Главная
АИ #45 (280)
Статьи журнала АИ #45 (280)
Музыкально-дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья в...

Музыкально-дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

музыкально-дидактические игры
дети с ОВЗ
детский сад
развитие
коррекция
музыкальный руководитель
сенсорное развитие
слуховое внимание
чувство ритма
координация движений
социальная адаптация

Аннотация статьи

Включение музыкально-дидактических игр в образовательный процесс детей с ОВЗ является эффективным методом коррекции и развития. Они способствуют сенсорному развитию, формированию представлений об окружающем мире, развитию речи, эмоциональной сферы и социальной адаптации.

Текст статьи

Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

Цель музыкальных занятий – это социальная адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности. Ввести ребенка в мир музыки, обогатить его чувственно-эмоциональную сферу, способствовать самовыражению и самореализации.

Задачи:

  • Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм в привлекательной и доступной форме, приобщить детей к русской культуре.
  • Формировать представления о прекрасном в жизни, искусстве, способности воспринимать его.
  • Учить навыкам мимики и пантомимики в передаче игровых образов.
  • Развивать творческие способности в музыкально-художественной деятельности, психические процессы, коммуникативные навыки.
  • Развивать двигательную сферу, мышечную активность, координацию движений.
  • Развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, творческое воображение и способность сопереживать.

Особое место отводится музыкально-дидактическим играм, которые являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позволяет приобщать их к активному восприятию музыки.

Я хочу представить вам некоторые из дидактических игр и атрибутов сделанные своими руками для музыкальных занятий.

1. Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чём играю»

Цель: упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов и развивать тембровый слух.

Игровой материал: ширма, детские музыкальные инструменты: дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.

Методика проведения:

1 вариант:

Ведущий за ширмой поочерёдно играет на детских музыкальных инструментах (дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка).

Дети отгадывают инструмент по звучанию и показывают соответствующую картинку музыкального инструмента.

2 вариант:

Показывается картинка музыкального инструмента. Дети выбирают аналогичный инструмент из предложенных, называет его и играет на нём.

2. Игра на определение настроения музыки «Весело и грустно»

Цель: развитие умения детей определять настроение музыкального произведения, выражать настроение мимикой.

Игровой материал: карточки – облачки с различным выражением оттенков настроения: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе комплект из карточек-облачков на каждого ребенка, отражающих характер музыки.

Методика проведения:

1 вариант:

Дети слушают произведения различного характера, беседуют и дают характеристику каждому прослушанному отрывку произведений. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Вызванный ребенок выбирает соответствующую карточку.

2 вариант:

У каждого ребёнка лежат карточки разных характеров. Педагог исполняет произведения, и дети, чьи карточки соответствуют характеру музыки, поднимают их.

3 вариант:

Детям предлагается с помощью мимики и движения выразить настроение прослушанного произведения, проявить свое творчество. Музыкальный репертуар: по выбору музыкального руководителя.

3. Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и тучка»

Цель: развитие у детей представление о различном характере музыки (веселая, радостная и грустная, печальная), расширение словарного запаса детей.

Игровой материал: карточки с изображением солнца и тучки с дождем по количеству детей. Две большие карточки с тем же изображением для демонстрационного показа. Коробочка для хранения игры.

Методика проведения:

Каждому ребенку музыкальный руководитель дает по две карточки. На одной изображение солнышка, на другой тучки. По очереди проигрываются музыкальные отрывки разного характера (веселые или грустные). Дети должны поднять соответствующую карточку: солнышко - весело, тучка – грустно.

Далее музыкальный руководитель спрашивает: «Какая была музыка? Дети стараются подобрать нужные синонимы, взрослый помогает. Закончить игру можно веселой мелодией и потанцевать или поиграть в подвижную игру «Солнышко и дождик».

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темпе, динамике), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры, которые, воздействуют на ребенка с ОВЗ комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Музыкально-дидактических игры используют с целью формирования у детей представлений о:

  • Характере музыки (веселая, грустная);
  • Музыкальных жанрах (песня, танец, марш);
  • Содержании музыки и музыкальных образах;
  • Средствах музыкальной выразительности.

Систематическое применение музыкально-дидактических игр вызывает у детей активный интерес к музыке и способствует быстрому овладению музыкальным репертуаром.

Музыкально-дидактические игры должны быть простыми, доступными, интересными, привлекательными. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь ощущение сплоченности, ответственности.

Дидактические игры на музыкальных занятиях начинают проводить с первого года обучения. Эти игры в основном связаны с применением наглядности: музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, технические средства обучения.

Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий. Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые не способны на других занятиях. Очевидно, что у детей появилось желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений, т. е. ребенок не просто играет на музыкальном инструменте, а только когда звучит музыка, выполняет мои просьбы, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, а главное – повышается активность малышей. Движения становятся более координированными, ритмичными. Ребенок учится извлекать звук из музыкального инструмента, развивается общая и мелкая моторика. Дети осваивают все более сложные инструменты, требующие активного участия двух рук: ложки, треугольник и др. Многие ребята самостоятельно стараются изменять движения в соответствии с музыкальным звучанием.

Решаются и задачи развития познавательной сферы: дети узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, т. е. заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. Именно с помощью музыкальных игр и пения многие дети начинают петь и проговаривать простые слова, в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью. Дети способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны), но и создавать ее – петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, что делает коррекционно-воспитательную работу более эффективной. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению. Работа проводится мною организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Список литературы

  1. Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей. Вопросы психологии, Москва, 2001.
  2. Бородулинина С.Ю. Коррекционная педагогика, Ростов-на-Дону, 2004.
  3. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание, М. «Вако», 2006.

Поделиться

10

Дружинина Е. Ю. Музыкально-дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду // Актуальные исследования. 2025. №45 (280). URL: https://apni.ru/article/13522-muzykalno-didakticheskie-igry-dlya-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-detskom-sadu

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#46 (281)

Прием материалов

15 ноября - 21 ноября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

26 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря