Главная
АИ #46 (281)
Статьи журнала АИ #46 (281)
Нормативно-правовое обеспечение муниципального цифрового управления

Нормативно-правовое обеспечение муниципального цифрового управления

17 ноября 2025

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

нормативно-правовое регулирование
цифровизация
защита данных
электронные услуги
информационная безопасность
государственная политика

Аннотация статьи

Научная статья посвящена исследованию нормативно-правового обеспечения процесса цифровизации муниципального управления в России. Автор рассматривает ключевые аспекты правового регулирования цифровой трансформации, включая развитие законодательства, направленного на защиту персональных данных, интеграцию государства в глобальное цифровое пространство и совершенствование механизма оказания государственных услуг в электронном формате.

Текст статьи

Регулирование цифровых процессов в России демонстрирует значительную динамику и разнообразие подходов в период с 2017 по 2023 годы. За это время было принято более 450 нормативных актов, направленных на цифровизацию в таких областях, как образование, здравоохранение, финансы и промышленность. К 2023 году доля государственных услуг, оказываемых в электронном формате, достигла 89%, что подчеркивает важность адекватного правового регулирования в этой сфере. Однако, несмотря на достижения, продолжают существовать серьезные проблемы с реализацией инновационной политики. Одним из ключевых элементов цифровизации государственного управления является система «Госуслуги», которая на 2023 год охватывает свыше 143 миллионов граждан, что составляет 99% от общего числа населения страны. Благодаря этой системе количество электронных обращений граждан к государству [1, с. 166].

Несмотря на успешное внедрение системы «Госуслуги», существует проблема несовместимости различных платформ электронного документооборота. Согласно опросу, проведенному среди 3000 представителей государственных органов, 87% респондентов указали на трудности в согласовании данных между разными системами. Еще одной значительной проблемой цифровизации государственного управления в России является отсутствие единого централизованного мониторинга эффективности реализуемых проектов. Эксперты отмечают, что из каждых 100 запущенных проектов в сфере цифровизации лишь около 25 получают адекватную оценку своей результативности [2, с. 166].

В России наблюдается значительный прогресс в сфере цифровизации государственного управления. Ярким примером этого является запуск федеральной инициативы «Цифровое образование», реализуемой в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В период с 2018 по 2023 годы количество обучающихся, использующих цифровые образовательные ресурсы, увеличилось с 2 миллионов до 17 миллионов.

Ключевым аспектом управления цифровизацией в России является защита персональной информации. В 2020 году были приняты изменения в Федеральный закон 30.12.2020 № 519-ФЗ, который определяет порядок сбора, хранения и обработки личной информации граждан. Тем не менее на практике государственные учреждения и организации сталкиваются с вызовами в области эффективного соблюдения норм этого законодательства [3].

Также стоит обратить внимание на важные шаги по разработке и внедрению искусственного интеллекта (далее – ИИ) в сферу муниципального управления [4]. В соответствии со Стратегией развития ИИ до 2030 года планируется создать межведомственную платформу для совместной работы над проектами в данной области. К 2023 году было реализовано более 30 пилотных проектов, в которых использовались технологии ИИ в различных аспектах государственного управления.

Цифровизация государственного управления в России продолжает стремительно развиваться, и вопросы правового регулирования этих процессов остаются в центре обсуждений. В условиях цифровизации государственного управления в Российской Федерации нормативное регулирование имеет первостепенное значение. Это связано с несколькими важными аспектами.

Во-первых, грамотно организованное правовое регулирование создает предсказуемую и стабильную среду для продвижения цифровых технологий. Важную роль здесь играют такие правовые акты, как Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [5] и Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [6].

Во-вторых, правовое регулирование защищает права и законные интересы всех участников цифровых процессов: граждан, государственных органов и организаций. К примеру, Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» регулирует деятельность операторов связи, гарантируя высокий уровень качества и доступности услуг для пользователей [7].

В-третьих, правовое регулирование способствует интеграции России в глобальное цифровое пространство, что открывает возможности для использования международного опыта и практик в целях повышения эффективности государственного управления. В этом контексте значительную роль играет Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», который регулирует использование цифровых платежных инструментов и создает условия для интеграции с международными платежными системами [8].

Рассмотрим подробнее указанные факторы на примере некоторых конкретных законодательных актов.

Федеральный закон «О персональных данных» гарантирует защиту прав граждан в сфере обработки их персональных данных, устанавливая общие стандарты их сбора, обработки и хранения. Это создает основу для доверия граждан к государственным органам, которые используют их данные, и способствует росту числа государственных услуг, предоставляемых в цифровом формате.

