркотических средств и психотропных веществ, и, следовательно, способны осознавать опасность совершенных ими общественно опасных действий (бездействий).

Сторонники второй точки зрения, предлагают снизить возраст уголовной ответственности до двенадцати лет» [4, с. 84], аргументируя это тем, что к этому возрасту человек способен критически мыслить, адекватно себя вести и нести ответственность за совершенные им действия (бездействия). 

Сторонники третьей точки зрения считают, что уголовная ответственность должна наступать только с шестнадцати лет, поскольку только в таком возрасте «лицо способно понимать содержательную и социальную стороны своего деяния» [5].

Каждая точка зрения имеет право на существование. Анализ предложенных в науке точек зрения позволяет выделить как их преимущества, так и их недостатки. Окончательное решение по данному вопросу можно вынести только на основе комплексного анализа всех факторов. Среди аргументов в поддержку снижения возраста привлечения к уголовной ответственности можно отметить то, что нынешнее поколение стало в более раннем возрасте употреблять табачную продукцию и наркотики. Информационная доступность в сети Интернет дает возможность подросткам осознать опасность и наступление возможных последствий их употребления. Исследование судебной практики показывает, что участие несовершеннолетних в данном преступлении довольно популярное явление. Стоит отметить, что снижение возраста уголовной ответственности до двенадцати лет не предусмотрено действующим Уголовным кодексом РФ. В таком случае, с лицами, не достигшими 14 лет, необходимо проводить комплекс мер профилактики, включающие в себя беседы родителей с детьми, проведение профилактических мероприятий в учебных заведениях.

Следующим обязательным признаком субъекта выступает вменяемость лица, совершившего общественно опасное деяние. Законодательной дефиниции вменяемости уголовный закон не содержит. В статье 21 кодекса определено понятие невменяемости – «неспособность лица осознавать общественную опасность своего деяния либо руководить им вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики». Таким образом, вменяемость – способность лица осознавать общественную опасность своего деяния и управлять им. Анализ правоприменительной практики показал, что чаще всего наркотические преступления совершаются лицами, страдающими зависимостью от наркотических средств. Такие лица, пройдя медицинское обследование, признаются больными наркоманией. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.01.1998 «О наркотических средствах и психотропных веществах» № 3-ФЗ «наркомания является заболеванием, вызванным зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества» [2]. Однако возникает вопрос: можно ли считать, что наркотическая зависимость приводит к невменяемости? Поэтому поводу существует две противоположные точки зрения.

Согласно первой точке зрения, лицо, совершившее преступление в состоянии наркотического опьянения, считается вменяемым и подлежит уголовной ответственности. Именно на такой позиции стоит законодатель.

В доктрине можно увидеть иной взгляд: «лица, признанные больными наркоманией, совершая преступление в состоянии наркотического опьянения или в состоянии наркотического голодания, не отдают отчета своим действиям, так как в это время они не владеют своим сознанием» [5]. Исходя из этого, предлагается считать таких лиц ограниченно вменяемыми, или же вовсе невменяемыми. 

Таким образом, вопрос об определении степени ответственности лица, совершившего преступление в состоянии наркотического опьянения, остается открытым и представляет собой предмет дискуссии.

Исследовав оба подхода, полагаем, что для установления вменяемости лица, употребляющего наркотическое средство, требуется выяснить на какой стадии болезни «наркомания» находится человек. 

Медицина выделяет три стадии развития наркомании. На первой стадии у человека возникает психологическая зависимость. «Психологическая зависимость возникает в том случае, когда еще нет физической зависимости, но есть сильное желание продолжать употребление наркотиков, и неудовлетворение этого желания вызывает депрессию» [6].

В течение месяца у человека наступает вторая стадия – физическая зависимость. «Под физической зависимостью следует понимать состояние, характеризующееся острыми нарушениями физического состояния, серьезными нарушениями функций центральной нервной системы, органов, тканей при прекращении поступления в организм вещества, которое требует периодического или постоянного введения» [7].

Последняя стадия наступает после регулярного шестимесячного употребления наркотиков. На этой стадии больные уже могут быть опасны для общества, т. к. утрачивают контроль за своим поведением. Они находятся в состоянии «ломки», их главной целью становится добыча дозы наркотика любыми способами. В таком состоянии человек может осознавать общественную опасность и последствия своих действий, но не может руководить ими, т. к. все силы направлены на удовлетворение болезненной потребности как необходимого компонента жизни. Поскольку отсутствие волевого признака является одним из обязательных критериев невменяемости, можно предположить, что лицо, находящееся в состоянии «ломки» может считаться невменяемым, при условии диагностирования у него одного из четырех медицинских критериев. Учитывая, что в большинстве случаев медицинский критерий невменяемости экспертно не подтверждается, такое состояние не исключает вменяемости. Согласно части 2 статьи 22 УК РФ «суд учитывает при назначении наказания и может использовать это в качестве основания для назначения принудительных мер медицинского характера».

