Главная
АИ #45 (280)
Статьи журнала АИ #45 (280)
Снижение себестоимости анимационного производства через цифровые образовательные...

Снижение себестоимости анимационного производства через цифровые образовательные модели

Рубрика

Информационные технологии

Ключевые слова

анимация
анимационное производство
цифровые образовательные модели
снижение себестоимости
автоматизация
алгоритмы машинного обучения
информационные технологии
цифровизация

Аннотация статьи

В этой научной статье рассмотрены вопросы влияния автоматизации, внедрения алгоритмов искусственного интеллекта в процессы анимационного производство и то, как такая трансформация творчества снижает себестоимость выпуска коротких видео, документальных фильмов и мультипликационных проектов; при этом позитивное воздействие упрощения выполнения типовых задач в искусстве анимации уже давно доказано и повсеместное внедрение отечественного программного обеспечение является лишь одним из подтверждений этого факта; уделено особое внимание ценности автоматизации процессов анимации, генерации движений и визуальных образов персонажей, реалистичного окружения, а также совершенствованию методов обработки через использование алгоритмов машинного обучения, позволяющих оптимизировать постобработку, рендеринг движущихся изображений.

Текст статьи

Цель: выделить ключевые особенности, перспективные преимущества внедрения цифровых образовательных моделей в процессы анимационного производства для снижения себестоимости выпуска произведений искусства по направлениям анимация и мультипликация.

Метод: обобщение, сравнение, сопоставление, теоретико-практическая оценка, комплексный анализ, а также изучение выводов из научных трудов экспертов по теме трансформации анимационного производства, цифровизацию анимации и другой творческой деятельности.

Введение

Эволюция цифровых технологий способствовала переходу от покадровой съемки к использованию алгоритмов искусственного интеллекта, автоматизации всех процессов анимационного производства. В последние несколько лет актуальным направлением совершенствования искусства движущихся изображений стало внедрение современных образовательных моделей, базирующихся на комплексном подходе, а также интеграции творчества, учебной деятельности и предпринимательства. Многие ВУЗы России, стран СНГ и стран Европы переходят на инновационные модели преподавания, создавая условия для активного участия учащихся в создании уникальных анимационных проектов.

Наиболее эффективными признаны такие цифровые образовательные модели, как гибридное обучение, персонализированное и адаптивное, онлайн-курсы, дистанционные занятия и применение геймификации, виртуальной и дополненной реальности. Главным преимуществом этих методик является тот факт, что учебная деятельность становится максимально доступной, интерактивной, ориентированной на индивидуальные потребности, интересы студентов. А интеграция обучения и производства в сфере анимации позволяет сократить себестоимость выпуска коротких рекламных или социальных видеороликов. Сравнительный анализ эффективности алгоритмов ИИ подтвердил, что цифровые технологии существенно уменьшают время и затраты на создание анимационных фильмов разных категорий [1].

Факторы, влияющие на снижение себестоимости анимационного производства

Цифровизация становится общественно значимым трендом, стирающим границы между творчеством и технологическими аспектами выполнения разных профессиональных задач. В контексте анимационного производства ключевой потребностью была автоматизация покадровой съемки, подготовки исходных материалов и их систематизация для дальнейшего использования. Внедрение цифровых образовательных моделей положительно повлияло, как на учебную деятельность, так и на процесс выпуска готовых творческих проектов. Отдельно стоит отметить, что развитие анимационного производства в Российской Федерации, совершенствование мультипликации и кинематографа напрямую связано с реализацией технологий искусственного интеллекта. Благодаря функциональным возможностям мгновенной обработки больших массивов данных, поиску скрытых закономерностей и запоминанию примеров, ИИ формирует новые условия для создания документальных, развлекательных фильмов и коротких роликов. Происходит ускорение, оптимизация всех процессов производства, а также удается достигнуть невероятного уровня реалистичности, детализации визуальных образов, движений персонажей [2, 3]. Сейчас важным направлением использования алгоритмов машинного обучения в анимации является автоматизация создания образов персонажей и реалистичного окружения в пространстве через цифровое моделирование, а также иные схожие технологии. Впечатляющим примером такой идеи стал алгоритм от исследователей из Калифорнийского университета в Беркли, который генерирует высокоточные трехмерные модели персонажей и предметов на базе нескольких двумерных изображений. Такой подход позволил сильно уменьшить время и трудозатраты на создание визуальных образов, в первую очередь «живых мультипликационных героев» [4]. Ниже на рисунке № 1 представлена эта трансформация анимационного производства.

image.png

Рис. 1. Генерация трехмерных моделей с использованием алгоритмов машинного обучения 

Многие исследования доказывают результативность использования алгоритмов искусственного интеллекта в анимационном производстве. Однако важно отметить, что цифровые технологии следует применять не только на этапе реализации творческих идей, при выпуске уникальных коротких фильмов – но и в образовательной деятельности. В актуальных условиях развития ВУЗов, колледжей и мастер-классов для художников-аниматоров, как никогда, требуется интеграция обучения и производства, творчества и предпринимательства. Отечественные социологи считают, что искусство анимации претерпевает социально значимую трансформацию, приобретая новые смыслы, звучание, визуальное отражение и удовлетворяя переменчивые потребности современного общества. На всех этапах подготовки аниматоров должны использоваться цифровые технологии, с помощью которых будет выполняться автоматизация типовых задач с бескомпромиссным повышением эффективности [5]. При этом дальнейшие исследования влияния алгоритмов ИИ на анимационную индустрию в производстве (на технические, творческие, экономические и социальные аспекты) даст толчок к впечатляющим результатом в будущем. По мнению успешных аниматоров, это поможет создать модель прогнозирования развития творческой отрасли, укажет на перспективные направления, сильные и слабые стороны актуального положения искусства анимации. В цифровых образовательных моделях следует учесть весь массив данных по теории и практике анимационного производства [6].

