Условия преодоления кризисного возраста при обучении иноязычной грамматической компетенции в учреждении общего среднего образования
научный журнал «Актуальные исследования» #20 (23), октябрь '20

Условия преодоления кризисного возраста при обучении иноязычной грамматической компетенции в учреждении общего среднего образования

Предлагается комплекс педагогических условий для учреждений общего среднего образования, ориентированный на эффективное решение задач при обучении иноязычной грамматической компетенции и актуализации знаний для обеспечения качественного обучения; выявление и характеристика кризисного возраста при обучении иноязычной грамматики и нахождение превалирующих условий преодоления кризисного возраста.

Аннотация статьи
обучение
иностранный язык
педагогические условия
иноязычная грамматическая компетенция
общее среднее образование
грамматика
кризисный возраст
Ключевые слова

Один из знаменитых специалистов в сфере методики преподавания иностранного языка и лингвистики С. Г. Тер-Минасова точно акцентирует внимание, что на данном этапе времени изучение иностранного языка стало более функционально: "Невиданный спрос потребовал неслыханного предложения. Неожиданно для самих себя учителя иностранных языков оказались в центре всеобщего внимания: толпы нетерпеливых специалистов из различных областях науки потребовали немедленного обучения иностранным языкам как орудию производства. Их не волнует ни теория, ни история языка – иностранные языки, в первую очередь английский, требуются им исключительно функционально, для применения в разных сферах жизни в качестве средства реального общения с людьми из других стран" [6].

Данный аспект приобретает особую актуальность на современном этапе развития образования, где главной целью обучения иностранным языкам является свободное общение. Такая позиция современного обучения иностранным языкам способствует разрастанию проблемного поля относительно правильности речи в свободном общении, таким образом, формирование и развитие грамматической компетенции является актуальным.

Опрос 1500 респондентов, в возрасте от 22 до 30 лет, на территории Республики Беларусь показал, что вся сложность в усвоении грамматики иностранного языка возникает в период получении общего среднего образования (рис. 1).

Рис. 1. Результаты опроса на выявление кризисного периода в обучении иноязычной грамматики (число респондентов)

Из выше представленной таблицы, мы можем констатировать, что самый кризисный возраст для обучения иноязычной грамматической компетенции приходится на 6 и 7 класс общего среднего образования, что выпадает на средний школьный (подростковый) возраст (от 10 до 15 лет) учащихся.

Чем характерен данный период? Текущий период считается наиболее кризисным, переходным между детством и взрослостью, когда появляется центральное психическое, личностное новообразование человека – «чувство взрослости».

По словам Д. И. Фельдштейна, ведущего знатока подросткового периода, социальное созревание человека, структурирование его самопознания и самоопределения как активно действующего субъекта выявляется трансформацией общей позиции "Я по отношению к обществу" на две приходящие на смену друг другу позиции "Я в обществе" и "Я и общество".

Однако, как и другие возрастные периоды, подростковый период проходит стадиально. В данной области Д. И. Фельдштейн вычленяет три стадии:

– локально-капризную (10-11 лет), когда обострена потребность в признании взрослых;

– "право-значимую" (12-13 лет), основывающуюся потребностью в общественном признании, в социально одобряемой полезной деятельности, которая отражается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»;

– "утверждающе-действенную" (14-15 лет), когда доминирует готовность проявить себя, продемонстрировать свою силу и умения [4].

Кроме того младший подросток отличается повышенной утомляемостью, ярко выраженной эмоциональностью, а также резкостью в суждениях.

Учебная мотивация как единство познавательной мотивации и мотивации достижения преломляется у подростка через призму узколичных значимых и реально действующих мотивов групповой и социальной деятельности. Основополагающие мотивационные линии данного возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, это самоутверждение, самовыражение и самопознание.

Характерным свойством внимания учеников среднего школьного возраста является особая избирательность: увлекательные уроки, занимательные проекты весьма привлекают подростков, что в конечном итоге, сосредотачивает обучающихся на преподаваемом материале и заставляет их углубиться в предложенное явление [2].

В сложившейся обстановке формирование и развитие иноязычной грамматической компетенции будет более успешным, если процесс обучения иностранному языку будет построен на определённых педагогических условиях. В результате у обучающихся будет сформирована "грамматическая иноязычная компетенция".

Превалирующими условиями являются:

– учет психологических, возрастных и индивидуальных особенностей ученической аудитории;

– вариативность, комплексность учебного материала в соответствии с уровнем компетенций обучающихся, их запросов и интересов, платформы личного опыта, межпредметной связи);

– нестандартность форм подачи учебного материала (игровые ситуации и театрализованные действия в учебном процессе, кроссворды, сказки, песни, анекдоты, стихотворения юмористического характера);

– создание креативной развивающей коммуникативной среды с использованием информационных технологий, элементов технологии проблемного обучения;

– увеличение удельного веса самостоятельной учебной работы обучающихся посредством разработки и реализации дистанционных ученических и семейных проектов/конкурсов, исследовательски-поисковых индивидуальных/парных/групповых языковых проектов;

– применение различных приемов и средств фиксации учебного материала в памяти; мотивация обучающихся на получение личностно значимого образовательного продукта; проведение контролирующих действий как со стороны обучающихся, так и преподавателя [4, 5].

Проверка педагогического комплекса условий на базе Государственное учреждение образования «Радошковичская средняя школа Молодечненского района», испытуемыми стали обучающиеся 6-7-х классов, изучающие английский язык, показала его научную состоятельность и результативность.

Соблюдение комплекса педагогических условий позволило перевести грамматическую компетенцию ученической аудитории при обучении иностранному языку на более высокий уровень по сравнению с исходным. О чем свидетельствуют тенденции повышения средних баллов у обучающихся второй ступени общего среднего образования (рис. 2).

Рис. 2. Динамика успеваемости по английскому языку за 2019/2020 учебный год

Интерес и стремление обучающихся к изучаемому предмету является превалирующим в свете современной концепции непрерывного образования, которая провозглашает для каждого человека необходимость учиться всю жизнь. Однако чтобы реализовать данный процесс на практике, нужно создать необходимые условия его реализации. Данный комплекс в преподавании иностранного языка создаёт условия, при которых не только идет погружение обучающегося в иноязычное пространство страны изучаемого языка, но и повышается общий интеллектуальный и культурный уровень обучающегося. Положительные результаты контрольных мероприятий свидетельствуют об успешном овладении грамматическим материалом и сформированности грамматической компетенции на данной ступени обучения грамматическому аспекту иностранного языка.

Текст статьи
  1. Еловская С. В. Развитие критического мышления на уроках иностранного языка // Лингводидактика и межкультурная коммуникация: актуальные вопросы и перспективы исследования: сб. науч. ст. / отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2018. С. 27-30.
  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2009. 384 с.
  3. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.
  4. Мерзляков С. В. Место и роль формирования грамматической компетенции при автономном обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http://www.scienceeducation.ru/pdf/2014/4/496.pdf (дата обращения - 18.10.2020).
  5. Пореченкова Е. А., Казанцева С. Ю. Формирование грамматических навыков речи на основе коммуникативной методики обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 1. С. 20-28.
  6. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М.: Слово, 2000. 284 с.
  7. Richards J.C. and Rogers Th.S. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. 170 p.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 13 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря