Главная
АИ #45 (280)
Статьи журнала АИ #45 (280)
Психолого-педагогическая поддержка ребёнка раннего возраста в период адаптации к...

Психолого-педагогическая поддержка ребёнка раннего возраста в период адаптации к ДОУ

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

адаптация
технология
ранний возраст
поддержка
доверительное взаимоотношение

Аннотация статьи

В статье авторы педагогам представляют одну из возможных и эффективных технологий психолого-педагогической поддержки ребёнка раннего возраста в адаптационный период.

Текст статьи

Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учётом обстоятельств и повышать её продуктивность, то есть развиваться [1, c. 24].

Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучия.

Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребёнка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики [1, c. 37]. Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать на трёх уровнях: психофизиологическом, социально-физиологическом и индивидуально-психологическом.

Новые условия, которые характеризуют ДОУ, объединяются в три группы:

  1. Условия, связанные с новой организацией взаимодействия со взрослыми (знакомство с новым взрослым и необходимость выполнять его требования; очень активные, неожиданные или незнакомые ребёнку действия взрослого, адресованные ребёнку или выполняемые поблизости от него; жёсткая регламентация условий выполнения задач; изменение ситуации общения со взрослыми, когда ребёнок становится не единственным объектом внимания, а членом детской группы; поощрение и порицание взрослым действий; ограничение времени на выполнение действий, в том числе бытовых).
  2. Условия, связанные с новой организацией среды (выход за пределы знакомого помещения; необходимость действовать самостоятельно в организованной и свободной деятельности).
  3. Условия, связанные со взаимодействием с ровесниками (встреча с коллективом ровесников; необходимость осуществлять все процессы жизнедеятельности вместе с другими детьми; наличие у ровесников незнакомых ребёнку форм поведения в типичных ситуациях).

Для успешной адаптации решающее значение имеют:

  • функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;
  • состояние иммунной системы;
  • особенности обменных процессов;
  • тип нервной системы и темперамента;
  • тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных с новыми впечатлениями;
  • психологическое состояние ребёнка в момент привыкания к новым условиям (стабильность положительных эмоций, чувство защищённости, доверия к окружающим, уверенность в себе и близких людях).

Трудности в адаптации обычно возникают в том случае, если ребёнок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. Родители, которые стремятся постоянно поддерживать неизменность окружающей обстановки, стремительно устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности ребёнка, снижают защитные силы психики. Таких детей называют «изнеженными» [2, с. 52]. Малейшее изменение температуры воздуха вызывает у них простудные заболевания. Появление нового человека дезориентирует их деятельность (они убегают, прячутся, плачут или ведут себя вызывающе).

В новой обстановке такие дети забывают правила вежливости, не проявляют интереса к окружающему, стремятся находиться рядом с близким взрослым или проявляют навязчивость в общении. Не умея адаптироваться к минимальным изменениям, «изнеженные» дети испытывают серьёзные трудности при значительных переменах в их жизнедеятельности.

Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у многих детей, поступающих в детский сад, не формируются в соответствии с возрастом навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт ограничивается родителями. А общая нестабильность социальной ситуации приводит к дестабилизации детско-родительских отношений и к невротизации ребёнка в ранние периоды развития.

Тяжело протекает адаптация также в том случае, если она неправильно организована (не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребёнка или выбраны неправильные приоритеты в их диагностике; процесс адаптации ускоряется взрослым; неправильно оценивается процесс привыкания ребёнка к новым условиям) [2, c. 89].

В основу представленной ниже технологии психолого-педагогической поддержки ребёнка раннего возраста в период адаптации к ДОУ положены принцип развития и принцип концентричности.

Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребёнка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым оказать развивающее влияние на его психику.

Принцип концентричности позволяет поэтапно усвоить ребёнку новые навыки и знания, перестроить свою активность в соответствии с условиями новой среды, что в свою очередь способствует его психологической адаптации.

Целью в использовании технологии психолого-педагогической поддержки ребёнка раннего возраста в период адаптации к ДОУ – является формирование у ребёнка нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя в процессе организации специфических видов детской активности (адаптационных игр, имеющих психогимнастический характер).

Психолого-педагогическая поддержка ребёнка раннего возраста в период адаптации к ДОУ проводится поэтапно.

1-й этап. Формирование доверительных взаимоотношений с новым взрослым.

Цель: формирование привязанности к воспитателю.

Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт глаз, эмоциональный контакт, вызывать инициативу в общении, совместные положительные переживания, стимулировать подражание, учить действовать по инструкции.

Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки [6, c. 58].

2-й этап. Формирование ориентировок в пространственно-игровой среде.

Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.

Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон, учить ориентироваться в новых предметных условиях, подчиняться правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.

Формы организации взаимодействия: психологические игры, игры-имитации, предметные игры [6, c. 71].

3-й этап. Формирование положительных контактов с ровесниками.

Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.

Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника, формировать умение действовать сообща, обучать обмену действиями как способу общения.

Формы организации взаимодействия: психологические игры, хороводные игры [6, c. 82].

При организации взаимодействия «нового» взрослого с ребёнком необходимо придерживаться следующих требований:

  • взрослый организует действие поочерёдно с ребёнком;
  • взрослый называет предметы, игрушки, когда ребёнок на них смотрит, действует, держит в руках;
  • взрослый поддерживает все проявления активности ребёнка, откликается на стремление ребёнка к вниманию взрослого;
  • необходимо создание коммуникативных пауз, выбор темпа разговора с учётом состояния ребёнка;
  • важно организовать эмоционально насыщенные игровые ситуации;
  • предусмотреть профилактику и торможение отрицательных эмоций (переключение внимания ребёнка, игры с песком, водой, пальчиковые игры, спонтанные и раскрепощающие движения (надувать щёки, топать ногами, хлопать в ладоши), игры со звучащими игрушками (бубен, барабан, погремушка);
  • игра повторяется в течение дня несколько раз;
  • при ведении новой игры знакомые игры повторяются;
  • знакомые игровые ситуации включаются в бытовые процессы;
  • игра может прекратиться тогда, когда к ней у ребёнка пропал интерес, при желании игра возобновляется [5, c. 46].

Таким образом, успешной будет та адаптация, которая организована не как приспособительный процесс, когда ребёнка побуждают усвоить имеющиеся стереотипы, а как конструирующая деятельность, предлагающая перестройку имеющихся форм поведения и образования новых.

Список литературы

  1. Бобова Т.А. Работа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ / СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 160 с.
  2. Волкова Б.С. Учим общаться детей раннего возраста: методическое пособие / М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
  3. Жукова О.С. Энциклопедия развития и обучения ребёнка раннего возраста: от 6 месяцев до 3 лет / М.: Астрель, 2021. – 256 с.
  4. Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ / СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 96 с.
  5. Найбауэр А.В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду / М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
  6. Стефанко А.В. Организация воспитательно-образовательного процесса в группе для детей раннего возраста / СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. – 256 с.

Поделиться

10

Плотникова О. А., Назина П. В., Голубева А. Д. Психолого-педагогическая поддержка ребёнка раннего возраста в период адаптации к ДОУ // Актуальные исследования. 2025. №45 (280). URL: https://apni.ru/article/13510-psihologo-pedagogicheskaya-podderzhka-rebyonka-rannego-vozrasta-v-period-adaptacii-k-dou

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#45 (280)

Прием материалов

8 ноября - 14 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

19 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 декабря