Главная
АИ #44 (279)
Статьи журнала АИ #44 (279)
Искусственный интеллект в работе учителя и классного руководителя

Искусственный интеллект в работе учителя и классного руководителя

8 ноября 2025

Рубрика

Информационные технологии

Ключевые слова

искусственный интеллект (ИИ) в образовании
цифровизация школы
учитель-предметник
классный руководитель
анализ данных
автоматизация образования

Аннотация статьи

В статье анализируется, как инструменты искусственного интеллекта могут помочь педагогу в проверке заданий, составлении отчетов и индивидуальной работе с учениками, освобождая время для творческой и воспитательной деятельности.

Текст статьи

ИИ – это не будущее, а настоящее образование. Он действует как персональный ассистент учителя, беря на себя рутинные задачи и открывая новые возможности для персонализации [1, с. 12-29].

Эти инструменты полезны независимо от преподаваемого предмета.

1. Планирование уроков и создание материалов (генерирует планы уроков, разрабатывает структуру занятия, создает примеры, объяснения и идеи для обсуждения по заданной теме).

Сервисы:

  • ChatGPT (OpenAI) – самый популярный и мощный инструмент.
  • Gemini (Google) – хорошо интегрирован с поиском.
  • Claude (Anthropic) – отлично работает с документами.
  • ai – специализированная платформа для учителей с десятками точных инструментов (генератор рубрик, создатель тестов и др.).

2. Проверка домашних заданий и грамматики (проверяет орфографию, пунктуацию, стилистику и даже логику построения предложений в текстах).

Сервисы:

  • LanguageTool – мощная проверка грамматики для многих языков.
  • ChatGPT/Gemini – могут не только исправлять, но и объяснять ошибки.

3. Дифференциация обучения (адаптирует один и тот же материал для учеников с разным уровнем подготовки: упрощает или усложняет текст, создает задания разного уровня сложности) [3, с. 500-514].

ИИ активно используется учителями-предметниками. Приведу несколько примеров из различных областей.

Один из примеров для учителей истории и обществознания. Например:

  • «Оживление» исторических персонажей: «представь, что ты Александр Македонский. Ответь на вопросы моих учеников о твоей стратегии в битве при Гавгамелах». Проводится интервью в режиме чата.
  • Создание дебатов: «сгенерируй аргументы «за» и «против» для дебатов на тему «Была ли альтернатива коллективизации в СССР?»

Сервисы: ChatGPT, Perplexity.ai (отлично ищет информацию с указанием источников).

Второй пример для учителей математики.

  • Создание бесконечных наборов задач: «сгенерируй 10 разных задач на теорему Пифагора для 8 класса, чтобы они включали нахождение катета, гипотенузы и проверку на прямоугольность треугольника».
  • Пошаговое объяснение: ученик не понимает решение. Учитель копирует условие и неправильное решение и просит ИИ: «Разбери по шагам, где в этом решении системы уравнений допущена ошибка, и объясни, как ее исправить».
  • Генерация практических примеров: «придумай 5 примеров из реальной жизни, где используются квадратные уравнения».

Сервисы: Wolfram Alpha – мощнейший вычислительный движок, Photomath, ChatGPT.

Третий пример для учителей физики, химии, биологии.

Объяснение сложных концепций: «объясни квантовую запутанность так, как если бы ты объяснял ее ученику 9 класса, используя аналогию».

Планирование виртуальных лабораторных работ: «опиши пошаговый план виртуальной лабораторной работы по электролизу воды. Какие вопросы следует задать ученикам на этапе рефлексии?».

Безопасные эксперименты: «предложи безопасный домашний эксперимент по химии, демонстрирующий реакцию нейтрализации, с использованием бытовых веществ (уксус, сода)».

Сервисы: ChatGPT, Labster (виртуальные лаборатории, используют симуляции), Wolfram Alpha для расчетов.

Использование искусственного интеллекта (ИИ) может значительно облегчить также работу классного руководителя, взяв на себя рутинные задачи и добавив аналитики в ключевые процессы.

Одна из подобных задач– административная работа и документооборот (составление отчетов, планов воспитательной работы, характеристик, написание писем, объявлений для родителей, заполнение журналов и ведение статистики, генерация текстов

Сервисы и инструменты:

  • ChatGPT (OpenAI): наиболее популярный инструмент. Может писать планы, отчеты, письма родителям, сценарии мероприятий.
  • Сайт: https://chat.openai.com/.
  • Сайт: https://giga.chat (мощная модель, известная своей работой с длинными текстами и высокой точностью) [2, с. 12-17].

Пример:

«Напиши план воспитательной работы для 8 класса на первую четверть. Включи мероприятия по сплочению коллектива, профориентации и профилактике вредных привычек. Формат: таблица с колонками «Мероприятие», «Сроки», «Ответственные».

Вторая задача: персонализация обучения и работа с индивидуальными траекториями (подбор индивидуальных заданий для сильных и отстающих учеников, выявление склонностей и талантов учащихся).

  • Яндекс.Учебник: предлагает персонализированные задания и подборки.
  • Сайт: https://education.yandex.ru/.
  • Пояснение: о персонализации в Яндекс.Учебнике.
  • Платформы для профориентации (например, «Профилум»): Используют ИИ для анализа поведения и способностей ученика и рекомендации профессий. Сайт: https://profilum.ru/.

Третья задача: коммуникация с родителями и учениками (информирование о событиях, оценках, домашних заданиях, ответы на частые вопросы, напоминания).

  • Чат-боты могут быть интегрированы в чаты класса (Telegram, VK) и автоматически отвечать на вопросы типа «Какое расписание на завтра?» или «Когда родительское собрание?» ИИ может помочь составить вежливое и тактичное сообщение для родителей о проблемах ученика.

Сервисы и инструменты:

  • Чат-боты в Telegram: можно создать простого бота с помощью конструкторов.
  • Конструкторы ботов: Manybot, BotFather.
  • Инструменты для планирования рассылок (например, Trello, Notion): хотя это не чистый ИИ, они помогают автоматизировать коммуникацию.

Четвертая задача: воспитательная работа и внеурочная деятельность (подготовка классных часов, игр, квестов, создание викторин и интерактивных материалов, генерация идей для проектов.

Попросите ИИ придумать тему и план классного часа о дружбе или экологии. ИИ может быстро сгенерировать кроссворды, ребусы, вопросы для викторины по пройденной теме. Генерация изображений для наглядности мероприятий.

Сервисы и инструменты:

  • ChatGPT, YandexGPT: Для генерации сценариев и текстового контента.
  • Генераторы изображений (DALL-E, Midjourney, Kandinsky 3.0 от Яндекса): для создания уникальных иллюстраций к мероприятиям.

Сайты:

  • https://www.bing.com/create (DALL-E), https://www.midjourney.com/.
  • https://kandinsky.ai/.
  • org: позволяет легко создавать интерактивные упражнения. Хотя это не ИИ, он решает ту же задачу.
  • Сайт: https://learningapps.org/.

При работе с искусственным интеллектом следует учитывать важные ограничения и этические принципы. Вот некоторые из них:

  1. Конфиденциальность данных: нельзя загружать персональные данные учеников (ФИО, оценки) в публичные ИИ-сервисы. Используйте обезличенные данные.
  2. ИИ – помощник, а не замена: ответственность за принятие решений всегда лежит на педагоге. ИИ дает информацию к размышлению, но не заменяет человеческого общения и интуиции.
  3. Проверка информации: ИИ может «галлюцинировать» – выдавать неправдоподобную или ложную информацию. Всегда перепроверяйте сгенерированные им факты.
  4. Цифровая гигиена: используйте надежные пароли и официальные сервисы.

Таким образом, интеграция искусственного интеллекта в профессиональную деятельность учителя и классного руководителя открывает качественно новый этап в развитии образования. Искусственный интеллект не заменяет учителя, но учитель, который эффективно использует ИИ, заменит того, кто его игнорирует. Это высвобождает ценнейший ресурс – время– для реализации главной миссии: творческого преподавания, индивидуальной поддержки учеников и глубокой воспитательной работы [4, с. 20-21]. Ключевым преимуществом становится возможность персонализировать образовательный маршрут каждого ребенка на основе анализа больших данных, а также оперативно отслеживать его психологическое состояние и академический процесс. Однако успешная реализация этого потенциала требует взвешенного подхода, где технологическое развитие будет неразрывно связано с решением этических вопросов и сохранением эмоционального контакта в отношениях «учитель-ученик». В перспективе симбиоз педагогического мастерства и возможностей ИИ позволит создать более адаптивную, эффективную и гуманную образовательную среду [5, с. 8-29].

Список литературы

  1. Дж. Риш (John Richards) «Искусственный интеллект в образовании», изд.: Манн, Иванов и Фербер – 2023 г., 303 с.
  2. Корягин А.В., Корягина Е.Н. «Цифровая школа будущего», СПб.: Политехника, – 2022 г., 23 с.
  3. Краснова А., Смирнов М. «Использование чат-ботов в обучении», изд.: Альпина Паблишер – 2024 г., 574 с.
  4. Смирнов И.Б. «Учитель и искусственный интеллект в команде. М.: Педагогика – 2023 г., 29 с.
  5. Фрумин И.Д. «Учитель-человек» в цифровую эпоху. Вопросы образования, (4) – 2024 г., 45 с.

Поделиться

26

Халявка О. С. Искусственный интеллект в работе учителя и классного руководителя // Актуальные исследования. 2025. №44 (279). URL: https://apni.ru/article/13470-iskusstvennyj-intellekt-v-rabote-uchitelya-i-klassnogo-rukovoditelya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Информационные технологии»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#45 (280)

Прием материалов

8 ноября - 14 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

19 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 декабря