Главная
Конференции
Практическая синергия: от фундаментальных исследований к прорывным технологиям
Интерактивный плакат как современное средство развития навыков реагирования на ч...

Интерактивный плакат как современное средство развития навыков реагирования на чрезвычайные ситуации у детей дошкольного возраста и их родителей

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

безопасность жизнедеятельности
чрезвычайные ситуации
дошкольники
работа с родителями
интерактивный плакат
интерактивные технологии
игровое обучение
алгоритмы действий

Аннотация статьи

В статье рассмотрена эффективность использования интерактивного плаката как инновационного средства формирования навыков реагирования на чрезвычайные ситуации (ЧС) в условиях семьи.

Текст статьи

Введение

Актуальность проблемы. Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников является одной из приоритетных задач современного образования. Особую сложность представляет обучение адекватному реагированию на чрезвычайные ситуации, которые характеризуются внезапностью, стрессогенностью и требуют быстрых, автоматизированных действий. Традиционные формы работы (беседы, плакаты) часто носят декларативный характер и не обеспечивают формирования практических навыков. Кроме того, наблюдается низкий уровень компетентности многих родителей в вопросах обучения детей поведению в ЧС. В связи с этим возникает необходимость в поиске новых, интерактивных средств, которые вовлекали бы в процесс обучения как ребенка, так и его семью, моделируя поведение в безопасных, но приближенных к реальности условиях.

Цель статьи: теоретически обосновать и описать методику использования интерактивного плаката как средства развития навыков реагирования на ЧС у детей дошкольного возраста и их родителей.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие и дидактические возможности интерактивного плаката.
  2. Определить основные типы ЧС, алгоритмы реагирования на которые доступны для освоения дошкольниками.
  3. Представить структуру и содержание авторского интерактивного плаката по ЧС.
  4. Описать методику организации совместной деятельности детей и родителей с использованием интерактивного плаката.

Основная часть

1. Интерактивный плакат: от статичной наглядности к деятельностной модели

Интерактивный плакат – это многоуровневая дидактическая система, интегрирующая печатную основу (плакат с иллюстрациями, схемами, текстом) и цифровые технологии, активируемые с помощью QR-кодов, сенсорных кнопок или мобильных устройств.

Ключевые преимущества для обучения безопасности:

  • Синтез информации: объединяет визуальный, аудиальный и кинестетический каналы восприятия.
  • Нелинейность структуры: позволяет изучать материал в индивидуальном порядке, возвращаясь к сложным темам.
  • Имитационное моделирование: с помощью цифрового контента (видео, анимация, тренажеры) воссоздает последовательность действий в ЧС.
  • Мотивация и вовлеченность: игровая форма и интерактивные элементы поддерживают интерес как ребенка, так и взрослого.

2. Чрезвычайные ситуации, доступные для понимания дошкольников

Для разработки содержания плаката были отобраны следующие типы ЧС:

  1. Пожар в квартире (сигналы: дым, запах гари).
  2. Обрыв электропроводов (сигнал: лежащий на земле/полу провод).
  3. Обнаружение незнакомого предмета (сигнал: подозрительная сумка, коробка).
  4. Сильная гроза/ураган (сигналы: шквальный ветер, темные тучи, гром).
  5. Затопление в квартире (сигнал: вода, льющаяся с потолка или из-под пола).

Для каждой ситуации определен четкий, простой алгоритм из 3-4 действий.

3. Структура и содержание интерактивного плаката «Юный спасатель»

Плакат визуально разделен на 5 секторов, соответствующих типам ЧС.

Элементы каждого сектора:

Статичная часть: красочное, понятное ребенку изображение ситуации-загадки («Что случилось на картинке? Какой сигнал опасности видит мальчик?»).

Блок «Алгоритм действий»: пронумерованные пиктограммы с ключевыми действиями (например, для пожара: 1. Не прятаться! 2. Накрыться мокрым полотенцем. 3. Выйти из комнаты, закрыв дверь. 4. Сообщить взрослым).

Интерактивные элементы (QR-коды):

  • QR-код № 1 «Объясняйка»: ссылка на короткий (1–1,5 мин) мультипликационный ролик, подробно разъясняющий алгоритм.
  • QR-код № 2 «Проверяйка»: ссылка на интерактивный тест в формате «Выбери правильный ответ» (например, «Что нужно сделать первым?»).
  • QR-код № 3 «Играйка»: ссылка на мини-игру-тренажер, где нужно расставить действия по порядку или найти опасности на картинке.

4. Методика использования плаката в совместной деятельности «ребенок-родитель»

Этап 1. Знакомство с ситуацией (дома или в уголке безопасности ДОУ)

  • Действие родителя: предлагает ребенку рассмотреть сектор плаката и задает наводящие вопросы: «Что ты видишь? Что почувствовал бы герой?»
  • Цель: диагностика исходных представлений ребенка.

Этап 2. Исследование и прослушивание алгоритма

  • Действие ребенка и родителя: совместно сканируют QR-код «Объясняйка», смотрят ролик, обсуждают его.
  • Цель: формирование целостного образа правильной последовательности действий.

Этап 3. Закрепление через игру и проверку

  • Действие ребенка и родителя: 1. Сканируют QR-код «Играйка» и вместе проходят мини-игру, помогая друг другу; 2. Сканируют QR-код «Проверяйка» и по очереди отвечают на вопросы, аргументируя свой выбор.
  • Цель: отработка и автоматизация алгоритма в игровой форме.

Этап 4. Практическая отработка «вживую»

  • Действие родителя: на основе изученного алгоритма организует короткую ролевую игру без гаджетов («Давай представим, что из-под двери идет дым. Что мы делаем? Покажи!»).
  • Цель: перенос виртуального навыка в реальное физическое действие.

Заключение

Интерактивный плакат «Юный спасатель» доказал свою эффективность в практике работы. Он является мощным инструментом, который:

  1. Преобразует пассивное ознакомление в активную совместную деятельность.
  2. Обеспечивает единый подход к обучению безопасности в детском саду и семье.
  3. Повышает родительскую компетентность, давая им удобный и понятный инструмент для занятий с ребенком.
  4. Формирует у детей не просто знание правил, а устойчивый навык, подкрепленный многократной виртуальной и реальной тренировкой.

Перспективой развития проекта является создание серии тематических плакатов («Безопасность на дороге», «Безопасность в природе») и разработка мобильного приложения-компаньона с более широким функционалом.

Список литературы

  1. Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: Детство-Пресс, 2020.
  2. Габова М.А. Цифровые технологии в дошкольном образовании: дидактические возможности и риски / М.А. Габова // Дошкольное воспитание. – 2022. – № 5. – С. 18-25.
  3. Крохалёва Ю.С. Интерактивный плакат как средство визуализации учебной информации в ДОУ / Ю.С. Крохалёва // Молодой ученый. – 2021. – № 15 (357). – С. 267-269.
  4. Методические рекомендации по обучению дошкольников действиям в чрезвычайных ситуациях / Сост. О.В. Толстикова. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2019. – 56 с.

Поделиться

10

Казьмирчук С. С., Шмакова А. В. Интерактивный плакат как современное средство развития навыков реагирования на чрезвычайные ситуации у детей дошкольного возраста и их родителей // Практическая синергия: от фундаментальных исследований к прорывным технологиям : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 ноября 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13502-interaktivnyj-plakat-kak-sovremennoe-sredstvo-razvitiya-navykov-reagirovaniya-na-chrezvychajnye-situacii-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-i-ih-roditelej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#45 (280)

Прием материалов

8 ноября - 14 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

19 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 декабря