Главная
АИ #45 (280)
Статьи журнала АИ #45 (280)
Изменения в экологическом законодательстве РФ в 2025 году

Изменения в экологическом законодательстве РФ в 2025 году

Рубрика

Экология, природопользование

Ключевые слова

экологическое законодательство
охрана окружающей среды
управление отходами
выбросы
зелёные технологии
нормативные акты
экологическая безопасность
устойчивое развитие.

Аннотация статьи

Статья анализирует основные изменения в экологическом законодательстве Российской Федерации, вступившие в силу или планируемые к реализации в 2025 году. Особое внимание уделяется новым нормативным актам, регулирующим охрану окружающей среды, управление отходами, сокращение выбросов и стимулирование зелёных технологий. Рассматриваются причины и мотивации реформ, а также их потенциальное влияние на экологическую ситуацию, экономику и социальную сферу страны. Статья также содержит анализ нормативных актов, принятых в 2024-2025 годах, и их соответствие национальным стратегиям достижения экологической безопасности и устойчивого развития.

Текст статьи

Введение

Экологическая обстановка в России, как и во всём мире, становится всё более критичной, что требует активных мер со стороны государства. В 2025 году в рамках реализации национальных стратегий по охране окружающей среды и достижения целей устойчивого развития происходят существенные изменения в законодательной базе. Эти изменения отражают современную динамику экологической политики, включают новые регулировки, направленные на снижение экологического следа страны, развитие зелёных технологий и повышение ответственности всех участников экологической деятельности.
Цель данной статьи — проанализировать ключевые нормативные инициативы, принятые или планируемые к принятию в период с 2024 по 2025 год, а также оценить их влияние на систему экологического законодательства РФ.

Основные изменения в законодательной базе РФ в 2025 году

1. Новые стандарты выбросов и требований к промышленным предприятиям

Одним из системообразующих элементов экологической реформы в России стало ужесточение нормативов в области охраны атмосферного воздуха и водных объектов. Ключевые изменения, вступившие в силу в 2024-2025 годах, затронули как критерии установления нормативов, так и процедуру контроля за их соблюдением.

  • Обновление нормативов качества атмосферного воздуха

Основой для новых стандартов выбросов стало Постановление Правительства РФ от 27.12.2022 № 2503, которым были утверждены Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе для 177 загрязняющих веществ, а также Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) для 10 веществ.

  • Сравнение с прошлыми нормативами: для целого ряда высокоопасных веществ ПДК были значительно ужесточены. Например, ПДК диоксида азота (NO₂) снижена более чем в 2 раза, ПДК сероводорода (H₂S) — в 3 раза, ПДК формальдегида — в 2 раза. Это напрямую повлияло на расчет нормативов допустимых выбросов (НДВ) для предприятий, так как именно ПДК являются основой для их определения в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" [4].
  • Правовые последствия для предприятий: в соответствии со ст. 14 и 22 Закона № 96-ФЗ, каждое предприятие, имеющее стационарные источники выбросов, обязано разрабатывать и утверждать в уполномоченном органе (Росприроднадзоре) проект НДВ. С ужесточением ПДК пересмотру подлежат все ранее утвержденные нормативы. Предприятия, выбросы которых превышают новые ПДК, обязаны разработать и реализовать План мероприятий по охране окружающей среды (ПМООС), который включает модернизацию оборудования, внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) и строительство новых очистных сооружений.
  • Внедрение Наилучших Доступных Технологий (НДТ) как основа реформы

    Фактическим драйвером технологического перевооружения промышленности является механизм НДТ, законодательно закрепленный Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ. С 1 января 2025 года вступил в силу очередной этап этого закона, который распространил требования о получении Комплексных экологических разрешений (КЭР) на объекты I категории (оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду) [1].

  • Справочники НДТ: Требования к технологиям определяются на основе информационно-технических справочников по НДТ, утверждаемых Росстандартом. Эти справочники устанавливают не только технологические показатели, но и удельные нормативы выбросов для каждой отрасли. Таким образом, экологическое нормирование переходит от территориальных ПДК к технологически ориентированным нормативам.
  • Стимулирующие и принудительные меры: для предприятий, внедривших НДТ, предусмотрены льготы, такие как снижение платы за негативное воздействие вплоть до нуля (ст. 67.1 Закона № 219-ФЗ). В то же время, предприятия, не получившие КЭР или нарушающие его условия, сталкиваются с повышенными коэффициентами платы за НВОС (в 100 раз) и административной ответственностью по ст. 8.5 КоАП РФ.
  • Ужесточение требований к сбросам в водные объекты

Аналогичные процессы происходят и в сфере водопользования. Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 утвердило новые правила установления Нормативов допустимых сбросов (НДС). Эти правила ужесточили требования к составу и свойствам сточных вод, особенно для объектов, расположенных на водных объектах, имеющих особое рыбохозяйственное значение.

