Главная
Конференции
Практическая синергия: от фундаментальных исследований к прорывным технологиям
Менторство как эффективный метод адаптации молодого педагога в учреждениях средн...

Менторство как эффективный метод адаптации молодого педагога в учреждениях среднего профессионального образования

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

менторство
педагог-наставник
модели наставничества в СПО

Аннотация статьи

В статье рассматривается менторство-наставничество как одно из приоритетных направлений работы в системе СПО.

Текст статьи

В системе среднего профессионального образования (СПО) менторство выступает как ключевой и действенный способ адаптации начинающих преподавателей. Успешное менторство играет определяющую роль в развитии необходимых личностных качеств у молодого педагога, его интеграции в профессиональную среду, а также в повышении компетенций в сфере обучения.

Менторство – это процесс целенаправленной передачи знаний, навыков и опыта от опытного наставника к специалисту, делающему первые шаги в профессии или нуждающемуся в профессиональном росте.

В учебных заведениях СПО наставничество интегрируется в образовательный процесс с целью: совершенствования профессионального уровня молодого специалиста; ускорения адаптации к условиям работы, развития способности к организации учебной и внеучебной деятельности; стимулирования к непрерывному самообразованию и достижению карьерных высот; развития критического мышления и умений в формировании профессиональных компетенций.

Для обеспечения эффективности наставничества в СПО, необходимо учитывать ряд важных аспектов:

  • Регулярная обратная связь. Педагог-наставник должен систематически оценивать прогресс молодого специалиста, предоставляя практические рекомендации и поддерживая его мотивацию к профессиональному росту. Молодой педагог также должен иметь возможность делиться своими мыслями о методах работы наставника.
  • Персонализированный подход. Наставничество должно учитывать индивидуальность каждого молодого специалиста, его уникальные черты, интересы, стиль обучения и цели. Наставник должен уметь определять сильные стороны, способности и личные качества молодого специалиста, основываясь на которых разрабатывать индивидуальный план работы.
  • Установление доверительных отношений. Важно создать атмосферу доверия и взаимной поддержки, где молодой специалист может свободно выражать свои мысли, задавать вопросы и делиться своими трудностями.
  • Оптимизация методического обеспечения. Наставник способствует обогащению методической базы новыми подходами, современными примерами и актуальными задачами, отражающими тенденции и реалии профессии.

Существуют различные модели наставничества, которые могут быть применены в учреждениях СПО, например кросс-наставничество – это когда опытные профессионалы из разных, но смежных областей работают с молодыми специалистами.

Или параллельное наставничество, когда несколько педагогов-наставников работают с несколькими молодыми специалистами. Так же в колледжах распространённым видом является групповое наставничество, оно предполагает взаимодействие наставника с группой молодых специалистов.

Для результативного внедрения наставничества в СПО необходимо: тщательно отбирать наставников, организовывать обучающие мероприятия для наставников, регулярно проводить мониторинг и оценку эффективности наставничества, использовать современные технологии для оптимизации процесса.

Эффективное наставничество в СПО требует комплексного подхода, ориентированного на потребности молодых преподавателей и качественную подготовку наставников. Для достижения успеха необходимо внедрять современные модели, развивать профессиональные качества наставников, создавать систему обратной связи и использовать современные технологии.

Таким образом, наставничество в учреждениях среднего профессионального обучения помогает улучшить адаптацию начинающих педагогов, вооружая их не только знаниями, но и необходимыми навыками, личностными качествами и уверенностью в своих силах. Это способствует формированию профессиональной и социальной идентичности молодых специалистов, что положительно сказывается на их дальнейшей карьере.

Поделиться

7

Трухачева С. Н., Трухачёва Л. В. Менторство как эффективный метод адаптации молодого педагога в учреждениях среднего профессионального образования // Практическая синергия: от фундаментальных исследований к прорывным технологиям : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 ноября 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13475-mentorstvo-kak-effektivnyj-metod-adaptacii-molodogo-pedagoga-v-uchrezhdeniyah-srednego-professionalnogo-obrazovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#45 (280)

Прием материалов

8 ноября - 14 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

19 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 декабря