Указ Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» № 203 определяет ключевые направления для развития цифровой экономики и общества в стране. Это позволяет синхронизировать действия разных государственных структур и направить их усилия на достижение общих целей.

Важное значение в процессе цифровизации муниципального управления имеет Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ, который устанавливает правовые основы для формирования эффективной системы местного самоуправления в России, способствующей внедрению современных информационных технологий и цифровых решений. Данный закон не только определяет основные принципы организации и функционирования органов местного самоуправления, но и акцентирует внимание на необходимости повышения прозрачности и доступности муниципальных услуг для граждан, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для интеграции цифровых платформ и сервисов, направленных на оптимизацию взаимодействия между органами власти и населением [9]. В условиях стремительного развития цифровых технологий, данный закон становится важным инструментом для реализации инициатив, направленных на улучшение качества жизни граждан, повышение эффективности управления на местах и создание открытых и доступных каналов коммуникации, что позволяет более оперативно реагировать на потребности и запросы населения, а также способствует формированию активного гражданского общества.

Федеральный закон «О национальной платежной системе» играет ключевую роль в интеграции России в глобальное цифровое пространство. Он устанавливает правила для функционирования платежных систем и создает необходимые условия для внедрения цифровых платежных инструментов. Это является важным шагом для обеспечения эффективного взаимодействия между гражданами, бизнесом и государственными органами в контексте цифровой экономики.

Тщательный анализ актуального законодательства России выявляет несколько проблем, которые тормозят цифровизацию государственного управления. Основные трудности заключаются в нехватке современных и всесторонних нормативных актов, касающихся цифровизации, а также в проблемах, связанных с безопасностью данных, защитой информации и электронной аутентификацией.

Одной из главных проблем является отсутствие достаточной законодательной базы, которая бы обеспечивала защиту данных и безопасность информации в сфере муниципального управления. В России действует Федеральный закон «О персональных данных», однако он не соответствует всем современным требованиям, возникающим в результате цифровизации. В частности, на данный момент отсутствуют нормы, регулирующие применение новых технологий обработки данных, таких как блокчейн, искусственный интеллект и машинное обучение.

Существуют и другие проблемы, вызывающие серьезные опасения, связанные с обеспечением информационно-цифровой безопасности. Несмотря на наличие в России таких нормативных документов, как Федеральный закон «О связи», их эффективность в борьбе с угрозами, возникающими в условиях цифровизации, оставляет желать лучшего. К примеру, эти законы не обеспечивают адекватной защиты от кибератак, поскольку не учитывают особенности государственных информационных систем и сложности, связанные с их цифровой трансформацией.

Еще одной актуальной проблемой является электронная аутентификация. Несмотря на наличие Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», его применение в процессе цифровизации государственного управления сталкивается с трудностями из-за отсутствия технической инфраструктуры для реализации отдельных положений и недостаточности механизмов контроля [10]. Не вызывает сомнений важность разработки нормативных актов, которые обеспечивают защиту данных и информационную безопасность в сфере государственного управления. Особое внимание следует уделить законодательству, которое гарантирует защиту конфиденциальности, целостности и доступности информации. В этом свете необходимо признать, что законодательство Российской Федерации требует дополнительного внимания и модернизации.

Электронное взаимодействие между государством и гражданами представляет собой важнейший элемент цифровой трансформации государственного управления. В данном контексте принципы открытости, прозрачности и доступности приобретают особое значение.

Законодательство России, касающееся данной сферы, состоит из ряда нормативных документов. Среди них можно выделить Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [11] и Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [12]. Тем не менее проблема регулирования электронного взаимодействия продолжает оставаться важной.

Электронное правительство и цифровые услуги становятся важнейшими компонентами современного управления государством. В соответствии с Федеральным закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [13], основная цель создания «электронного правительства» заключается в обеспечении доступности и высокого качества государственных и муниципальных услуг, а также в повышении эффективности работы органов власти и местного самоуправления.

Внедрение данного законодательства встречает определенные трудности. Среди них можно выделить проблемы, касающиеся адаптации государственных и муниципальных услуг к цифровым условиям, а также вопросы, связанные с обеспечением доступности этих услуг для всех слоев населения.

В рамках цифровизации муниципального управления особое внимание уделяется вопросам прозрачности и открытости. Согласно Федеральному закону «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», каждый гражданин вправе получать информацию о работе этих учреждений. Тем не менее реализация этого права на практике требует дополнительных регуляторных мер, особенно в контексте применения цифровых технологий.

