Введение
Актуальность проблемы. Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников является одной из приоритетных задач современного образования. Особую сложность представляет обучение адекватному реагированию на чрезвычайные ситуации, которые характеризуются внезапностью, стрессогенностью и требуют быстрых, автоматизированных действий. Традиционные формы работы (беседы, плакаты) часто носят декларативный характер и не обеспечивают формирования практических навыков. Кроме того, наблюдается низкий уровень компетентности многих родителей в вопросах обучения детей поведению в ЧС. В связи с этим возникает необходимость в поиске новых, интерактивных средств, которые вовлекали бы в процесс обучения как ребенка, так и его семью, моделируя поведение в безопасных, но приближенных к реальности условиях.
Цель статьи: теоретически обосновать и описать методику использования интерактивного плаката как средства развития навыков реагирования на ЧС у детей дошкольного возраста и их родителей.
Задачи:
- Раскрыть понятие и дидактические возможности интерактивного плаката.
- Определить основные типы ЧС, алгоритмы реагирования на которые доступны для освоения дошкольниками.
- Представить структуру и содержание авторского интерактивного плаката по ЧС.
- Описать методику организации совместной деятельности детей и родителей с использованием интерактивного плаката.
Основная часть
1. Интерактивный плакат: от статичной наглядности к деятельностной модели
Интерактивный плакат – это многоуровневая дидактическая система, интегрирующая печатную основу (плакат с иллюстрациями, схемами, текстом) и цифровые технологии, активируемые с помощью QR-кодов, сенсорных кнопок или мобильных устройств.
Ключевые преимущества для обучения безопасности:
- Синтез информации: объединяет визуальный, аудиальный и кинестетический каналы восприятия.
- Нелинейность структуры: позволяет изучать материал в индивидуальном порядке, возвращаясь к сложным темам.
- Имитационное моделирование: с помощью цифрового контента (видео, анимация, тренажеры) воссоздает последовательность действий в ЧС.
- Мотивация и вовлеченность: игровая форма и интерактивные элементы поддерживают интерес как ребенка, так и взрослого.
2. Чрезвычайные ситуации, доступные для понимания дошкольников
Для разработки содержания плаката были отобраны следующие типы ЧС:
- Пожар в квартире (сигналы: дым, запах гари).
- Обрыв электропроводов (сигнал: лежащий на земле/полу провод).
- Обнаружение незнакомого предмета (сигнал: подозрительная сумка, коробка).
- Сильная гроза/ураган (сигналы: шквальный ветер, темные тучи, гром).
- Затопление в квартире (сигнал: вода, льющаяся с потолка или из-под пола).
Для каждой ситуации определен четкий, простой алгоритм из 3-4 действий.
3. Структура и содержание интерактивного плаката «Юный спасатель»
Плакат визуально разделен на 5 секторов, соответствующих типам ЧС.
Элементы каждого сектора:
Статичная часть: красочное, понятное ребенку изображение ситуации-загадки («Что случилось на картинке? Какой сигнал опасности видит мальчик?»).
Блок «Алгоритм действий»: пронумерованные пиктограммы с ключевыми действиями (например, для пожара: 1. Не прятаться! 2. Накрыться мокрым полотенцем. 3. Выйти из комнаты, закрыв дверь. 4. Сообщить взрослым).
Интерактивные элементы (QR-коды):
- QR-код № 1 «Объясняйка»: ссылка на короткий (1–1,5 мин) мультипликационный ролик, подробно разъясняющий алгоритм.
- QR-код № 2 «Проверяйка»: ссылка на интерактивный тест в формате «Выбери правильный ответ» (например, «Что нужно сделать первым?»).
- QR-код № 3 «Играйка»: ссылка на мини-игру-тренажер, где нужно расставить действия по порядку или найти опасности на картинке.
4. Методика использования плаката в совместной деятельности «ребенок-родитель»
Этап 1. Знакомство с ситуацией (дома или в уголке безопасности ДОУ)
- Действие родителя: предлагает ребенку рассмотреть сектор плаката и задает наводящие вопросы: «Что ты видишь? Что почувствовал бы герой?»
- Цель: диагностика исходных представлений ребенка.
Этап 2. Исследование и прослушивание алгоритма
- Действие ребенка и родителя: совместно сканируют QR-код «Объясняйка», смотрят ролик, обсуждают его.
- Цель: формирование целостного образа правильной последовательности действий.
Этап 3. Закрепление через игру и проверку
- Действие ребенка и родителя: 1. Сканируют QR-код «Играйка» и вместе проходят мини-игру, помогая друг другу; 2. Сканируют QR-код «Проверяйка» и по очереди отвечают на вопросы, аргументируя свой выбор.
- Цель: отработка и автоматизация алгоритма в игровой форме.
Этап 4. Практическая отработка «вживую»
- Действие родителя: на основе изученного алгоритма организует короткую ролевую игру без гаджетов («Давай представим, что из-под двери идет дым. Что мы делаем? Покажи!»).
- Цель: перенос виртуального навыка в реальное физическое действие.
Заключение
Интерактивный плакат «Юный спасатель» доказал свою эффективность в практике работы. Он является мощным инструментом, который:
- Преобразует пассивное ознакомление в активную совместную деятельность.
- Обеспечивает единый подход к обучению безопасности в детском саду и семье.
- Повышает родительскую компетентность, давая им удобный и понятный инструмент для занятий с ребенком.
- Формирует у детей не просто знание правил, а устойчивый навык, подкрепленный многократной виртуальной и реальной тренировкой.
Перспективой развития проекта является создание серии тематических плакатов («Безопасность на дороге», «Безопасность в природе») и разработка мобильного приложения-компаньона с более широким функционалом.

.png&w=640&q=75)