Одной из актуальных тенденций современного образования является его непрерывность. Под непрерывным образованием (lifelong learning) понимается необходимость учиться всю жизнь, так как современный квалифицированный специалист должен постоянно усваивать новую информацию и отслеживать возникающие изменения. Как сказал известный социолог и футуролог Элвин Тоффлер «неграмотными в 21-м веке будут считаться не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться» [2]. В связи с указанным фактом очевиден рост потребности в обучении взрослых и, как следствие, появление различных вариантов удовлетворения этой потребности.
Теоретическими и практическими проблемами образования и воспитания взрослых занимается наука андрогогика [3]. Андрагогика – наука об образовании взрослых. В отличие от педагогики, которая ориентирована на обучение детей, андрагогика изучает особенности, принципы и методы, позволяющие эффективно обучать людей с уже сформированным жизненным и профессиональным опытом.
Некоторые ученые считают, что это самостоятельная наука. Другие утверждают, что это одна из ветвей педагогики. Есть и те, кто уверен, что сама идея изучения образования и воспитания взрослых в качестве отдельного предмета не имеет смысла.
Являясь преподавателями английского языка ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж» и работая во взрослой аудитории студентов, мы рассматриваем андрогогику как самостоятельную науку. Именно она помогла нам сформулировать основные особенности работы со взрослыми, которые мы попытаемся систематизировать и проиллюстрировать в нашей статье:
- Взрослые могут принимать участие в планировании своего обучения и определении критериев оценки его результативности.
- Взрослые имеют опыт обучения, который необходимо учитывать.
- Взрослые учатся сами. Роль преподавателя состоит в том, чтобы помочь, направить, исправить ошибки, но никак не в том, чтобы научить всеми возможными и невозможными способами.
- Взрослые сами мотивируются на обучение.
- Взрослому необходимо точно знать, зачем он обучается и каковы возможные выгоды.
- Во взрослой аудитории есть широкие возможности для применения взаимообучения (peer instruction) и взаимооценивания (peer assessment).
- Во взрослой аудитории многие традиционные методы обучения не работают.
Таким образом, использование андрагогических принципов обучения возможно и достаточно эффективно в той мере, в какой обучающийся, независимо от возраста, в состоянии по уровню мотивации, ответственности, предварительной подготовки, общего развития, наличия жизненного опыта активно участвовать в осуществлении всех указанных выше совместных с преподавателем действий.
В контексте изучения данного вопроса можно выделить следующие методы обучения:
Методы бывают активные – когда преподаватель приглашает обсудить тему, и интерактивные – студенты сами ищут, анализируют информацию и решают кейс. Примеры методов:
- Воркшопы. Обучающие мероприятия, которые состоят из небольшой теоретической части и интенсивной практической проработки знаний. Участники работают в командах и затем презентуют то, что у них получилось.
- Вебинары. Лекции, после которых можно задавать вопросы и обсуждать материал.
- Групповые задания. Студенты делятся на команды, готовят проекты и защищают их в группе. От воркшопа отличаются тем, что проекты объёмнее и требуют больше времени, например, две недели.
- Микрообучение. Студент проходит теорию небольшими кусочками и сразу решает задачи.
Взрослый человек сознательно подходит к своему обучению и оценивает свои реальные возможности, способности. Эксперименты американских психологов показали, что в тех случаях, когда при обучении необходимы глубина понимания, осмысления, способность наблюдать, делать умозаключения, взрослым это удается лучше, чем молодым.
Главные трудности у взрослого человека в процессе обучения носят психологический характер. Говоря об основных потребностях личности, отметим, что потребность в знании интегрируется со страхом перед знанием, с тревогой, с потребностью в безопасности и уверенности.
Все эти факторы и условия оказывают значительное влияние на весь процесс обучения, и их обязательно следует учитывать при организации обучения взрослых людей.
Организационно образование взрослых должно состоять из шести основных блоков:
- Потребительского.
- Информации и ориентации.
- Структурного.
- Содержательно-методического обеспечения.
- Кадрового обеспечения.
- Научного обеспечения.
Система образования взрослых должна ориентироваться на реальные потребности ее пользователей, или потребителей, а также учитывать и прогнозировать нужды развития экономики, общества и отдельной личности.
Использование жизненного опыта обучающихся подразумевает использование дискуссии, решение конкретных задач, различных видов игровой деятельности и т. п., что составляет основу дифференцирующе-интегрирующего обучения, и таким образом, представляет собой оптимальную формулу организации учебной деятельности во взрослой аудитории.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)