Главная
Конференции
Вызовы современности: пандемии, стресс и цифровая зависимость
Использование здоровьесберегающих технологий при формировании культуры здоровья ...

Использование здоровьесберегающих технологий при формировании культуры здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

здоровьесберегающие образовательные технологии
благоприятная атмосфера
культура здоровья
среда обучения

Аннотация статьи

Здоровье обучающихся – это предмет обсуждения государственного значения: по ФГОС каждое общеобразовательное учреждение обязано обеспечивать «охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся».

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – это план действий по обеспечению безопасности и укреплению здоровья обучающихся в школе. К таким технологиям относятся педагогические, психологические, медицинские методики и подходы. Все это обеспечивает надёжный как для учителей, так и для обучающихся образовательный процесс.

Текст статьи

Здоровье человека – это не только отсутствие каких-либо заболеваний, патологий и отклонений от общепринятой нормы, но и уровень достаточного психологического и нравственного его комфорта. Комплекс мер по охране и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов) можно успешно реализовать в общеобразовательных учреждениях через использование здоровьесберегающих образовательных технологий (далее –ЗОТ).

ЗОТ держатся на благоприятном воздействии аспектов образовательного процесса на жизнь и существование обучающегося, в частности:

  • благоприятная атмосфера для образования – добродушное окружение с позиции учителя и коллектива, безстрессовость, соразмерность запросов к обучающемуся на уроках;
  • соразмерность образовательной нагрузки возрасту обучающегося;
  • рационализированное управление образовательным процессом согласно возрастным, половым, культурным, индивидуальным и психологическим свойствам личности ребенка;
  • в достаточной степени физическая активность.

Основной целью ЗОТ является – обеспечение безопасного образовательного процесса, каковой содействует формированию психологического, социального и физического здоровья обучающегося. 

В практическом отношении ЗОТ способствуют улучшению адаптации обучающихся к учебной и общественной среде, продуктивному освоению учебного материала и раскрытию индивидуальных способностей.

Учителя, использующие здоровьесберегающие технологии, успешнее осуществляют профилактику ассоциативной модели поведения. Педагоги, также, как и обучающиеся, находясь в благоприятной среде, безопасной для здоровья, более творчески самосовершенствуются и саморазвиваются. 

Нынешняя среда обучения порождает факторы риска, с которыми связаны негативные влияния, снижающие здоровье обучающихся. 

К таким риск-факторам относятся:

  • напряженные моменты на уроках – напрягающая преподавательская стратегия, субъективное оценивание знаний, запросы, лишенные адекватности к обучающемуся;
  • недостаточная физическая нагрузка, которая ведет за собой гиподинамию и ухудшение здоровья;
  • расстройство физиологических и гигиенических норм;
  • несогласованность образовательной нагрузки возрасту обучающихся;
  • углубление образовательного процесса приводит к быстрому утомлению;
  • неинформированность учителей, родителей и обучающихся в аспектах здоровьесбережения;
  • неосуществимость индивидуального обучения с обучающимися в соответствии с их темпом работы на уроке;
  • ограниченная пропаганда здорового образа жизни;
  • анормальная организация питательного процесса в организации.

Все вышеперечисленное связано с каждодневным распорядком обучающегося: занятиями, взаимодействием с педагогом, пребывании в школьном пространстве. Следовательно, оберегать здоровье детей нужно не только медикам и психологам, но также и учителям.

Существует ряд классификаций ЗОТ. Каждая из них предполагает воздействие на обучающегося посредством окружающего его пространства, физическую либо умственную нагрузку, коммуникацию с прочими субъектами.

В общеобразовательных организациях ЗОТ классифицируются на следующие направления:

  • Медико-гигиенические технологии. Совокупность мер, за которые несут ответственность учителя и медики. К этому относится оперативное предоставление медицинской помощи обучающимся, отслеживание их самочувствия, проведение обучающих, профилактических, санитарно-гигиенических мероприятий. К задачам такого комплекса мероприятий относятся и информирование учительского коллектива, родителей и обучающихся по указанным или актуальным вопросам.
  • Физкультурно-оздоровительные технологии. Увеличение физической активности путём организации тематических встреч, внеурочных кружков, занятий физической культурой и спортом.
  • Экологические здоровьесберегающие технологии. Вектор данного направления – формирование гармоничного взаимодействия ребенка и природы. Обучающиеся принимают участие в благоустройстве территории, экологизации учебных кабинетов и помещений, создают «зелёные» уголки и принимают участие в различных мероприятиях, проводимых на природе.
  • Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. За данное направление несут ответственность квалифицированные работники: строители, архитекторы, пожарная служба и т. д. Задачей данного направления является – защита здоровья обучающихся в общеобразовательной организации. К данному сочетанию мероприятий также относятся занятия по ОБЗР.