Внедрение цифровых технологий в систему муниципального управления представляет собой многоступенчатый процесс, требующий активного вовлечения различных заинтересованных сторон. В данной ситуации сотрудничество между государственными учреждениями, учебными заведениями, экспертными организациями, коммерческим сектором и обществом играет ключевую роль в разработке правовой базы. Эти взаимодействия становятся основополагающими для успешной реализации реформ в области цифровизации управления [14, с. 41].

В России уже имеется практика подобного сотрудничества. Одним из примеров является инициатива «Открытое правительство», которая способствует взаимодействию между государственными учреждениями, представителями гражданского общества и бизнесом [15]. Цель данного проекта заключается в увеличении прозрачности, доступности и эффективности управления государственными делами [16, с. 211].

В дополнение к этому, научные учреждения и экспертные организации способны предоставить свои знания и инновационные методы для решения задач, связанных с цифровизацией. Например, Аналитический центр при Правительстве России занимается проведением исследований в сферах цифровой экономики, государственной цифровизации и информационных технологий [17, с. 92].

В современных реалиях цифровая трансформация и инновационные подходы в правовом регулировании цифровизации муниципального управления в России будут осуществляться в контексте многостороннего сотрудничества и обмена опытом. Это, в свою очередь, открывает возможности для создания новых законодательных актов, пересмотра действующего законодательства и внедрения современных технологий в сферу государственного управления.

В завершение следует подчеркнуть, что внедрение цифровых технологий в систему муниципального управления Российской Федерации представляет собой важное направление для развития как общества, так и государства в целом. Этот процесс требует системного подхода и соответствующего законодательства, которое обеспечит эффективное и безопасное применение цифровых решений.

Правовое регулирование цифровой трансформации подразумевает создание и внедрение соответствующих законодательных документов, защиту информации и безопасность данных, а также организацию взаимодействия между государством и гражданами в электронном формате. Важным аспектом является также поддержание.

Список литературы

  1. Панина О.В. Нормативно-правовое регулирование процессов цифровизации государственного управления / О.В. Панина // Вопросы российского и международного права. – 2023. – Т. 13. – № 5-1. – С. 163-170.
  2. Ладенков Н.Е. Трансформация правовой системы под влиянием цифровизации: причины и тенденции / Н.Е. Ладенков // Философия права. – 2021. – № 1 (96). – С. 164-168.
  3. Федеральный закон от 30.12.2020 № 519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. – 2021. – № 1 (Часть I). – Ст. 58.
  4. Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 (ред. от 15.02.2024) «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2019. – № 41. – Ст. 5700. Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 15.02.2024.
  5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 24.06.2025) «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (Часть I). – Cт. 3451. Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 24.06.2025.
  6. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 20. – Ст. 2901.
  7. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 31.07.2025) «О связи» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 28. – Ст. 2895. Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.07.2025.
  8. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от 23.05.2025) «О национальной платежной системе» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 27. – Ст. 3872. Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.05.2025.
  9. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 20.03.2025) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822. Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 20.03.2025.
  10. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (21.04.2025) «Об электронной подписи» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 15. – Ст. 2036. Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 21.04.2025.
  11. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 24.06.2025) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (Часть I). – Cт. 3448. Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 24.06.2025.
  12. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 7. – Ст. 776. Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 13.12.2024.
  13. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 31.07.2025) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 31. – Ст. 4179. Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.07.2025.
  14. Ершова Н.А. Цифровые инновации в системе государственного и муниципального управления / Н.А. Ершова // Теория, методология и практика научной деятельности: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Уфа, 28 июня 2023 года. – УФА: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2023. – С. 39-45.
  15. Указ Президента РФ от 08.02.2012 № 150 «О рабочей группе по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы «Открытое правительство» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.02.2012.
  16. Еронов Е.Г. Открытое правительство в механизме государственного управления Российской Федерации / Е.Г. Еронов // Молодой ученый. – 2019. – № 52 (290). – С. 211-213.
  17. Лимарева Д. Открытое правительство в осуществлении права на информацию / Д. Лимарева // Государственная служба. – 2014. – № 5(91). – С. 91-94.

Поделиться

13

Герасимов О. Д. Нормативно-правовое обеспечение муниципального цифрового управления // Актуальные исследования. 2025. №46 (281). URL: https://apni.ru/article/13541-normativno-pravovoe-obespechenie-municipalnogo-cifrovogo-upravleniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#46 (281)

Прием материалов

15 ноября - 21 ноября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

26 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря