Импульсный детонационный двигатель (ИДД) является сложной технической установкой, в которой горение топливовоздушной смеси (ТВС) осуществляется детонацией. В свою очередь, детонация определяется сверхзвуковым горением, когда горение в классических камерах сгорания осуществляется при дефлаграции, то есть при дозвуковом горении. Принцип ее работы делятся на следующие этапы:
- Заполнение камеры сгорания смесью;
- Воспламенение, сопровождающееся формированием ударной волны;
- Расширение и работа, повышая давление и температуру;
- Продувка, осуществляемая для очистки от продуктов сгорания.
Преимущества данного типа двигателя заключается в следующем:
- Простота конструкции;
- Высокая эффективность, обусловленная быстрым сжатием и нагревом ТВС;
- Широкий диапазон чисел Маха (4-5 Мах);
- Потенциал для реализации и формирования гиперзвуковой авиации.
Однако у ИДД имеется свой ряд недостатков:
- Низкая тяговая эффективность, обусловленная относительно низкой частотой пульсации;
- Высокие тепловые и механические нагрузки на конструкцию;
- Сложности с инициированием детонации, требующее сокращения длины преддетонационного участка;
- Сложность продувки и подачи топлива.
Для уменьшения воздействия тепловых нагрузок на конструкцию камеры сгорания ИДД, представленной в виде детонационной трубы, необходимо формирование эффективной системы охлаждения.
Предлагается следующие варианты реализации системы охлаждения ИДД.
1. Воздушная система охлаждения, принцип работы которой заключается в том, что воздух поступает из общего ресивера, и далее нагнетается в специальные охлаждающие каналы. Процесс охлаждения осуществляется циркуляцией по воздушным рубашкам, после чего воздух может смешиваться с ТВС.
К основным достоинствам данной системы можно отнести следующие пункты:
- простота конструкции и обслуживания;
- снижение массы двигателя по сравнению с жидкостной системой;
- эффективное охлаждение, обеспечивающее быстрым отведением из ответственных деталей ИДД;
- возможность осуществления начала работы системы «холодными» запуском;
- экономичность производства.
К недостаткам данной системы относятся:
- увлечение габаритов;
- повышенный шум из-за работы вентилятора;
- неравномерный обдув, сопровождающийся неравномерностью поля температур охлаждающей поверхности;
- зависимость от чистоты;
- осуществление температурного контроля.
2. Жидкостная система охлаждения. Данная система нашла свое отражение в патенте RU 2734708 C2, которая заключается в том, что диэлектрическая трубка, заполненная инертным газом, оснащена прозрачной трубкой с торцами и патрубками, замыкающими контур, заполненной дистиллированной водой. Контур состоит из насоса и охладителя. Данная система позволяет увеличить число импульсов без изменения геометрии детонационной трубы. К дополнительным элементам данной системы относятся насосы для циркуляции охлаждающей жидкости (шестеренные или центробежные) и резервуар для ее хранения.
К основным преимуществам данной системы относятся:
- эффективная система, обеспечивающее охлаждение всех элементов ИДД;
- компактность системы из-за отсутствия воздушных полостей;
- низкий уровень шума по сравнению с воздушной системой.
К недостаткам такой системы относятся:
- сложность конструкции из-за наличия дополнительных элементов;
- увлечение общей массы двигателя;
- возможность утечек охлаждающей жидкости;
- зависимость от работы насоса;
- ограничения по температуре, обусловленные использованием теплостойких жидкостей.
3. Комбинированная система охлаждения, представленная в патенте ED 218.016.7a45. Непосредственно рядом с препятствиями установлена жидкостная система охлаждения, в качестве охладителя которого используется дистиллированная вода. Для гладкой части – воздушная система охлаждения.
Помимо указанных способов охлаждения предлагаются следующие способы по снижению термических нагрузок на детонационную трубу ИДД:
- Использование термостойких материалов;
- Эффективная продувка детонационной трубы;
- Оптимизация геометрии детонационной трубы для равномерного распределения тепла;
- Разработка адаптивных систем управления охлаждения ИДД, учитывающие динамичность изменения основных параметров данного двигателя (скачок давления, средняя скорость распространения детонационной волны и другие параметры).
Преимущества предложенных ранее систем охлаждения заключается в следующем:
- Увеличить ресурс ИДД;
- Предотвращение перегрева конструкции детонационной трубы;
- Возможность увеличения числа рабочих циклов;
- Сохранение характеристик ИДД.
Невзирая на необходимость, у предложенных систем охлаждения имеется ряд сложностей:
- Необходимость герметичности контуров;
- Сложность поддержания установленного градиента температурного поля;
- Увеличение общей массы силовой установки.
Несмотря на сложности реализации данной системы, данное направление имеет свою актуальность и перспективы. Система охлаждения ИДД играет ключевую роль для обеспечения долговечности и работоспособности. Ввиду воздействия высоких температур и давления могут привести к разрушению конструкции детонационной трубы. Учитывая существующие недостатки при ее проектировании, необходимо обеспечить ее надёжную и устойчивую работу во всех режимах работы.

.png&w=640&q=75)