Главная
АИ #45 (280)
Статьи журнала АИ #45 (280)
Методы формирования у студентов устойчивого интереса к будущей профессии

Методы формирования у студентов устойчивого интереса к будущей профессии

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

профессиональный интерес
средства массовой информации
информационные технологии
мотивация
педагогические интересы

Аннотация статьи

В статье анализируются факторы, которые потенциально могут стимулировать формирование профессиональной заинтересованности у студентов, учитывая воздействие медиасредств.

Текст статьи

Целью статьи является анализ способов и методов зарождения и развития профессионального интереса студентов колледжей и вузов к своей будущей практической деятельности, овладению профессией, осознанному подходу к работе. Необходимо будущему специалисту открыть интересные стороны будущей профессии, её значимость для страны и общества, в итоге получить выпускников, мотивированных на успешную профессиональную деятельность.

Сегодняшняя модернизация высшего образования неразрывно связана с развитием информационных технологий и нацелена на всестороннее развитие адаптивной личности, где в основе профессиональной ориентации лежит стремление к раскрытию заложенного природой потенциала и талантов. Эта трансформация достигается путем анализа изменений в современной личности студента, тесно интегрированного в цифровое пространство. Приобретение знаний перестало быть конечной целью, превратившись в способ самопознания. Широкий кругозор и разносторонние интересы, подкрепленные информационными технологиями и профессиональным интересом, являются основой для активности, креативности и быстрого освоения профессии. Без этого подготовка современного специалиста теряет всякий смысл [4].

Распространенной проблемой в системе высшего образования является снижение профессионального интереса у студентов в процессе обучения, особенно в педагогических вузах. Изначально стремящиеся к инновациям и оригинальным решениям, лучшие выпускники школ через пять лет превращаются в усредненных специалистов с узкой специализацией.

Снижение профессионального интереса обусловлено рядом причин. Мотивы поступления в вуз не всегда совпадают с мотивами обучения, и желание учиться не всегда отражает позитивное отношение к профессии. Часть студентов поступает с нейтральным или даже негативным отношением к будущей деятельности, которое может сохраниться до окончания учебы. Изначальный позитивный настрой может смениться нейтральным или отрицательным в процессе обучения [1].

Не следует переоценивать высокий уровень профессионального интереса у первокурсников. Студенты-первокурсники в своем выборе основываются скорее на ценностном представлении о содержании профессиональной деятельности, чем на реальном знании. За годы обучения представление о профессии становится более полным.

Углубленное изучение учебно-практической деятельности, направленной на решение задач, связанных с профессией, является основным источником профессионального интереса. Проблемные ситуации, включающие мотивы и потребности студента, обладают потенциалом для позитивного воздействия. В проблемном обучении усвоение знаний становится не только интеллектуальным, но и личностным процессом, объединяя получение информации и формирование мировоззрения.

Так объясняют снижение профессионального интереса сами студенты педагогического вуза: снижению интереса способствовало огромное психологическое напряжение в работе учителя; бесперспективность и маленькая зарплата учителя; неинтересно работать в школе, где материальной базы практически нет; разочарование в самой профессии, осознание того, что это бесполезный труд; труд учителя не ценится не только государством, но и родителями; трудности с учащимися. Информацию современные студенты получают не из официальных источников средств массовой информации, а из социальных сетей, которые за частую не контролируются со стороны государства.

Развитие профессионального интереса является одной из нерешенных педагогических проблем – на это указывает Н. М. Яковлева: «Сложность данной проблемы заключается в слишком большом разбросе как в структуре интересов, так и в психологических особенностях самих будущих учителей, а также в истории становления педагогических интересов у каждого конкретного студента, начиная со школьных лет, то есть в непрофессиональный период» [5].

Процесс формирования профессионального интереса исключительно сложен. Почти невозможно учесть все факторы, прямо или косвенно влияющие на его становление.

Исследователи В. Е. Алексеева, Л. Г. Антипова пришли к выводу, что профессиональный интерес может успешно развиваться путем развития познавательного интереса. При этом содержание, формы и методы профессиональной подготовки должны способствовать развитию профессионального интереса.

Исследованиями А. М. Матюшкина, В. Оконя установлено, что основным источником профессионального интереса является процесс сосредоточенной, углубленной учебно-практической деятельности, направленный на решение учебных задач, учитывающих специфику осваиваемой профессии. По их мнению, объективные возможности положительного воздействия на профессиональный интерес содержит проблемная ситуация [3].

А. А. Вайсбург считает, что Эмоциональный компонент играет важную роль в развитии профессионального интереса. Эмоции не управляют деятельностью, а являются ее результатом и механизмом развития. «Эмоции, – пишет А. А. Леонтьев, – не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и механизмом ее движения» [2, с. 51].

Основной задачей является создание условий, способствующих осознанному выбору профессии и формированию положительного отношения к ней. Это может быть достигнуто посредством различных образовательных программ, практических занятий, тренингов и мастер-классов, ориентированных на развитие профессиональных навыков и компетенций.

Важную роль играет взаимодействие с представителями различных профессий, организация встреч с успешными специалистами, что позволяет студентам получить реальное представление о будущей работе и вдохновиться положительными примерами.

Назовем условия, которые, на наш взгляд, могут способствовать развитию профессионального интереса:

  1. Личностные особенности должны учитываться, начиная с отбора абитуриентов и кончая распределением выпускников вуза;
  2. Личностные качества преподавателя, организующего и направляющего работу студента, в том числе и в социальных сетях;
  3. Разнообразие занятий, оригинальная методика, творческий подход к делу с использованием современных информационных технологий;
  4. Осознание студентами важности изучаемых предметов и, стало быть, умение преподавателей показать необходимость изучения предметов с целью качественной профессиональной подготовки;
  5. Успехи в учебе, широко освещаемые в социальных сетях образовательных организаций (например, освещение в социальных сетях получение диплома на конкурсе студенческих научных работ и др.).

Развитию профессионального интереса способствуют учет личностных особенностей, качества преподавателя, разнообразие занятий, осознание студентами важности изучаемых предметов и успехи в учебе.

Список литературы

  1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. – М.: Высш, шк., 1991.
  2. Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.
  3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1985.
  4. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.
  5. Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. – Челябинск: ЧГПИ, 1991.

Поделиться

4

Сухарев В. В., Руднев В. В. Методы формирования у студентов устойчивого интереса к будущей профессии // Актуальные исследования. 2025. №45 (280). URL: https://apni.ru/article/13530-metody-formirovaniya-u-studentov-ustojchivogo-interesa-k-budushej-professii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#46 (281)

Прием материалов

15 ноября - 21 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

26 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря