Главная
АИ #45 (280)
Статьи журнала АИ #45 (280)
Психолого-педагогическое сопровождение личностного и профессионального роста мол...

Психолого-педагогическое сопровождение личностного и профессионального роста молодых педагогов

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

наставничество
молодой учитель
профессиональное становление
педагогическая поддержка
адаптация начинающего педагога
профессиональная компетентность
школьное образование

Аннотация статьи

В статье рассматривается наставничество как ключевой инструмент профессионального становления молодого учителя в условиях модернизации российского образования и возрастания требований к личности и компетентности педагога. Раскрывается сущность школьного наставничества как формы индивидуальной поддержки начинающего специалиста, основанной на доверительном взаимодействии и поэтапной организации работы.

Текст статьи

В ходе модернизации российского образования роль учителя становится ключевой, а требования к его личности и профессионализму возрастают. Активная социальная и профессиональная позиция педагога также приобретает первостепенное значение. Особую актуальность приобретает задача привлечения и удержания молодых кадров в образовательных организациях. Создание системы наставничества в рамках учебного заведения является важным условием для успешного профессионального становления начинающих специалистов [2].

Наставничество – это, прежде всего, непрерывный диалог и построение прочных межличностных связей. Наставничество в своем лучшем проявлении связано с компетентностью, опытом и четким определением ролей [1].

Наставником может стать человек старше 18 лет, у которого есть желание помогать другим, открытый и искренний, обладающий терпением и желанием слушать, с опытом в любой сфере человеческой деятельности, умеющий планировать время и ставить жизненные цели, легко обучаемый и способный научить другого, а также любящий детей.

Для эффективной работы в сфере образования крайне важны постоянное стремление к повышению своего профессионального уровня, неустанное движение вперед и умение достойно справляться с любыми трудностями.

Фундаментом для этого является установление атмосферы доверия и взаимопонимания между опытным наставником и молодым педагогом. Когда молодой специалист чувствует, что может полностью доверять своему наставнику, он не будет стесняться обращаться за помощью в любой сложной ситуации. Он будет готов выслушать советы, принять рекомендации, проанализировать сложившуюся обстановку и, как следствие, оперативно решить возникшую проблему. Процесс наставничества начинается с вводной беседы, в ходе которой молодой специалист делится своими трудностями, проблемами и неудачами. Затем определяется формат дальнейшей совместной работы.

Чтобы взаимодействие с молодым специалистом было продуктивным, наставнику не следует занимать позицию ментора, который лишь поучает и демонстрирует свой собственный опыт.

Цель наставничества: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении.

Основные задачи в рамках наставничества:

  • способствовать формированию потребности заниматься самоанализом результатов своей профессиональной деятельности;
  • показывать собственный положительный пример в поиске научных знаний, в готовности передавать их подрастающему поколению;
  • развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
  • способствовать формированию приемов педагогического контроля и самоконтроля молодого учителя;
  • ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей педагогической деятельности;
  • привить молодому специалисту интереса к педагогической деятельности и закрепление учителя в образовательном учреждении;
  • ускорить процесс профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности [4].

Школьное наставничество – это форма индивидуальной поддержки для учителей, которые только начинают свою педагогическую карьеру или переходят на новую должность без соответствующего опыта [2].

Наставник – это не просто учитель с опытом, но и человек, сочетающий в себе высокий профессионализм, безупречную нравственность и глубокую экспертизу в области педагогических и воспитательных методик.

Молодой специалист – это начинающий педагог, который, опираясь на полученное в вузе образование в области педагогики, стремится к постоянному развитию своих профессиональных компетенций. Его становление происходит под чутким руководством опытного наставника, в рамках четко определенного плана профессионального роста [1].

В рамках школьного наставничества опытный учитель оказывает молодому специалисту систематическую индивидуальную помощь в освоении педагогических навыков и умений. Главная задача такого взаимодействия – обеспечить всестороннее и глубокое совершенствование знаний молодого педагога как по своему предмету, так и в области методики преподавания [2].

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа:

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Результаты наставничества:

  • наставничество помогает увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;
  • это стимул к самосовершенствованию;
  • расширение арсенала «современных» навыков и умений, освоение современных технологий обучения, стилей профессиональной деятельности;
  • это общение с молодым поколением: интересным, современным, креативным, мобильным [2].

