Главная
Конференции
Практическая синергия: от фундаментальных исследований к прорывным технологиям
Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка

Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

самооценка
детско-родительские отношения
стиль воспитания
привязанность
родительское принятие

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается комплексное влияние характера детско-родительских отношений на процесс формирования самооценки в детском возрасте. Результаты анализа имеют важное практическое значение для психологического консультирования и разработки программ психолого-педагогического сопровождения семьи.

Текст статьи

Актуальность исследования. Проблема формирования самооценки является одной из ключевых в возрастной и педагогической психологии. Самооценка, определяемая как ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам, выполняет регуляторную и защитную функции, оказывая влияние на все сферы жизнедеятельности человека: от академических достижений и социальной адаптации до психического здоровья и личностного благополучия [1, c. 45]. Становление самооценки происходит преимущественно в детском возрасте, и именно семья, являясь первичной социальной средой, предоставляет ребенку «зеркало» для формирования образа «Я».

В современном мире, характеризующимся высокой динамикой и неопределенностью, способность личности к устойчивой и адекватной самооценке становится критически важным ресурсом для преодоления жизненных трудностей.

В последнее десятилетие наблюдается рост количества эмпирических исследований, направленных на выявление конкретных аспектов родительского поведения, влияющих на самооценку. Изучаются такие аспекты, как стиль воспитания [2; 3], тип привязанности [4; 5], родительские установки и ожидания [6], специфика коммуникации (в том числе кибербуллинг со стороны родителей) [7]. Однако многие работы носят фрагментарный характер, и существует потребность в системном анализе, интегрирующем данные различных исследований для построения целостной картины.

Цель статьи: провести комплексный теоретический анализ современных научных данных о влиянии детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка.

Результаты и обсуждение

1. Стили семейного воспитания как детерминанта самооценки

Классическая модель стилей воспитания Д. Баумринд, включающая авторитетный (демократический), авторитарный и попустительский стили, остается одной из наиболее цитируемых в современных исследованиях.

Авторитетный (демократический) стиль, характеризующийся высоким уровнем родительского контроля в сочетании с теплотой, принятием и поддержкой автономии ребенка, неизменно связывается с формированием адекватной, устойчивой и высокой самооценки. Исследование Е.В. Волковой и А.А. Вороновой (2021) показало, что подростки, воспитывающиеся в семьях с демократическим стилем, демонстрируют значимо более высокие показатели по шкалам самоуважения и самопринятия по сравнению со сверстниками из семей с другими стилями воспитания [2, c. 112]. Объяснение этому заключается в том, что такой стиль создает условия для формирования у ребенка базового чувства безопасности и собственной ценности, при этом поощряя инициативу и ответственность. Ребенок усваивает, что его любят безусловно, но при этом существуют разумные границы.

Авторитарный стиль (высокий контроль, низкая теплота и поддержка автономии) является одним из наиболее деструктивных для самооценки. Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют беспрекословного подчинения, часто прибегают к критике и наказаниям. Как отмечает О.А. Карабанова, в таких условиях у ребенка формируется «условное самоотношение»: он начинает считать себя ценным только тогда, когда соответствует жестким родительским требованиям [3, c. 78]. Это приводит к развитию низкой, неустойчивой самооценки, перфекционизму и высокому уровню тревожности. Ребенок постоянно сомневается в своих силах и боится неудачи.

Попустительский (гипоопекающий) и либеральный стили также оказывают негативное влияние. В случае гипоопеки ребенок лишен необходимого внимания, руководства и эмоциональной поддержки. Это порождает чувство ненужности и формирует низкую самооценку, так как ребенок интерпретирует отсутствие интереса со стороны родителей как свидетельство своей малой значимости. Либеральный стиль, при котором ребенку все дозволено, а контроль отсутствует, может способствовать формированию завышенной, неадекватной самооценки. Такой ребенок не научается соотносить свои возможности с реальными требованиями среды, что в дальнейшем приводит к серьезным проблемам в социальной адаптации [2, c. 115].

2. Роль типа привязанности в формировании самооценки

Теория привязанности Дж. Боулби и М. Эйнсворт предоставляет еще один важный ракурс для понимания истоков самооценки. Внутренняя рабочая модель личности, формирующаяся в диадических отношениях с фигурой привязанности, включает в себя и модель «Я».

Надежная привязанность складывается, когда родитель чутко и своевременно реагирует на потребности ребенка. Это формирует у ребенка базовое доверие к миру и, что crucial, позитивную модель себя: «Я достоин любви и заботы, мои потребности важны». Мета-анализ, проведенный Г.С. Абрамовой (2019), подтверждает сильную положительную корреляцию между надежным типом привязанности в детстве и высоким уровнем самооценки в подростковом и юношеском возрасте [4, c. 34].

Ненадежная привязанность (избегающая, тревожно-амбивалентная, дезорганизованная) является фактором риска для формирования негативной самооценки. При избегающей привязанности ребенок учится подавлять свои эмоции и потребности, так как родитель игнорирует их. Это ведет к формированию модели «Я – недостоин любви, мои чувства не важны». При амбивалентной привязанности из-за непоследовательности родителя у ребенка возникает тревожная озабоченность отношениями и неуверенность в себе. Исследование М.В. Лукьяновой и Д.С. Королева (2022) выявило, что подростки с ненадежными типами привязанности демонстрируют более низкие показатели самоотношения и более высокий уровень самокритики [5, c. 91].