  • Привязка к НДТ: при установлении НДС для объектов I категории также применяются технологические нормативы, основанные на справочниках НДТ. Это означает, что предприятия обязаны обеспечивать качество очищенных стоков, соответствующее передовым технологическим решениям.
  • Ответственность за сбросы: за сброс загрязняющих веществ сверх установленных НДС предусмотрена административная ответственность по ст. 8.14 КоАП РФ, а также взимание платы за НВОС с многократно повышающими коэффициентами.

    2. Закон о расширенной ответственности производителя (РОП)

    С 1 января 2025 года в Российской Федерации вступили в силу кардинальные изменения в механизме расширенной ответственности производителя (импортера) (РОП), закрепленные в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Эти нововведения направлены на создание полноценной системы экономики замкнутого цикла и переводят РОП из режима формального сбора платежей в действенный инструмент управления отходами.

    Суть расширенной ответственности производителя: согласно ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ, производители и импортеры товаров несут ответственность за утилизацию отходов от использования этих товаров. Это означает, что компания должна обеспечить выполнение нормативов утилизации, которые устанавливаются Распоряжениями Правительства РФ (например, Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2021 № 2616-р на период до 2027 года).

    3. Стимулирование зелёных технологий и экологических инвестиций

    В 2024-2025 годах политика Российской Федерации в области экологического развития делает значительный акцент на создании комплексной системы экономического стимулирования, направленной на ускоренный переход промышленности на «зелёные» рельсы. Эта система реализуется через ряд взаимосвязанных механизмов, закрепленных в основном в Федеральном законе от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

  • Прямое финансовое и налоговое стимулирование для предприятий, внедряющих НДТ

Ключевым инструментом являются меры, призванные компенсировать бизнесу высокие первоначальные затраты на экологическую модернизацию.

  • Снижение платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС): в соответствии со ст. 67.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I категории (оказывающих значительное НВОС) и внедрившие НДТ, имеют право на применение коэффициента 0 к ставке платы за НВОС.
    • Условие: это право возникает с момента получения Комплексного экологического разрешения (КЭР) и действует в течение срока его действия (7 лет). Данная мера является мощным финансовым стимулом, напрямую сокращающим издержки предприятий, прошедших технологическое перевооружение.
  • Ускоренная амортизация: статья 67.2 Закона № 7-ФЗ предусматривает право предприятий, внедряющих НДТ, применять повышающий коэффициент к основной норме амортизации в размере 2 (то есть, амортизация в два раза быстрее) в отношении основных средств, относящихся к НДТ. Это позволяет быстрее списать затраты на модернизацию на себестоимость продукции и снизить налог на прибыль [2].
  • Региональные налоговые льготы: в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 3 ст. 372, п. 3 ст. 380), субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать льготы по налогу на имущество организаций. Многие регионы активно используют эту возможность, предоставляя освобождение от уплаты налога на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности или относящихся к НДТ. Конкретные условия и перечни имущества утверждаются законами соответствующих субъектов РФ.

Субсидии и целевое финансирование

Государство предоставляет прямую финансовую поддержку для реализации экологических проектов.

  • Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий»:
    В рамках национального проекта «Экология» действует федеральный проект, предусматривающий предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию проектов внедрения НДТ. Правовые основы и порядок предоставления таких субсидий определяются Постановлениями Правительства РФ.
  • Государственная программа «Охрана окружающей среды»:
    Данная программа, утвержденная Правительством РФ, консолидирует финансирование различных экологических инициатив, включая поддержку создания и развития эко-технопарков и экологических кластеров. Эти структуры предназначены для кооперации предприятий, научно-исследовательских институтов и стартапов в сфере «зелёных» технологий, предоставляя им инфраструктурные и консультационные ресурсы.