ЗОТ классифицируются на следующие группы:

  • Организационно-педагогические технологии дают возможность формировать образовательный процесс так, чтобы на уроках самочувствие обучающихся не только сохранялось и улучшалось. Учитель, принимая во внимание функциональность обучающихся на протяжении всего учебного дня, определяет и распределяет нагрузку, варьирует пути восприятия и методы обучения.
  • Психолого-педагогические технологии. Данная группа отвечает за непосредственную работу педагога на занятии, на взаимодействие учителя с обучающимися. В данную группу входят такие приёмы, которые помогают снять эмоциональное напряжение, создают благоприятный психологический климат на уроке.
  • Учебно-воспитательные технологии. Даная группа отвечает за проектирование базы знаний у обучающихся о его здоровье и личной гигиене, о профилактике вредных привычек, о пропаганде здорового образа жизни. К данной группе относятся тематические уроки, физминутки.
  • Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии. Данная группа несет ответственность за социальный и психологический комфорт обучающихся на занятиях.
  • Лечебно-оздоровительные технологии. Данная технология несет ответственность за коррекцию здоровья обучающихся. К данной группе относятся лечебная физическая культура и лечебная педагогика.

Основной принцип реализации любых ЗОТ – это добродушный настрой к обучающемуся.

ЗОТ могут использовать как администрация общеобразовательного учреждения на уровне всего учреждения, так и любой учитель индивидуально.

В первую очередь администрация школы организует диагностику проблем, которые имеются. Для этого используются мониторинги и опросы. Выбор технологии напрямую зависит от того, какую именно задачу нужно решить. 

Таким образом необходимо учитывать следующие условия: 

  • наличие методических материалов; 
  • кадровое обучение;
  • финансовое обеспечение, необходимое для выполнения плана.

ЗОТ помогают решить ряд задач: 

  • создание наиболее благоприятных условий для учёбы: гигиенических, психологических и других;
  • обеспечение в общеобразовательной организации эффективного и безопасного образовательного процесса;
  • обеспечение школьников питанием на время их нахождения в школе;
  • формирование культуры здорового образа жизни в учебном заведении;
  • информирование педагогов об оздоровительной культуре, о переобучении персонала, повышение квалификации;
  • гарантирование здоровой учебной среды как для обучающихся, так и для учителей;
  • отслеживание состояния здоровья обучающихся;
  • разработка тематических занятий для учителей, обучающихся и их родителей.

Решение о реализации ЗОТ необходимо принимать коллективно: директором, советом школы, педагогическим составом и родительским комитетом.

Педагог, готовый использовать ЗОТ, определяет себе нелёгкую задачу. Для формирования культуры здорового образа жизни у школьников одних физминуток мало. Для данной работы необходим вдумчивый подход и перманентное внимание в течение всего учебного года.

Основная задача школы – забота о здоровье учителя и обучающихся. Необходимо помнить то, что внедрение ЗОТ выполняется последовательно от занятия к занятию. Важно распределять нагрузку в соответствии с возрастом обучающегося, акцентировать внимание на положительных результатах обучения, ибо «Успех порождает успех» и донести до обучающегося, что он самостоятельно берет на себя ответственность за свое здоровье.

Коэффициент успешности использования здоровьесберегающих технологий максимально высок при их коллективном и комплексном использовании в общеобразовательной организации.

Список литературы

  1. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://school.kontur.ru/publications/2463 (дата обращения: 16.10.2025).
  2. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2022/10/28/ispolzovanie-zdorovesberegayushchih-tehnologiy-v-obrazovatelnom (дата обращения: 16.10.2025).
  3. Здоровьесберегающие технологии по ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.pedopyt.ru/categories/10/articles/2309 (дата обращения: 16.10.2025).

Поделиться

7

Александрова О. Ю., Литовкина Л. С. Использование здоровьесберегающих технологий при формировании культуры здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений // Вызовы современности: пандемии, стресс и цифровая зависимость : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 ноября 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13503-ispolzovanie-zdorovesberegayushih-tehnologij-pri-formirovanii-kultury-zdorovya-obuchayushihsya-obsheobrazovatelnyh-uchrezhdenij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#45 (280)

Прием материалов

8 ноября - 14 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

19 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 декабря