Цель: выделить ключевые особенности, перспективные преимущества внедрения цифровых образовательных моделей в процессы анимационного производства для снижения себестоимости выпуска произведений искусства по направлениям анимация и мультипликация.
Метод: обобщение, сравнение, сопоставление, теоретико-практическая оценка, комплексный анализ, а также изучение выводов из научных трудов экспертов по теме трансформации анимационного производства, цифровизацию анимации и другой творческой деятельности.
Введение
Эволюция цифровых технологий способствовала переходу от покадровой съемки к использованию алгоритмов искусственного интеллекта, автоматизации всех процессов анимационного производства. В последние несколько лет актуальным направлением совершенствования искусства движущихся изображений стало внедрение современных образовательных моделей, базирующихся на комплексном подходе, а также интеграции творчества, учебной деятельности и предпринимательства. Многие ВУЗы России, стран СНГ и стран Европы переходят на инновационные модели преподавания, создавая условия для активного участия учащихся в создании уникальных анимационных проектов.
Наиболее эффективными признаны такие цифровые образовательные модели, как гибридное обучение, персонализированное и адаптивное, онлайн-курсы, дистанционные занятия и применение геймификации, виртуальной и дополненной реальности. Главным преимуществом этих методик является тот факт, что учебная деятельность становится максимально доступной, интерактивной, ориентированной на индивидуальные потребности, интересы студентов. А интеграция обучения и производства в сфере анимации позволяет сократить себестоимость выпуска коротких рекламных или социальных видеороликов. Сравнительный анализ эффективности алгоритмов ИИ подтвердил, что цифровые технологии существенно уменьшают время и затраты на создание анимационных фильмов разных категорий [1].
Факторы, влияющие на снижение себестоимости анимационного производства
Цифровизация становится общественно значимым трендом, стирающим границы между творчеством и технологическими аспектами выполнения разных профессиональных задач. В контексте анимационного производства ключевой потребностью была автоматизация покадровой съемки, подготовки исходных материалов и их систематизация для дальнейшего использования. Внедрение цифровых образовательных моделей положительно повлияло, как на учебную деятельность, так и на процесс выпуска готовых творческих проектов. Отдельно стоит отметить, что развитие анимационного производства в Российской Федерации, совершенствование мультипликации и кинематографа напрямую связано с реализацией технологий искусственного интеллекта. Благодаря функциональным возможностям мгновенной обработки больших массивов данных, поиску скрытых закономерностей и запоминанию примеров, ИИ формирует новые условия для создания документальных, развлекательных фильмов и коротких роликов. Происходит ускорение, оптимизация всех процессов производства, а также удается достигнуть невероятного уровня реалистичности, детализации визуальных образов, движений персонажей [2, 3]. Сейчас важным направлением использования алгоритмов машинного обучения в анимации является автоматизация создания образов персонажей и реалистичного окружения в пространстве через цифровое моделирование, а также иные схожие технологии. Впечатляющим примером такой идеи стал алгоритм от исследователей из Калифорнийского университета в Беркли, который генерирует высокоточные трехмерные модели персонажей и предметов на базе нескольких двумерных изображений. Такой подход позволил сильно уменьшить время и трудозатраты на создание визуальных образов, в первую очередь «живых мультипликационных героев» [4]. Ниже на рисунке № 1 представлена эта трансформация анимационного производства.

Рис. 1. Генерация трехмерных моделей с использованием алгоритмов машинного обучения
Многие исследования доказывают результативность использования алгоритмов искусственного интеллекта в анимационном производстве. Однако важно отметить, что цифровые технологии следует применять не только на этапе реализации творческих идей, при выпуске уникальных коротких фильмов – но и в образовательной деятельности. В актуальных условиях развития ВУЗов, колледжей и мастер-классов для художников-аниматоров, как никогда, требуется интеграция обучения и производства, творчества и предпринимательства. Отечественные социологи считают, что искусство анимации претерпевает социально значимую трансформацию, приобретая новые смыслы, звучание, визуальное отражение и удовлетворяя переменчивые потребности современного общества. На всех этапах подготовки аниматоров должны использоваться цифровые технологии, с помощью которых будет выполняться автоматизация типовых задач с бескомпромиссным повышением эффективности [5]. При этом дальнейшие исследования влияния алгоритмов ИИ на анимационную индустрию в производстве (на технические, творческие, экономические и социальные аспекты) даст толчок к впечатляющим результатом в будущем. По мнению успешных аниматоров, это поможет создать модель прогнозирования развития творческой отрасли, укажет на перспективные направления, сильные и слабые стороны актуального положения искусства анимации. В цифровых образовательных моделях следует учесть весь массив данных по теории и практике анимационного производства [6].
В долгосрочной перспективе такое решение сделает реалистичным переход к полностью автоматизированному анимационному производстве. А учащиеся специальных курсов или ВУЗов по творческим специальностям, уже практикующие художники-аниматоры, мультипликаторы, кинорежиссеры смогут сконцентрироваться на создании оригинальных и глубоких идей для своих будущих проектов. Как отмечает отечественный исследователь А. Ю. Луговцев: «…с приходом цифровых устройств и профессионального программного обеспечения для моделирования и анимации объектов в трехмерном виртуальном пространстве художественно-эстетические и динамические свойства создаваемого контента стерли границы кинематографа и объемной анимации даже там, где прежде они четко ощущались». Можно сделать простой вывод, что объемная анимация становится фотореалистичной, с элементами точной визуализации человеческих, антропоморфных и зооморфных персонажей. У анимационного производства появился свободный выбор уровней условности, что является лишь началом более глубокой трансформации этого направления искусства [7; 8, с. 112-115].

Рис. 2. Ключевые тенденции и перспективы применения ИИ в современной анимации
Отдельно стоит отметить, что снижение себестоимости анимационного производства напрямую связано с внедрением цифровых технологий, в том числе и алгоритмов машинного обучения. Экономический анализ применения искусственного интеллекта подтвердил значительные выгоды для студий. Так, использование технологий ИИ позволяет сократить общие затраты на выпуск анимационного фильма на 25–35% при сохранении или повышении качества готового продукта. Таких результатов удается достичь, за счет изменения структуры творческой, организационной и технической деятельности на всех этапах, а также за счет уменьшения времени на выполнение типовых задач. Помимо этого, в последние несколько лет отмечается упадок спроса на персонал в сфере анимации, так как происходит оптимизация использования вычислительных ресурсов. В среднесрочной перспективе (в течение следующих 5–8 лет) внедрение ИИ может привести к росту рентабельности анимационных проектов студии на 15–20% и повышению конкурентоспособности на мировом рынке [9, 10].

Рис. 3. Экономическая эффективность использования образовательных и иных цифровых технологий в анимации
Заключение
Подводя итог, стоит сделать вывод, что цифровизация становится неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности. Современное общество только начинает путь трансформации с переходом на активное использование процессов автоматизации творчества, анимационного производства и предпринимательства. Применение алгоритмов машинного обучения для подготовки будущих аниматоров является актуальным, перспективным и выгодным подходом. А использование программного обеспечения с внедрением искусственного интеллекта в анимационных студиях позволит снизить общие затраты на 25–35%, повысить качество готового продукта, увеличить рентабельность, конкурентоспособность бизнеса, что очень важно для развития индустрии развлечений, визуального искусства в Российской Федерации.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)