ИИ – это не будущее, а настоящее образование. Он действует как персональный ассистент учителя, беря на себя рутинные задачи и открывая новые возможности для персонализации [1, с. 12-29].
Эти инструменты полезны независимо от преподаваемого предмета.
1. Планирование уроков и создание материалов (генерирует планы уроков, разрабатывает структуру занятия, создает примеры, объяснения и идеи для обсуждения по заданной теме).
Сервисы:
- ChatGPT (OpenAI) – самый популярный и мощный инструмент.
- Gemini (Google) – хорошо интегрирован с поиском.
- Claude (Anthropic) – отлично работает с документами.
- ai – специализированная платформа для учителей с десятками точных инструментов (генератор рубрик, создатель тестов и др.).
2. Проверка домашних заданий и грамматики (проверяет орфографию, пунктуацию, стилистику и даже логику построения предложений в текстах).
Сервисы:
- LanguageTool – мощная проверка грамматики для многих языков.
- ChatGPT/Gemini – могут не только исправлять, но и объяснять ошибки.
3. Дифференциация обучения (адаптирует один и тот же материал для учеников с разным уровнем подготовки: упрощает или усложняет текст, создает задания разного уровня сложности) [3, с. 500-514].
ИИ активно используется учителями-предметниками. Приведу несколько примеров из различных областей.
Один из примеров для учителей истории и обществознания. Например:
- «Оживление» исторических персонажей: «представь, что ты Александр Македонский. Ответь на вопросы моих учеников о твоей стратегии в битве при Гавгамелах». Проводится интервью в режиме чата.
- Создание дебатов: «сгенерируй аргументы «за» и «против» для дебатов на тему «Была ли альтернатива коллективизации в СССР?»
Сервисы: ChatGPT, Perplexity.ai (отлично ищет информацию с указанием источников).
Второй пример для учителей математики.
- Создание бесконечных наборов задач: «сгенерируй 10 разных задач на теорему Пифагора для 8 класса, чтобы они включали нахождение катета, гипотенузы и проверку на прямоугольность треугольника».
- Пошаговое объяснение: ученик не понимает решение. Учитель копирует условие и неправильное решение и просит ИИ: «Разбери по шагам, где в этом решении системы уравнений допущена ошибка, и объясни, как ее исправить».
- Генерация практических примеров: «придумай 5 примеров из реальной жизни, где используются квадратные уравнения».
Сервисы: Wolfram Alpha – мощнейший вычислительный движок, Photomath, ChatGPT.
Третий пример для учителей физики, химии, биологии.
Объяснение сложных концепций: «объясни квантовую запутанность так, как если бы ты объяснял ее ученику 9 класса, используя аналогию».
Планирование виртуальных лабораторных работ: «опиши пошаговый план виртуальной лабораторной работы по электролизу воды. Какие вопросы следует задать ученикам на этапе рефлексии?».
Безопасные эксперименты: «предложи безопасный домашний эксперимент по химии, демонстрирующий реакцию нейтрализации, с использованием бытовых веществ (уксус, сода)».
Сервисы: ChatGPT, Labster (виртуальные лаборатории, используют симуляции), Wolfram Alpha для расчетов.
Использование искусственного интеллекта (ИИ) может значительно облегчить также работу классного руководителя, взяв на себя рутинные задачи и добавив аналитики в ключевые процессы.
Одна из подобных задач– административная работа и документооборот (составление отчетов, планов воспитательной работы, характеристик, написание писем, объявлений для родителей, заполнение журналов и ведение статистики, генерация текстов
Сервисы и инструменты:
- ChatGPT (OpenAI): наиболее популярный инструмент. Может писать планы, отчеты, письма родителям, сценарии мероприятий.
- Сайт: https://chat.openai.com/.
- Сайт: https://giga.chat (мощная модель, известная своей работой с длинными текстами и высокой точностью) [2, с. 12-17].
Пример:
«Напиши план воспитательной работы для 8 класса на первую четверть. Включи мероприятия по сплочению коллектива, профориентации и профилактике вредных привычек. Формат: таблица с колонками «Мероприятие», «Сроки», «Ответственные».
