ПРАВОТВОРЧЕСТВО ОРГАНОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Сапунова Елена Владимировна
Магистрант кафедры гражданско-правовых дисциплин,
Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Аннотация. В статье рассматриваются особенности правотворчества органов представительной, исполнительной и судебной власти в Республике Беларусь. Анализируется их роль в формировании, изменении и толковании правовых норм, а также проблемы, возникающие в процессе взаимодействия и осуществления правотворческих функций.
Ключевые слова: правотворчество, законодательство, нормативный правовой акт, Республика Беларусь, представительная власть, исполнительная власть, судебная власть, правоприменение, правовая система, законопроект.
LEGISLATION BY THE REPRESENTATIVE AND
JUDICIAL AUTHORITIES IN THE REPUBLIC OF BELARUS
Sapunova Alena Vladimirovna
Master's student of the Department of Civil Law Disciplines, Belarusian State Economic University, Republic of Belarus, Minsk.
Abstract. The article examines the features of legislative activity by the representative, executive, and judicial branches of power in the Republic of Belarus. It analyzes their role in the formation, modification, and interpretation of legal norms, as well as the issues arising in the process of interaction and the exercise of legislative functions.
Keywords: law-making, legislation, regulatory legal act, Republic of Belarus, representative power, executive power, judicial power, law enforcement, legal system, draft law.
Правотворчество, как процесс создания, изменения и отмены правовых норм, является краеугольным камнем любого государства, стремящегося к стабильности, развитию и обеспечению справедливости. В Республике Беларусь правотворческая деятельность осуществляется преимущественно органами представительной и судебной власти, каждая из которых обладает уникальным инструментарием и играет свою, незаменимую роль в формировании и поддержании правопорядка. Единство их усилий, при условии должного взаимодействия и соблюдения баланса, создает основу для жизнеспособной и эффективной правовой системы.
Несмотря на существующие механизмы и достижения в области правотворчества, органы представительной и судебной власти Республики Беларусь сталкиваются с рядом проблем, которые могут препятствовать эффективности правовой системы и ее развитию.
Национальное собрание Республики Беларусь, как высший представительный орган, выступает в роли главного архитектора законодательной базы страны. Его деятельность, воплощенная в принятии законов, формирует каркас правовой системы, определяя основные правила игры в обществе, экономике и государственном управлении. Конституция, законы, постановления палат – все эти акты являются результатом коллективной работы, в идеале – отражением воли народа, выраженной через избранных представителей [1, c.40].
Процесс законотворчества, регламентированный конституционными нормами и законодательными актами, призван быть максимально прозрачным и демократичным. От инициации законопроекта до его подписания Президентом, каждый этап – это возможность для дискуссии, экспертного анализа и учета различных мнений. Однако, именно здесь кроются и некоторые вызовы. Порой, в стремлении оперативно реагировать на актуальные вызовы, законодательный процесс может страдать от недостаточной проработки, что приводит к появлению коллизий или пробелов в праве. Важность общественного обсуждения и качественной экспертизы законопроектов трудно переоценить, ведь именно от них зависит, насколько правовая норма будет адекватна реальным общественным потребностям и не приведет ли к непредвиденным негативным последствиям.
Судебная власть, хотя и не обладает прямой законодательной инициативой в классическом понимании, играет не менее важную роль в правотворческом процессе. Ее основная функция – толкование и применение права. Через постановления Пленумов Верховного Суда и решения Конституционного Суда, судебная власть не просто разъясняет смысл действующих норм, но и фактически формирует судебную практику, которая становится ориентиром для нижестоящих судов и органов государственной власти. Как правоприменительные органы, суды, иногда выявляют пробелы в нормативных правовых актах. Они не имеют права отказать в рассмотрении и разрешении дела в суде, сославшись на отсутствие соответствующего нормативного правового акта. В этом случае суды должны руководствоваться аналогией права, аналогией закона [3, c.146].
Постановления Пленумов Верховного Суда, в частности, являются своего рода «мягким правом», которое, не являясь формальным источником права, тем не менее, оказывает огромное влияние на единообразие правоприменения. Они помогают разрешать спорные вопросы, заполнять пробелы в законодательстве и адаптировать правовые нормы к постоянно меняющимся реалиям. Конституционный Суд, в свою очередь, осуществляет контроль за соответствием всех нормативных актов Конституции, выступая гарантом верховенства основного закона. Его заключения, по сути, имеют нормативный характер и обязывают к соответствующим изменениям в законодательстве [2, c.25].
Истинная сила правовой системы Республики Беларусь заключается в гармоничном взаимодействии представительной и судебной власти. Законодатель создает правовые рамки, а судебная власть обеспечивает их осмысленное и справедливое применение. Это взаимодействие должно быть не конкурентным, а комплементарным.
Представительная власть должна прислушиваться к сигналам, идущим от судебной практики, и использовать выводы судов для совершенствования законодательства. Судебная власть, в свою очередь, должна стремиться к единообразному и точному толкованию законов, а также активно информировать законодателя о возникающих правовых коллизиях.
Однако, как и в любом государстве, в Республике Беларусь существуют определенные вызовы. К ним можно отнести:
Проблему качества законотворчества: не всегда законы достаточно проработаны, что требует многочисленных разъяснений со стороны судов.
Недостаточное единообразие судебной практики: несмотря на усилия Пленума Верховного Суда, в применении отдельных норм могут возникать расхождения.
Сложности с адаптацией к быстро меняющимся общественным отношениям: законодательство порой не успевает за инновациями, что требует оперативного реагирования.
Преодоление этих вызовов лежит в плоскости постоянного совершенствования законодательного процесса, повышения качества правовой экспертизы, развития судебной практики и укрепления диалога между всеми ветвями власти. Важно не просто создавать законы, но и обеспечивать их глубокое понимание, справедливое применение и соответствие духу времени.
Таким образом, правотворчество органов представительной и судебной власти в Республике Беларусь – это динамичный процесс, где форма (структура, процедуры) должна гармонично сочетаться с содержанием (качеством, справедливостью, адекватностью правовых норм). Только через постоянное стремление к совершенству, диалог и взаимное уважение эти органы могут обеспечить построение и поддержание сильной, справедливой и современной правовой системы, отвечающей интересам государства и его граждан. Решение обозначенных проблем требует комплексного подхода, направленного на совершенствование как законодательной базы, так и правоприменительной практики, а также на повышение правовой культуры всех участников правотворческого процесса.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)