3. Эмоциональная коммуникация и родительское принятие

Помимо глобальных стилей и типов привязанности, огромное значение имеют повседневные паттерны эмоциональной коммуникации в семье.

Безусловное принятие – это любовь и уважение к ребенку как к личности, независимо от его успехов и поведения. Оно транслируется через вербальные и невербальные средства: слова поддержки, физический контакт, эмпатическое слушание. А.С. Спиваковская подчеркивала, что именно переживание безусловного принятия позволяет ребенку сформировать стержень позитивного самоотношения [6, c. 102].

Условное принятие и критика оказывают разрушительное действие. Когда родительская любовь и внимание даются «в кредит» за хорошие оценки, примерное поведение или победы в соревнованиях, ребенок усваивает, что его ценность зависит от внешних достижений. Это приводит к формированию так называемой «ситуативной самооценки», которая резко колеблется в зависимости от успехов и неудач. Постоянная критика, особенно переходящая в оценочные суждения о личности ребенка («ты неумеха», «ты бестолковый»), интроецируется и становится его собственным внутренним голосом, подрывая самооценку на глубинном уровне. Современные исследования, в том числе работа И.М. Ткачевой (2020), посвященная вербальным паттернам в семье, показывают, что частота и интенсивность родительской критики прямо пропорциональны уровню тревожности и негативного самоотношения у ребенка [7, c. 56].

4. Специфика влияния отца и матери

Традиционно в исследованиях больше внимания уделялось материнскому влиянию, однако данные последних лет подчеркивают уникальную и независимую роль отца.

Влияние матери чаще связано с формированием эмоционального компонента самооценки, базового чувства безопасности и принятия себя. Это связано с первичной, биологической связью мать-дитя.

Влияние отца, особенно в дошкольном и школьном возрасте, часто связано с формированием инструментального компонента самооценки – компетентности, уверенности в своих силах, способности достигать целей. Отец традиционно выступает как представитель широкого социума, и его поддержка и признание помогают ребенку чувствовать себя уверенным во внешнем мире. Исследование П.В. Романова (2023) показало, что для мальчиков-подростков именно эмоциональная близость с отцом, а не с матерью, была наиболее значимым предиктором высокого уровня самоуважения [8, c. 124]. Для девочек отцовское одобрение и уважение являются прообразом будущих отношений с мужским полом и вносят значительный вклад в формирование целостного позитивного образа «Я».

Выводы

Проведенный теоретический анализ позволяет сформулировать следующие выводы:

  1. Детско-родительские отношения являются системообразующим фактором в процессе формирования самооценки ребенка. Их влияние носит комплексный и многокомпонентный характер.
  2. Наиболее благоприятным для развития адекватной, устойчивой и высокой самооценки является авторитетный (демократический) стиль воспитания, который сочетает в себе эмоциональное тепло, четкие границы и поддержку автономии ребенка.
  3. Вклад отца в формирование самооценки ребенка является уникальным и независимым, особенно в аспекте развития компетентности и уверенности в себе, и должен учитываться в практике психологического консультирования.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2019. – 398 с.
  2. Волкова Е.В., Воронова А.А. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и самоотношения в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26. – № 2. – С. 110-120.
  3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2018. – 320 с.
  4. Абрамова Г.С. Привязанность в детстве и самооценка в юношеском возрасте: мета-анализ эмпирических исследований // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т. 27. – № 4. – С. 30-45.
  5. Лукьянова М.В., Королев Д.С. Тип привязанности и особенности самоотношения у подростков с девиантным поведением // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2022. – № 1. – С. 88-103.
  6. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. – М.: Эксмо-Пресс, 2010. – 464 с.
  7. Ткачева И.М. Вербальная коммуникация в семье и ее влияние на формирование самооценки ребенка младшего школьного возраста // Мир психологии. – 2020. – № 3 (103). – С. 54-65.
  8. Романов П.В. Роль отца в формировании самоуважения у подростков: гендерный аспект // Социальная психология и общество. – 2023. – Т. 14. – № 1. – С. 118-132.
  9. Harter S. The Construction of the Self: Developmental and Sociocultural Foundations. – 2nd ed. – New York: Guilford Press, 2012. – 440 p. 
  10. Rohner R.P. Introduction to Interpersonal Acceptance-Rejection Theory (IPARTheory) and Evidence // Online Readings in Psychology and Culture. – 2016. – Vol. 6(1). – P. 1-39.

Поделиться

9

Рахматуллоев А. Н. Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка // Практическая синергия: от фундаментальных исследований к прорывным технологиям : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 ноября 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. С. 88-91. URL: https://apni.ru/article/13537-vliyanie-detsko-roditelskih-otnoshenij-na-formirovanie-samoocenki-rebenka

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#46 (281)

Прием материалов

15 ноября - 21 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

26 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря