Главная
Конференции
Практическая синергия: от фундаментальных исследований к прорывным технологиям
Менторство как эффективный метод адаптации молодого педагога в учреждениях средн...

Менторство как эффективный метод адаптации молодого педагога в учреждениях среднего профессионального образования

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

менторство
педагог-наставник
модели наставничества в СПО

Аннотация статьи

В статье рассматривается менторство-наставничество как одно из приоритетных направлений работы в системе СПО.

Текст статьи

В системе среднего профессионального образования (СПО) менторство выступает как ключевой и действенный способ адаптации начинающих преподавателей. Успешное менторство играет определяющую роль в развитии необходимых личностных качеств у молодого педагога, его интеграции в профессиональную среду, а также в повышении компетенций в сфере обучения.

Менторство – это процесс целенаправленной передачи знаний, навыков и опыта от опытного наставника к специалисту, делающему первые шаги в профессии или нуждающемуся в профессиональном росте.

В учебных заведениях СПО наставничество интегрируется в образовательный процесс с целью: совершенствования профессионального уровня молодого специалиста; ускорения адаптации к условиям работы, развития способности к организации учебной и внеучебной деятельности; стимулирования к непрерывному самообразованию и достижению карьерных высот; развития критического мышления и умений в формировании профессиональных компетенций.

Для обеспечения эффективности наставничества в СПО, необходимо учитывать ряд важных аспектов:

  • Регулярная обратная связь. Педагог-наставник должен систематически оценивать прогресс молодого специалиста, предоставляя практические рекомендации и поддерживая его мотивацию к профессиональному росту. Молодой педагог также должен иметь возможность делиться своими мыслями о методах работы наставника.
  • Персонализированный подход. Наставничество должно учитывать индивидуальность каждого молодого специалиста, его уникальные черты, интересы, стиль обучения и цели. Наставник должен уметь определять сильные стороны, способности и личные качества молодого специалиста, основываясь на которых разрабатывать индивидуальный план работы.
  • Установление доверительных отношений. Важно создать атмосферу доверия и взаимной поддержки, где молодой специалист может свободно выражать свои мысли, задавать вопросы и делиться своими трудностями.
  • Оптимизация методического обеспечения. Наставник способствует обогащению методической базы новыми подходами, современными примерами и актуальными задачами, отражающими тенденции и реалии профессии.

Существуют различные модели наставничества, которые могут быть применены в учреждениях СПО, например кросс-наставничество – это когда опытные профессионалы из разных, но смежных областей работают с молодыми специалистами.

Или параллельное наставничество, когда несколько педагогов-наставников работают с несколькими молодыми специалистами. Так же в колледжах распространённым видом является групповое наставничество, оно предполагает взаимодействие наставника с группой молодых специалистов.

Для результативного внедрения наставничества в СПО необходимо: тщательно отбирать наставников, организовывать обучающие мероприятия для наставников, регулярно проводить мониторинг и оценку эффективности наставничества, использовать современные технологии для оптимизации процесса.

Эффективное наставничество в СПО требует комплексного подхода, ориентированного на потребности молодых преподавателей и качественную подготовку наставников. Для достижения успеха необходимо внедрять современные модели, развивать профессиональные качества наставников, создавать систему обратной связи и использовать современные технологии.

Таким образом, наставничество в учреждениях среднего профессионального обучения помогает улучшить адаптацию начинающих педагогов, вооружая их не только знаниями, но и необходимыми навыками, личностными качествами и уверенностью в своих силах. Это способствует формированию профессиональной и социальной идентичности молодых специалистов, что положительно сказывается на их дальнейшей карьере.

Поделиться

163

Трухачева С. Н., Трухачёва Л. В., Калашникова Н. И., Матвеева Д. А. Менторство как эффективный метод адаптации молодого педагога в учреждениях среднего профессионального образования // Практическая синергия: от фундаментальных исследований к прорывным технологиям : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 ноября 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. С. 95-96. URL: https://apni.ru/article/13475-mentorstvo-kak-effektivnyj-metod-adaptacii-molodogo-pedagoga-v-uchrezhdeniyah-srednego-professionalnogo-obrazovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (286)

Прием материалов

20 декабря - 26 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

31 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января