В долгосрочной перспективе такое решение сделает реалистичным переход к полностью автоматизированному анимационному производстве. А учащиеся специальных курсов или ВУЗов по творческим специальностям, уже практикующие художники-аниматоры, мультипликаторы, кинорежиссеры смогут сконцентрироваться на создании оригинальных и глубоких идей для своих будущих проектов. Как отмечает отечественный исследователь А. Ю. Луговцев: «…с приходом цифровых устройств и профессионального программного обеспечения для моделирования и анимации объектов в трехмерном виртуальном пространстве художественно-эстетические и динамические свойства создаваемого контента стерли границы кинематографа и объемной анимации даже там, где прежде они четко ощущались». Можно сделать простой вывод, что объемная анимация становится фотореалистичной, с элементами точной визуализации человеческих, антропоморфных и зооморфных персонажей. У анимационного производства появился свободный выбор уровней условности, что является лишь началом более глубокой трансформации этого направления искусства [7; 8, с. 112-115].

image.png

Рис. 2. Ключевые тенденции и перспективы применения ИИ в современной анимации

Отдельно стоит отметить, что снижение себестоимости анимационного производства напрямую связано с внедрением цифровых технологий, в том числе и алгоритмов машинного обучения. Экономический анализ применения искусственного интеллекта подтвердил значительные выгоды для студий. Так, использование технологий ИИ позволяет сократить общие затраты на выпуск анимационного фильма на 25–35% при сохранении или повышении качества готового продукта. Таких результатов удается достичь, за счет изменения структуры творческой, организационной и технической деятельности на всех этапах, а также за счет уменьшения времени на выполнение типовых задач. Помимо этого, в последние несколько лет отмечается упадок спроса на персонал в сфере анимации, так как происходит оптимизация использования вычислительных ресурсов. В среднесрочной перспективе (в течение следующих 5–8 лет) внедрение ИИ может привести к росту рентабельности анимационных проектов студии на 15–20% и повышению конкурентоспособности на мировом рынке [9, 10].

image.png

Рис. 3. Экономическая эффективность использования образовательных и иных цифровых технологий в анимации

Заключение

Подводя итог, стоит сделать вывод, что цифровизация становится неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности. Современное общество только начинает путь трансформации с переходом на активное использование процессов автоматизации творчества, анимационного производства и предпринимательства. Применение алгоритмов машинного обучения для подготовки будущих аниматоров является актуальным, перспективным и выгодным подходом. А использование программного обеспечения с внедрением искусственного интеллекта в анимационных студиях позволит снизить общие затраты на 25–35%, повысить качество готового продукта, увеличить рентабельность, конкурентоспособность бизнеса, что очень важно для развития индустрии развлечений, визуального искусства в Российской Федерации.

Список литературы

  1. Монетов В.М. Выразительные возможности компьютерных технологий в творчестве художника экранных искусств: автореф. дисс. к. искусствоведения. М., 2005. 24 с.
  2. Орлов А.М. Аниматограф и его Анима: психогенные аспекты экранных технологий. М.: ИМПЭТО, 1995. 384 с.
  3. Орлов A.M. Виртуальная реальность. М.: ГЕО, 1997. 336 с.
  4. Попов Е.А. Анимационное произведение: типология и эволюция образных средств: автореф. дисc. к. искусствоведения. СПб., 2011. 24 с.
  5. Пузанов В.И. Взаимодействие интеллекта и мастерства как проблема культурных формаций в дизайне: автореф. дисс. ... д. искусствоведения. М., 1992. 31 с.
  6. Теракопян М.Л. Развитие кинообразности под влиянием компьютерных технологий: автореф. дисс. к. искусствоведения. М., 2008. 20 с.
  7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / пер. с англ. В.Н. Самохина; общ. ред. В.П. Шестакова. М.: Прогресс, 1974. 392 с.
  8. Луговцев А.Ю. Объектный дизайн как результат эволюции проектного творчества // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3. С. 112-115.
  9. Королева Д. О., Адамович К. А., Хавенсон Т. Е. Опыт российских педагогов в проведении дистанционных занятий [Электрон. ресурс] // Информационно-аналитические материалы Мониторинга экономики образования по результатам статистических и социологических обследований. 2020. № 6.
  10. Мерцалова Т.А., Заир-Бек С.И., Анчиков К.М. Региональные системы общего образования в условиях массового перехода на дистанционное обучение [Электрон. ресурс] // Информационно-аналитические материалы Мониторинга экономики образования по результатам статистических и социологических обследований. 2020. № 5.

Поделиться

4

Худяков Н. В. Снижение себестоимости анимационного производства через цифровые образовательные модели // Актуальные исследования. 2025. №45 (280). URL: https://apni.ru/article/13490-snizhenie-sebestoimosti-animacionnogo-proizvodstva-cherez-cifrovye-obrazovatelnye-modeli

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Информационные технологии»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#45 (280)

Прием материалов

8 ноября - 14 ноября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

19 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 декабря