Наставнику молодых учителей на начальном этапе необходимо определить цель взаимодействия, выявить наиболее серьезные проблемы молодого педагога в учебном и воспитательном процессе, наметить пути их разрешения. При этом одной из важнейших задач является обеспечение комфортных условий для саморазвития и самосовершенствования молодого педагога. Перед началом работы необходимо определить обязанности каждого.

Обязанности наставника:

  • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
  • разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
  • изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
  • знакомить молодого специалиста с образовательным учреждением, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
  • вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
  • проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
  • оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
  • личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
  • подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста [3].

Обязанности молодого специалиста:

  • изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
  • выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
  • постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
  • учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
  • совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
  • периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения [3].

Для поддержки начинающего учителя создается персонализированный план развития. Он включает в себя разнообразные формы работы: консультации, тренинги, мастер-классы, практические занятия, дискуссии, обмен опытом через посещение и анализ уроков, а также совместную подготовку и проведение занятий.

Чтобы наставничество было эффективным, опытному педагогу следует избегать директив («ты обязан»), назиданий («твоя ответственность») и непрошеных советов («если бы ты сделал, как я говорил...»). Ключевой принцип – не навязывать свое видение жизни молодому специалисту. Вместо этого, следует создавать условия, в которых он сможет самостоятельно находить оптимальные решения.

На первом этапе – адаптационном наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, выявляет его сильные и слабые стороны, проводит анкетирование.

На втором этапе – основном (проектировочном) наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

На третьем этапе – контрольно-оценочном наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Эффективное наставничество – это ключ к быстрому и качественному профессиональному становлению начинающих учителей. Оно дает возможность наставникам и школьной администрации целенаправленно помогать молодым специалистам в их развитии, вовлекая их в процесс планирования своего карьерного пути, поддерживая в самоорганизации и самоанализе, и тем самым повышая их профессиональный уровень.

Наставничество стимулирует внутреннюю мотивацию молодого педагога к постоянному совершенствованию и помогает ему полностью раскрыть свой профессиональный и личностный потенциал. В этом процессе выигрывают все: и начинающий учитель, и его опытный наставник, и сама школа.

Молодой педагог обогащается знаниями, развивает необходимые навыки и компетенции, повышает свой профессионализм и открывает новые карьерные возможности. Он учится налаживать конструктивное взаимодействие с наставником и коллегами, а также получает ценную информацию о работе школы. Это укрепляет его желание посвятить себя педагогической деятельности и в дальнейшем передавать свой опыт другим.

Когда молодой специалист находит свою профессиональную индивидуальность и «зажигает» в себе личностную искру, это способствует прогрессу всего образования. Слова К. Ушинского «Учитель живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель» служат вдохновляющим ориентиром для наставников и молодых учителей нашей школы.

Список литературы

  1. Баранова С.В. Основные положения духовно-нравственного наставничества / С.В. Баранова. – М.: Новая реальность, 2021. – 176 c. 
  2. Клищ Н.Н. Наставничество на государственной службе – новая технология профессионального развития государственных служащих (зарубежный и российский опыт наставничества на государственной службе) / Н.Н. Клищ, В.А. Январев. – М.: Изд. дом Высш. шк. эконом., 2020. – 64 c.
  3. Методические рекомендации «Об организации наставничества в образовательных организациях Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области», 2022. – [Электронный ресурс]. – URL: https://pumonso.ru/wp-content/uploads/2020/04/rekomend.nastavnik.pdf (дата обращения: 28.11.2024).
  4. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. – М.: Рыбаков Фонд, 2021. – 153 с.

Поделиться

8

Башлай Е. В., Коровина Т. Ф., Тарабаева М. А. Психолого-педагогическое сопровождение личностного и профессионального роста молодых педагогов // Актуальные исследования. 2025. №45 (280). URL: https://apni.ru/article/13509-psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-lichnostnogo-i-professionalnogo-rosta-molodyh-pedagogov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#45 (280)

Прием материалов

8 ноября - 14 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

19 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 декабря