Вторая задача: персонализация обучения и работа с индивидуальными траекториями (подбор индивидуальных заданий для сильных и отстающих учеников, выявление склонностей и талантов учащихся).
- Яндекс.Учебник: предлагает персонализированные задания и подборки.
- Сайт: https://education.yandex.ru/.
- Пояснение: о персонализации в Яндекс.Учебнике.
- Платформы для профориентации (например, «Профилум»): Используют ИИ для анализа поведения и способностей ученика и рекомендации профессий. Сайт: https://profilum.ru/.
Третья задача: коммуникация с родителями и учениками (информирование о событиях, оценках, домашних заданиях, ответы на частые вопросы, напоминания).
- Чат-боты могут быть интегрированы в чаты класса (Telegram, VK) и автоматически отвечать на вопросы типа «Какое расписание на завтра?» или «Когда родительское собрание?» ИИ может помочь составить вежливое и тактичное сообщение для родителей о проблемах ученика.
Сервисы и инструменты:
- Чат-боты в Telegram: можно создать простого бота с помощью конструкторов.
- Конструкторы ботов: Manybot, BotFather.
- Инструменты для планирования рассылок (например, Trello, Notion): хотя это не чистый ИИ, они помогают автоматизировать коммуникацию.
Четвертая задача: воспитательная работа и внеурочная деятельность (подготовка классных часов, игр, квестов, создание викторин и интерактивных материалов, генерация идей для проектов.
Попросите ИИ придумать тему и план классного часа о дружбе или экологии. ИИ может быстро сгенерировать кроссворды, ребусы, вопросы для викторины по пройденной теме. Генерация изображений для наглядности мероприятий.
Сервисы и инструменты:
- ChatGPT, YandexGPT: Для генерации сценариев и текстового контента.
- Генераторы изображений (DALL-E, Midjourney, Kandinsky 3.0 от Яндекса): для создания уникальных иллюстраций к мероприятиям.
Сайты:
- https://www.bing.com/create (DALL-E), https://www.midjourney.com/.
- https://kandinsky.ai/.
- org: позволяет легко создавать интерактивные упражнения. Хотя это не ИИ, он решает ту же задачу.
- Сайт: https://learningapps.org/.
При работе с искусственным интеллектом следует учитывать важные ограничения и этические принципы. Вот некоторые из них:
- Конфиденциальность данных: нельзя загружать персональные данные учеников (ФИО, оценки) в публичные ИИ-сервисы. Используйте обезличенные данные.
- ИИ – помощник, а не замена: ответственность за принятие решений всегда лежит на педагоге. ИИ дает информацию к размышлению, но не заменяет человеческого общения и интуиции.
- Проверка информации: ИИ может «галлюцинировать» – выдавать неправдоподобную или ложную информацию. Всегда перепроверяйте сгенерированные им факты.
- Цифровая гигиена: используйте надежные пароли и официальные сервисы.
Таким образом, интеграция искусственного интеллекта в профессиональную деятельность учителя и классного руководителя открывает качественно новый этап в развитии образования. Искусственный интеллект не заменяет учителя, но учитель, который эффективно использует ИИ, заменит того, кто его игнорирует. Это высвобождает ценнейший ресурс – время– для реализации главной миссии: творческого преподавания, индивидуальной поддержки учеников и глубокой воспитательной работы [4, с. 20-21]. Ключевым преимуществом становится возможность персонализировать образовательный маршрут каждого ребенка на основе анализа больших данных, а также оперативно отслеживать его психологическое состояние и академический процесс. Однако успешная реализация этого потенциала требует взвешенного подхода, где технологическое развитие будет неразрывно связано с решением этических вопросов и сохранением эмоционального контакта в отношениях «учитель-ученик». В перспективе симбиоз педагогического мастерства и возможностей ИИ позволит создать более адаптивную, эффективную и гуманную образовательную среду [5, с. 8-29].
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)