Вопрос применения медиативных технологий в работе куратора на сегодняшний день не теряет своей важности, а наоборот находит всё большее применение. Данная тема является особо актуальной в настоящее время. Так как студентам, как и обычным людям, свойственно постоянно вступать в конфликты, независимо от того, в каком месте или в какой сфере возникла ситуация. Это касается и обучения студентов в едином коллективе – учебной группе.
Медиация в системе образования – это метод разрешения конфликтов и споров, при котором стороны являются активными участниками в решении вопроса в присутствии нейтрального посредника – медиатора [3].
Медиация как метод альтернативного разрешения спора может широко использоваться для урегулирования конфликтов с участием студентов колледжа, в том числе, в качестве профилактики конфликтов и социально-опасного поведения.
Необходимо указать на ряд преимуществ применения медиативных технологий при решении конфликтов в группе студентов:
- Разрешение конфликтов: позволяет эффективно решать споры, избегая эскалации конфликтов и применения дисциплинарных мер.
- Улучшение коммуникации: способствует открытой и честной коммуникации между участниками конфликта.
- Развитие социальных навыков: Учащиеся учатся разрешать конфликты и выражать свои чувства, что развивает их эмоциональный интеллект.
- Создание безопасной среды: формирует атмосферу доверия в образовательном учреждении.
- Сохранение отношений: сохраняет и укрепляет отношения между участниками, так как решение принимается совместно [2].
Усиление влияния опасных Интернет-ресурсов, появление ряда запрещённых в России организаций, стрессовые ситуации, связанные с приграничным расположением Белгородской области, вызывает необходимость обучать участников образовательной деятельности навыкам и техникам осознанного и адекватного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, способам их разрешения.
Однако конфликтологической компетентности, как правило, не обучают ни студентов, ни педагогов. Система педагогического образования и сегодня мало времени уделяет отработке специальных умений по управлению и разрешению конфликтов, ограничиваясь освещением общих вопросов конфликтологии. В сфере СПО основными субъектами конфликтов являются студент, преподаватель, родитель и администратор.
Следовательно, эффективность процессов профилактики и управления конфликтами в образовательной среде зависит от профессионализма педагога, который, в свою очередь, определяется рядом компетенций.
Конфликтологическая компетентность педагога как организатора не только процесса обучения, но и педагогического взаимодействия может включать в себя следующие частные компетентности:
- способность распознавать признаки случившегося конфликта, выявляя в нем ключевое противоречие, владеть способами его регулирования;
- умение определять причины конфликтов на уровне интересов и ценностей участников, занимать позицию посредника (медиатора) для их разрешения;
- содействие сторонам конфликта в поиске решения, основанного на договоренностях, отражающих интересы и потребности сторон спора [1, с. 54-58].
В своей работе в качестве куратора не одной учебной группы очень часто приходится выступать медиатором для решения тех или иных конфликтов как между студентами, так и в роли участника данного конфликта. Прежде всего куратору необходимо увидеть ситуацию глазами студента, вступившего в конфликт, и внимательно, не перебивая, выслушайте его претензии, возможно, он в чем-то прав. Если это так, то уступите ему в тех позициях, где не затронуты ваши главные ценности и интересы. Необходимо помнить, что на это способен лишь сильный человек. За агрессивным поведением часто стоят такие вещи, как страх за собственную безопасность; недостаточное общественное признание; чувство обиды, зависть или месть; необоснованно завышенные притязания.
Приняв решение, предложите другой стороне обсудить возникшие разногласия при разговоре:
- Обсуждайте проблему, а не человека.
- Разговаривая, следите за словами, жестами, позой, мимикой, как своими, так и собеседника.
- Примените «Правила щедрого слушания».
- Используйте «Я-высказывание».
- Сообщите свое видение ситуации и ряд возможных решений. Предложите другой стороне сделать то же самое.
- Вместе оцените сильные и слабые стороны каждого решения, степень их приемлемость для обеих сторон и возможные последствия.
- Выберите лучший для вас обоих вариант решения и составьте план действий для его претворения в жизнь [2].
Помните, что существуют три возможных результата конфликта:
- Победа-поражение – одна сторона удовлетворена, а другая нет.
- Поражение-поражение – обе стороны не удовлетворены результатом.
- Победа-победа – обе стороны приходят к согласию.
Основная задача медиатора – не помирить стороны, а создать такие условия для сторон и их диалога, в которых они смогут сами прийти к важному восстановительному эффекту примирения и заключению договора.
Невозможно не упомянуть о том, что применение медиативных технологий имеет ряд преимуществ. Медиация гарантирует отсутствие публичности, снимает психологическую и эмоциональную нагрузку, позволяет участникам самостоятельно контролировать процесс переговоров, а также способствует вынесению справедливого решения, основанного на интересах сторон.
Медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между студентами, между студентами и взрослыми.
Благодаря медиативным технологиям можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой агрессии. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий.

.png&w=640&q=75)