С каждым годом семейное образование становится всё более популярным, сейчас в России около 8 тыс. детей обучаются сами. В Белгородской области количество «семейников» постоянно растёт: если в 2016/2017 учебном году их было 96, то на 1 сентября 2019-го уже 230 человек. Семейное образование – это добровольный перенос ответственности за обучение ребёнка со школы на родителей. В этом случае школа только проводит аттестацию, но никак не участвует в учебном процессе. Для перехода на семейное образование не нужно никаких причин кроме желания родителей [1]. Семейное образование появилось гораздо раньше привычной нам школы. В допетровские времена детей чтению и письму обучали церковные служители. После воцарения Петра I в России установилась светская культура и появился повышенный интерес ко всему иностранному. Гувернеры и гувернантки, которые обучали детей, были еще и воспитателями, советчиками, компаньонами в путешествиях. В большой степени они заменяли детям родителей. С приходом коммунизма, долгий и интересный путь семейного образования был прерван. Государство полностью взяло на себя роль учителя и воспитателя. Семейное образование запретили. Теперь же, когда коммунизм канул в лету, семейное образование снова имеет право на существование. Обратимся к известным личностям, чьему мнению, как правило, чаще прислушиваются. Почему семейное обучение становится все более популярным?
Проанализировав информацию, находящуюся в открытом доступе (мнения родителей, общение на форумах, сайтах, статьи газет и телепередачи) можно выделить основные причины перехода на семейное образование:
- Конфликт со школой, сверстниками, учителем;
- Нехватка времени для посещения школы (спортсмены и т.д.);
- Недовольство системой образования (качеством преподавания, учебным материалом и т.д.);
- Религиозные убеждения;
- Потакание прихотям ребенка (не желание соблюдать режим дня, подчиняться необходимым правилам [4].
Что же хорошего в семейном образовании? Аргументы «за»:
1. Родители могут регулировать ежедневные нагрузки и режим ребенка.
2. Каждый ребенок занимается в своем темпе – это принципиальное отличие семейного обучения от школьного. На семейном обучении у ребенка есть возможность изучать непонятную тему до тех пор, пока все не станет кристально ясно, с другой стороны, не засиживаться на темах, которые ребенку понятны.
3. В семейной школе нет обязательных учебников. Дети могут учиться с учетом индивидуальных особенностей, пристрастий и способностей, по своей программе, по своему учебнику. Они учатся работать с разными источниками информации и обобщать сведения [1].
А каковы аргументы «против»:
1. Первый и самый главный аргумент, который активно обсуждается сторонниками и противниками семейного обучения - социализация.
В школе ребёнок учится контактировать со сверстниками, разрешать конфликты, узнаёт о таких понятиях, как взаимовыручка, взаимовыгода. Конечно, при наличии постоянных кружков, занимающих значительную часть дня, эта проблема сглаживается, но не в полной мере. Проблемы с социализацией могут обнажиться уже в вузе, когда ребёнок, проучившись все школьные годы дома, столкнётся с тем, что есть общество, к которому нужно подстраиваться, принимать какие-то правила, решать какие-то вопросы [2].
2. Здесь мы подошли ко второму минусу: неприспособленности домашнего ребёнка к системе: своду правил, нюансов, устоев, соблюдения которых так или иначе требует коллектив. И самое важное – необходимо наличие самодисциплины как у родителя, так и у ребёнка.
3. Семейное обучение требует большой ответственности дисциплинированности родителя, потому что всё в большей степени будет строиться на нём. Ведь никто, кроме родителя, не будет виноват в том, что ребёнок чего-то не знает. Здесь нет условной Марьи Ивановны, которая недодала, есть только семья. Именно родитель должен планировать образовательный процесс, контролировать изучение предметов ребёнком, где-то вникать и преподавать школьную программу. Поэтому переход на семейное обучение – очень сложное решение, где важна зрелость, чёткость, осознанность, готовность тратить на это силы и время» [1].
Одним из путей предотвращения или предупреждения причин перехода на семейное образование является принятие в Белгородской области стратегии «Доброжелательная школа». А конкретнее хотелось бы отметить «Кодекс доброжелательности» участников образовательных отношений Белгородской области, который представляет собой свод общих нравственных принципов и основных морально-нравственных норм и правил поведения, общения участников образовательного процесса внутри образовательной организации и во внешнем мире. Целью кодекса доброжелательности является:
- установление этических взаимоотношений между всеми участниками образовательных отношений;
- обеспечение улучшения психологического микроклимата в педагогическом и ученическом коллективах;
- повышение уровня культуры взаимоотношений участников образовательных отношений.
Участник образовательных отношений рассматривается в первую очередь как уникальная, неповторимая, своеобразная личность со своими особенностями, возможностями, интересами, верованиями, традициями, создающая свой человеческий потенциал и активно проявляющая себя в трудовой (учебной) или иной общественно признаваемой деятельности. Он стремится использовать свои знания, умения, время, таланты для улучшения жизни своей собственной, своей семьи, своей малой родины, страны [5].
В образовательной организации терпимо относятся к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, не противоречащих Российскому законодательству, и создаются условия для обмена взглядами и мнениями, возможности договориться и найти общий язык. За принятием решения перехода на семейное образование, естественно, стоят внутренние причины (психологические, социальные и медицинские). Так или иначе, каждый родитель самостоятельно выбирает форму получения образования для своего ребенка, исходя из его потребностей и особенностей. Но нет сомнения, что семейное образование будет иметь развитие. Дальнейшее изучение семейного образования позволит проанализировать трудности обучения, конкретные методы и разработать в соответствии с этим разные формы сопровождения и помощи в системе семейного образования.