В настоящее время преступления коррупционной направленности в сфере здравоохранения получили наибольшую распространённость, и обладают высокой степенью латентности, что затрудняет процесс раскрытия и расследования данной категории уголовных дел. Особенностью данного вида преступлений является то, что на практике можно заметить лишь единичные случаи их применения, либо их отсутствие вообще. Уголовное законодательство закрепляет и раскрывает сущность должностных преступлений в сфере здравоохранения, а именно, получение взятки по ст. 290 УК РФ и служебный подлог по ст. 292 УК РФ, к которому относится фальсификация официальных документов, таких как история болезни, амбулаторная карта и больничный лист [1].
Следует сказать, что, рассматривая коррупционные преступления в сфере здравоохранения (и не только), а именно, в криминалистическом аспекте можно выделить несколько основных форм и видов, которые наиболее часто встречаются на практике. Во-первых, это растрата и незаконное присвоение средств, выделенных на нужды здравоохранения. Так, например, медикаменты и иные активы здравоохранения зачастую становятся предметом незаконного присвоения для их эксплуатации в частной медицинской деятельности или дальнейшей перепродажи. Во-вторых, это преступления в сфере государственных закупок, которые обычно характеризуются фиктивным увеличением расходов на строительные работы и закупку оборудования (якобы дорогостоящего), а также заведомо завышение цен за получаемые медицинским учреждением ресурсы. В-третьих, это преступления в платежных системах, характерной чертой которых является мошеннические схемы в подлоге документов для получения в последующем соответствующей страховой выплаты, а также размещение медицинскими работниками необоснованных и фиктивных счетов за услуги, факт оказания которых на самом деле отсутствует. В-четвёртых, это преступления, связанные с системой поставок лекарственных препаратов, так, например Следственным управлением Следственного комитета по Иркутской области было установлено, что группа лиц, включая сына экс-министра здравоохранения, похитила более 90 миллионов рублей. Преступная схема заключалась в поставках медицинским учреждениям контрафактных и должным образом незарегистрированных средств индивидуальной защиты - масок и респираторов [2].
И, наконец, ряд преступлений в организациях, которые предоставляют медицинские услуги. К числу наиболее распространённых составов таких видов преступлений относят: получение взяток, так, например, следствием была задержана в июле 2021 г. по подозрению во взяточничестве исполняющая обязанности заведующей патологоанатомическим отделением. Медицинский работник, по версии следователей, получила око 170 тыс. рублей от агента похоронной службы за ускоренное оформление документов для родственников усопших [3]. Приведённый пример не является исключительным случаем из судебной практики, однако, в большинстве случаев можно заметить, что вознаграждение обычно в виде взятки выступала как некая реклама или рекомендация услуг похоронных компаний родственникам умерших [4]. Инцидент, зафиксированный в Нижнем Новгороде, демонстрирует качественно иную природу правоотношений и более высокий уровень общественной опасности. В 2020 г., когда наша страна столкнулась с вызовом глобального масштаба – пандемией, которая выступила в качестве сдерживающего фактора экономического и социального развития. Так, в пандемийный период особо обострилась ситуация осуществления погребения умерших. Данная ситуация привела к формированию многодневных (неделя и более) очередей в моргах и таким образом «вынудила» родственников умерших обратиться в похоронные бюро, которые могут «быстро решить вопрос».
Преступления коррупционной в сфере здравоохранения направленности отличаются особым механизмом следообразования. Для более успешного раскрытия и расследования коррупционных преступлений в сфере здравоохранения, следственные органы должны уделить особо внимание на выявление, фиксацию и анализу комплекса таких следов как: материальные, которые включают в себя макро- и микрообъекты (кадровые документы, договоры, реестры), вещественные доказательства (лекарства, банковские счета), а также следы – отображения (отпечатки пальцев рук, например); электронно-цифровые следы, которые чаще всего «оставляются» должностными лицами медицинских учреждений в базах данных, а также аудио-записи и видеоматериалы, формирующиеся и хранящиеся в соответствующих учреждениях здравоохранения; идеальные следообразования представляют собой процессы запоминания в памяти человека и последующее воспроизводство каких-либо лиц, фактов которые прямо или косвенно связаны с совершением преступления, например, допрос свидетелей, подозреваемых; значительные изменения в организме человека (наличие следов хирургического вмешательства, имплантов, импортного кардиостимулятора) [5, с. 468].
Отличительными признаками коррупционных преступлений в сфере здравоохранения являются способ, обстановка и сокрытие рассматриваемой категории преступлений.
Преступления коррупционной направленности характеризуются специфической средой или обстановкой совершения преступления, регулируемой комплексным набором нормативно-правовых актов. Данные акты отражают и закрепляют правила исполнения служебных обязанностей персонала медицинских учреждений. Поэтому, лицам, осуществляющим предварительное следствие по делам данной категории, требуется не только найти лиц, которые были, возможно, причастны к совершению или сокрытию преступления, но и тщательно изучить нормативно-правовые акты и ведомственные документы, которые регулируют и определяют правила в конкретной области медицины (фармацевтическая деятельность, проведение медицинской реабилитации, осуществление медицинских экспертиз), где было совершено правонарушение [6, с. 310]. Это связано с тем, что медицинские работники, нередко используя свои специальные познания в ходе совершения преступления в сфере здравоохранения, которые сложно поддаются доказыванию. Ярким примером является выдача фиктивного больничного листа, в котором обычно указывается диагноз, который не поддается объективной проверке, либо потому, что некоторые заболевания ставятся «на словах» (как остеохондроз), либо потому, что симптомы быстро проходят (как ОРВИ или простуда). Именно поэтому, расследуя преступления, совершенные в сфере здравоохранения требуется привлекать экспертов с медицинским образованием, которые компетентны в области здравоохранения.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что коррупционные преступления, совершаемые в сфере здравоохранения обладают высокой степенью латентности, а также несовершенством научной криминалистической изученности, что существенно затрудняет их процесс расследования и раскрытия. Для устранения данных проблем следует более детально исследовать способы, механизмы совершения и сокрытия преступления, личность преступника, обстановку совершения преступления, а также механизм следообразования и при необходимости привлекать специалистов, обладающих специальными медицинскими познаниями, которыми не обладают, например, следственные сотрудники.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)