Главная
Конференции
Практическая синергия: от фундаментальных исследований к прорывным технологиям
Возможные примеры реализации систем охлаждения импульсной камеры сгорания

Возможные примеры реализации систем охлаждения импульсной камеры сгорания

Научный руководитель

Секция

Технические науки

Ключевые слова

импульсный детонационный двигатель
система охлаждения
камера сгорания
детонация
детонационная волна

Аннотация статьи

Импульсный детонационный двигатель является сложной технической установкой, основной принцип работы которой является формирование детонационной волны. Из-за воздействия высоких температур предлагаются возможные примеры систем охлаждения.

Текст статьи

Импульсный детонационный двигатель (ИДД) является сложной технической установкой, в которой горение топливовоздушной смеси (ТВС) осуществляется детонацией. В свою очередь, детонация определяется сверхзвуковым горением, когда горение в классических камерах сгорания осуществляется при дефлаграции, то есть при дозвуковом горении. Принцип ее работы делятся на следующие этапы:

  1. Заполнение камеры сгорания смесью;
  2. Воспламенение, сопровождающееся формированием ударной волны;
  3. Расширение и работа, повышая давление и температуру;
  4. Продувка, осуществляемая для очистки от продуктов сгорания.

Преимущества данного типа двигателя заключается в следующем:

  1. Простота конструкции;
  2. Высокая эффективность, обусловленная быстрым сжатием и нагревом ТВС;
  3. Широкий диапазон чисел Маха (4-5 Мах);
  4. Потенциал для реализации и формирования гиперзвуковой авиации.

Однако у ИДД имеется свой ряд недостатков:

  1. Низкая тяговая эффективность, обусловленная относительно низкой частотой пульсации;
  2. Высокие тепловые и механические нагрузки на конструкцию;
  3. Сложности с инициированием детонации, требующее сокращения длины преддетонационного участка;
  4. Сложность продувки и подачи топлива.

Для уменьшения воздействия тепловых нагрузок на конструкцию камеры сгорания ИДД, представленной в виде детонационной трубы, необходимо формирование эффективной системы охлаждения.

Предлагается следующие варианты реализации системы охлаждения ИДД.

1. Воздушная система охлаждения, принцип работы которой заключается в том, что воздух поступает из общего ресивера, и далее нагнетается в специальные охлаждающие каналы. Процесс охлаждения осуществляется циркуляцией по воздушным рубашкам, после чего воздух может смешиваться с ТВС.

К основным достоинствам данной системы можно отнести следующие пункты:

  • простота конструкции и обслуживания;
  • снижение массы двигателя по сравнению с жидкостной системой;
  • эффективное охлаждение, обеспечивающее быстрым отведением из ответственных деталей ИДД;
  • возможность осуществления начала работы системы «холодными» запуском;
  • экономичность производства.

К недостаткам данной системы относятся:

  • увлечение габаритов;
  • повышенный шум из-за работы вентилятора;
  • неравномерный обдув, сопровождающийся неравномерностью поля температур охлаждающей поверхности;
  • зависимость от чистоты;
  • осуществление температурного контроля.

2. Жидкостная система охлаждения. Данная система нашла свое отражение в патенте RU 2734708 C2, которая заключается в том, что диэлектрическая трубка, заполненная инертным газом, оснащена прозрачной трубкой с торцами и патрубками, замыкающими контур, заполненной дистиллированной водой. Контур состоит из насоса и охладителя. Данная система позволяет увеличить число импульсов без изменения геометрии детонационной трубы. К дополнительным элементам данной системы относятся насосы для циркуляции охлаждающей жидкости (шестеренные или центробежные) и резервуар для ее хранения.

К основным преимуществам данной системы относятся:

  • эффективная система, обеспечивающее охлаждение всех элементов ИДД;
  • компактность системы из-за отсутствия воздушных полостей;
  • низкий уровень шума по сравнению с воздушной системой.

К недостаткам такой системы относятся:

  • сложность конструкции из-за наличия дополнительных элементов;
  • увлечение общей массы двигателя;
  • возможность утечек охлаждающей жидкости;
  • зависимость от работы насоса;
  • ограничения по температуре, обусловленные использованием теплостойких жидкостей.

3. Комбинированная система охлаждения, представленная в патенте ED 218.016.7a45. Непосредственно рядом с препятствиями установлена жидкостная система охлаждения, в качестве охладителя которого используется дистиллированная вода. Для гладкой части – воздушная система охлаждения.

Помимо указанных способов охлаждения предлагаются следующие способы по снижению термических нагрузок на детонационную трубу ИДД:

  1. Использование термостойких материалов;
  2. Эффективная продувка детонационной трубы;
  3. Оптимизация геометрии детонационной трубы для равномерного распределения тепла;
  4. Разработка адаптивных систем управления охлаждения ИДД, учитывающие динамичность изменения основных параметров данного двигателя (скачок давления, средняя скорость распространения детонационной волны и другие параметры).

Преимущества предложенных ранее систем охлаждения заключается в следующем:

  1. Увеличить ресурс ИДД;
  2. Предотвращение перегрева конструкции детонационной трубы;
  3. Возможность увеличения числа рабочих циклов;
  4. Сохранение характеристик ИДД.

Невзирая на необходимость, у предложенных систем охлаждения имеется ряд сложностей:

  1. Необходимость герметичности контуров;
  2. Сложность поддержания установленного градиента температурного поля;
  3. Увеличение общей массы силовой установки.

Несмотря на сложности реализации данной системы, данное направление имеет свою актуальность и перспективы. Система охлаждения ИДД играет ключевую роль для обеспечения долговечности и работоспособности. Ввиду воздействия высоких температур и давления могут привести к разрушению конструкции детонационной трубы. Учитывая существующие недостатки при ее проектировании, необходимо обеспечить ее надёжную и устойчивую работу во всех режимах работы.

Список литературы

  1. https://patents.google.com/patent/RU2734708C2/ru.
  2. https://rusneb.ru/catalog/000224_000128_0002734708_20201022_C2_RU/.
  3. https://edrid.ru/rid/218.016.7a45.html.
  4. https://patenton.ru/patent/RU2734708C2.
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Импульсный_детонационный_двигатель.
  6. https://cyberleninka.ru/article/n/ustroystvo-impulsnogo-detonatsionno-reaktivnogo-dvigatelya.
  7. https://ntv.ifmo.ru/file/article/14542.pdf.
  8. https://vnh-energo.ru/technologies/detonacionnye-dvigateli-konstruktivnye-osobennosti/.

Поделиться

5

Иванов И. А., Попович Н. П. Возможные примеры реализации систем охлаждения импульсной камеры сгорания // Практическая синергия: от фундаментальных исследований к прорывным технологиям : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 ноября 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13501-vozmozhnye-primery-realizacii-sistem-ohlazhdeniya-impulsnoj-kamery-sgoraniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Технические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#45 (280)

Прием материалов

8 ноября - 14 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

19 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 декабря