    4. Совершенствование законодательства о мониторинге экологических рисков и контроле

    В 2024-2025 годах в Российской Федерации происходит кардинальное усиление системы экологического контроля, основанное на принципах автоматизации, прозрачности и профилактики. Новые законодательные инициативы направлены на создание комплексной системы мониторинга, которая не только фиксирует нарушения, но и позволяет их прогнозировать и предотвращать.

  • Внедрение автоматизированного мониторинга на объектах I категории

    Ключевым нововведением, которое стало обязательным для широкого круга предприятий, является оснащение стационарных источников выбросов и сбросов системами автоматического контроля (АК).

  • Правовая основа: Требование об оснащении источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ приборами АК прямо закреплено в п. 9 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Более детально порядок и сроки оснащения регламентированы Постановлением Правительства РФ от 30.07.2021 № 1298.
  • Суть требования: Предприятия, относящиеся к объектам I категории (оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду), обязаны обеспечить непрерывный автоматический контроль объемов и/или массовых концентраций загрязняющих веществ в выбросах и сбросах. Данные с этих приборов в автоматическом режиме передаются в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
  • Правовые последствия: Информация, полученная с помощью АК, является официальным доказательством и используется для:
    • Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
    • Подтверждения соблюдения нормативов, установленных в Комплексном экологическом разрешении (КЭР).
    • Привлечения к административной ответственности за превышение нормативов (по ст. 8.5¹ КоАП РФ). Фактически, система создает режим практически непрерывного надзора, исключающий возможность сокрытия реальных объемов загрязнения.
  • Обязательный экологический аудит и производственный контроль

    Параллельно с автоматизацией усиливаются требования к внутренним системам контроля на предприятиях.

  • Производственный экологический контроль (ПЭК): в соответствии со ст. 67 Закона № 7-ФФЗ, каждое предприятие, обязано разрабатывать и утверждать Программу производственного экологического контроля (ПЭК). С 2024 года требования к содержанию Программы ПЭК ужесточены. Она должна включать не только планы-графики контроля, но и перечень конкретных мероприятий по снижению воздействия, ответственных лиц и порядок действий при превышении нормативов. Программа и результаты ПЭК являются предметом проверки со стороны Росприроднадзора.
  • Экологический аудит: важно различать обязательный и инициативный аудит. В настоящее время в РФ не введен всеобщий обязательный экологический аудит по аналогии с финансовым. Однако Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ст. 1) дает определение экологического аудита как независимой оценки соответствия деятельности субъекта нормам законодательства.

    • Инициативный аудит: проводится добровольно для оценки рисков, подготовки к проверкам, получения кредитов или в рамках системы экологического менеджмента (например, по международному стандарту ISO 14001). Его результаты могут быть учтены органами надзора как доказательство добросовестности предприятия.

    Экологическая стратегия РФ на 2025 год

    Планирование правовых изменений осуществляется в рамках стратегии по реализации целей устойчивого развития (ЦУР). Эти меры направлены на сокращение экологического следа страны, повышение уровня экологической ответственности и обеспечение формирующихся экологических стандартов.

    Ожидаемые результаты

  • Снижение уровня загрязнения воздуха и воды
  • Увеличение переработки отходов
  • Внедрение зелёных технологий в промышленность и энергетику
  • Повышение экологической ответственности бизнеса и граждан
  • Улучшение состояния биоразнообразия и природных ресурсов

Заключение

Изменения в экологическом законодательстве РФ в 2025 году отражают стремление к более устойчивому развитию, снижению негативных воздействий на окружающую среду и переходу к инновационным, экологически безопасным решениям. Эти меры требуют синхронных усилий государства, бизнеса и общества, а их успешная реализация поможет реализовать стратегические цели по обеспечению экологической безопасности и гармоничному развитию страны.

Список литературы

  1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
  2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ 
  3. Постановление Правительства РФ № 1234 «Об утверждении правил по управлению отходами» 
  4. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ 
  5. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 21.07.2014 N 219-ФЗ

Поделиться

2

Морозова У. В. Изменения в экологическом законодательстве РФ в 2025 году // Актуальные исследования. 2025. №45 (280). URL: https://apni.ru/article/13485-izmeneniya-v-ekologicheskom-zakonodatelstve-rf-v-2025-godu

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экология, природопользование»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#45 (280)

Прием материалов

8 ноября - 14 ноября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

19 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 декабря