Современная образовательная система требует реализации стандартов ФГОС. Главная цель этих стандартов – развитие личности каждого учащегося, формирование необходимых для успешной жизни компетенций, а также развитие творческой и критической личности, способной генерировать и реализовывать свои идеи, работать в команде и адаптироваться к требованиям современного мира. В условиях растущих требований к компетенциям и знаниям, а также в свете глобализации информационного общества, тема формирования функциональной грамотности становится все более актуальной.
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать полученные в течение жизни знания для решения различных жизненных задач в разных сферах деятельности, общения и социальных отношений» (Алексей Алексеевич Леонтьев, лингвист и психолог, доктор наук) [2, с. 35].
Итак, в современном образовательном процессе формирование функциональной грамотности является одной из ключевых задач. Она включает в себя способность применять знания и навыки в различных жизненных ситуациях, что делает ее важнейшей компетенцией для учащихся.
Рассмотрим формы и пути формирования функциональной грамотности через интеграцию уроков технологии и других учебных предметов. Учитель технологии, в частности, играет центральную роль в этом процессе, создавая учебные ситуации, способствующие развитию различных аспектов функциональной грамотности у учеников.
Предмет «Технология» уникален. Он является благодатной почвой для развития функциональной грамотности у учащихся, помогает детям расширить кругозор, знакомит их с новыми технологиями и профессиями. На уроках технологии учащиеся учатся формулировать и обосновывать идеи, моделировать, конструировать, шить, вязать, готовить, составлять меню, выполнять экономические расчеты и подбирать необходимые материалы. Изучение предмета «Технология» направлено на приобретение общетрудовых и специальных навыков, что способствует развитию функциональной грамотности и практического мышления.
Технология является связующим звеном между всеми школьными предметами, позволяя теоретическим знаниям трансформироваться в практическую деятельность, что приводит к созданию различных объектов в окружающем мире. Например, алгебра и геометрия необходимы для выполнения расчетов, построения графиков, определения расхода материалов и себестоимости продукции, а также для маркетинга. Химия помогает понять свойства текстильных материалов и пищевых продуктов, биология – анализировать изменения в живой природе, физика – изучать принципы работы механизмов, а рисование и черчение – разрабатывать эскизы. Основы безопасности труда и организации рабочего места, включая работу с тканями, термопистолетами и 3D-принтерами, также являются важными аспектами.
Согласно исследованиям, для формирования функциональной грамотности в образовательном процессе необходимо:
- создавать условия для приобретения практического опыта;
- направлять учащихся на решение реальных задач;
- развивать навыки самообразования;
- способствовать аналитическому мышлению;
- обучать работе с информацией;
- активно использовать проектные, исследовательские и творческие методы;
- организовывать работу как в группах, так и индивидуально;
- разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты;
- развивать навыки рефлексии и предоставления обратной связи.
Формы функциональной грамотности:
- Читательская грамотность (поиск информации в тексте, восстановление логической структуры, выборочное чтение). Этот навык является основополагающим для успешного функционирования в современном обществе. Осознанное чтение способствует личностному развитию, позволяя человеку понимать текст, размышлять о его содержании и четко выражать свои мысли. Работа с текстом формирует навыки общего понимания и выводов на основе полученной информации. Один из эффективных методов осмысления текста – это постановка вопросов и поиск на них ответов.
- Математическая грамотность (решение практических задач). Математика активно применяется на уроках технологии, где учащиеся могут использовать свои знания на практике. Например, ученики могут записывать размеры в половинном размере или рассчитывать, сколько ткани потребуется для пошива фартука или юбки. Задача может выглядеть следующим образом: «Для подарка на 8 Марта учащиеся изготавливают декоративные разделочные доски. В мастерской имеется лист фанеры размером 600х1525 мм. Достаточно ли материала для изготовления 14 досок? Постройте схему экономного распила».
- Естественно-научная грамотность (научное объяснение явлений, интерпретация данных и использование научных доказательств для вывода). Умение применять естественно-научные знания в реальных ситуациях. Например, изучая текстильные изделия, можно рассмотреть причины, вызывающие контактные аллергии (например, контактный дерматит или экзему). Рассмотрим ситуацию: «Ребенок надел свитер из овечьей шерсти и после этого на его коже появились красные пятна и отеки. Врачи поставили диагноз: «острая аллергическая реакция». Как Вы думаете, что могло вызвать такую реакцию? Обоснуйте свой ответ». Вместе с учениками можно вспомнить, что в шерсти содержится шерстяной воск, и логически прийти к выводу, что ланолин, получаемый из жировых частиц овечьей шерсти, может быть причиной аллергической реакции. Таким образом, технология играет важную роль в образовательном процессе, обеспечивая интеграцию знаний и их применение на практике, что в свою очередь способствует формированию функциональной грамотности у учащихся.
- Компьютерная грамотность охватывает навыки поиска информации в Интернете, использования электронной почты, создания и распечатки текстов, работы с электронными таблицами и графическими редакторами. Эти умения способствуют планированию, самостоятельной работе, анализу и формированию выводов. В процессе выполнения творческого проекта ученик разрабатывает и создает новый продукт. Подготовка проекта осуществляется под руководством учителя, после чего ученик переходит к самостоятельной работе. На протяжении всего проекта школьник проектирует, моделирует, анализирует, оценивает и вносит коррективы. Важным этапом является создание эскиза изделия и оформление чертежной документации. Учащиеся подбирают необходимые материалы и инструменты, выбирают оптимальную технологию изготовления, выполняют практическую часть и составляют пояснительную записку. В завершение они подготавливают презентацию готового изделия, что способствует развитию их функциональной грамотности.
- Экономическая грамотность подразумевает умение решать задачи, связанные с экономическими понятиями, такими как доход, расход и бюджет. Освоение этих навыков помогает учащимся эффективно управлять своими финансами. Например, задача на расчет скидки формирует представление о понятиях «процент» и «цена». Рассмотрим пример: «Пачка творога стоит 114 рублей, и магазин предлагает скидку 20% при покупке 2-х пачек. Какова будет цена творога?» Важно также развивать у учеников потребительскую грамотность, чтобы они могли осознанно подходить к покупкам, учитывая, что иногда товары со скидками могут быть дороже, чем в других магазинах без скидок. Ученикам стоит обратить внимание на маркетинговые стратегии, такие как завышение начальной цены, после чего предлагается «скидка», чтобы привлечь покупателей.
- Экологическая грамотность – это способность осознавать экологические процессы, принимать ответственные решения и действовать в соответствии с принципами устойчивого развития. Это не только знание фактов о природе, но и понимание того, как действия человека влияют на окружающую среду. В рамках изучения раздела «Растениеводство» можно обсудить, как комнатные растения влияют на микроклимат и здоровье человека, а также проблему чистоты воздуха. Например, можно рассказать о бактерицидном действии таких растений, как хлорофитум и герань, подчеркивая их полезные свойства с научными данными. В разделе «Технология получения, обработки и использования материалов» учащиеся знакомятся с экологическими аспектами дизайна одежды и использованием различных материалов. Важно осознавать, что синтетические материалы могут негативно влиять на здоровье, и их можно заменить на натуральные, такие как лен, хлопок и шерсть.
Учителю необходимо быть в курсе современных тенденций, постоянно искать новые подходы к подаче учебного материала, расширять возможности уроков и применять инновационные методы, заменяя традиционные формы обучения на более активные. Для повышения эффективности обучения задания должны соответствовать определенным критериям: они должны быть интересными и актуальными, а также соответствовать зоне ближайшего развития каждого ученика.
Для успешного формирования функциональной грамотности на уроках технологии необходимо учитывать ряд ключевых условий:
- Высокий уровень профессиональной подготовки преподавателя.
- Системно-деятельностный подход как основа обучения.
- Организация продуктивной учебной деятельности.
- Интеграция с другими учебными дисциплинами.
- Использование современных образовательных технологий.
- Применение исследовательских и проблемных методов обучения.
- Включение в учебный процесс практических задач.
В качестве методического обеспечения можно использовать задания из различных банков данных, размещенных на порталах Российской электронной школы (РЭШ), ФГБНУ ИСРО РАО, издательства «Просвещение», а также материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» и другие методические материалы, разработанные в помощь учителям.
В заключение отметим, что современный учитель технологии должен активно использовать учебные ситуации, направленные на формирование различных компонентов функциональной грамотности. Это позволит не только повысить качество образования, но и подготовить учащихся к жизни в современном мире, где умение адаптироваться и применять знания является ключевым фактором успеха.
Таким образом, интеграция уроков технологии и других учебных предметов обладает значительным потенциалом для развития функциональной грамотности во всех ее аспектах.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)