Так, например в Кассационном определении Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.09.2020 «прокурор просит приговор суда в отношении ФИО отменить и направить уголовное дело на новое рассмотрение. В обоснование своей позиции указывает на то, что суд, сославшись в приговоре на заключение судебной экспертизы, согласно которому ФИО страдает наркотической зависимостью и нуждается в принудительном медицинском лечении от наркомании, не в полной мере мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, не рассмотрел вопрос о применении принудительных мер медицинского характера и не учел его при назначении наказания» [9].

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что позиция законодателя о признании состояния опьянения (в том числе наркотического) не исключающим вменяемость, является правильной и обоснованной, поскольку человек осознанно и по своему желанию приводит себя в состояние зависимости от наркотических средств, следовательно, способен оценить последствия своих действий, руководит своим поведением и контролирует его. 

Таким образом, исследуя вопрос о субъекте незаконного приобретения наркотических средств, отметим, что в современном обществе, учитывая темпы развития информационных технологий, ускорения и доступности информации, более ранней социализации человека, действующее законодательство в части установления возраста привлечения к уголовной ответственности за незаконное приобретение наркотического средства, может быть скорректировано. В этой связи полагаем целесообразным снизить возраст уголовной ответственности по данной статье до 14 лет. По нашему мнению, предложенная мера будет направлена на профилактику ранней наркотизации населения, способствовать снижению уровня наркопреступности среди несовершеннолетних.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.04.2025) // «Собрание законодательства РФ». 17.06.1996. № 25. Ст. 2954; «Российская газета». 18.06.1996. № 113; 19.06.1996. № 114; 20.06.1996. № 115; 25.06.1996. № 118.
  2. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // «Российская газета», № 7, 15.01.1998.
  3. Волчкова А.А. Возраст уголовной ответственности: отечественный и зарубежный опыт / А.А. Волчкова // Человек и общество в противоречиях и согласии: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-теоретической конференции, Нижний Новгород, 23 ноября 2023 года. – Нижний Новгород: Издательский салон ИП Гладкова О.В., 2023. – С. 301-303.
  4. Дружинина Л.В. Субъект преступлений, предусмотренных ст. 228, 228-1 УК РФ / Л.В. Дружинина // 2019. – № 11 – С. 84. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 16.05.2025).
  5. Жеенмырзаева Б.Ж. Субъект преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств без цели сбыта // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 3 (54). URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 16.05.2025).
  6. Комер Р. Причины приема наркотических средств // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 16.05.2025).
  7. Литвицкий П.Ф. Наркомании, токсикомании, отравления // ВСП. 2014. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 16.05.2025).
  8. Шматов К.А. Уголовная ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов: дис. канд. юрид. наук. Красноярск, 2007. С. 105. URL: https://www.elibrary.ru/ (Дата обращения: 16.05.2025).
  9. Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.09.2020 № 77-741/2020 URL: https://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 18.05.2025).
  10. Судебный департамент при Верховном Суде РФ [официальный сайт]. URL: http://www.cdep.ru/ (Дата обращения: 15.05.2025).
  11. Министерство внутренних дел РФ [официальный сайт]. URL: https://мвд.рф/(Дата обращения: 15.05.2025).
  12. Генеральная прокуратура РФ [официальный сайт]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/ (Дата обращения: 15.05.2025).
  13. Министерство здравоохранения Нижегородской области [официальный сайт]. URL: https://zdrav-nnov.ru/ (Дата обращения: 15.05.2025).
  14. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник / А.Я. Гришко, Е.А. Антонян, А.Ю. Беляков [и др.]. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2025. – С. 171-172.

Поделиться

3

Шкарина А. И. К вопросу о субъекте незаконного приобретения наркотических средств // Актуальные исследования. 2025. №44 (279). URL: https://apni.ru/article/13458-k-voprosu-o-subuekte-nezakonnogo-priobreteniya-narkoticheskih-sredstv

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#45 (280)

Прием материалов

8 ноября - 14 ноября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

19 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 декабря