Развитие государственного управления в эпоху цифровизации
В условиях развития цифровых технологий, цифровой трансформации общества развитие электронного государства является неотъемлемой частью государственной политики. Государство в современных реалиях просто обязано заниматься внедрением цифровых инструментариев для обеспечения потребностей общества. Тем более, что электронное государство несет в себе ряд преимуществ: делает доступным управление в обществе, становится ближе к активным пользователям электронных технологий, делает прозрачным государственное управление, минимизирует коррупционные риски.
В экономической литературе существует более шестидесяти подходов к выделению стадий развития государственного управления в эпоху цифровизации. Наиболее авторитетным является эволюционный вариант, разработанный аналитиками ООН, Всемирного Банка при составлении рейтингов электронного правительства. Основными этапами движения являются: аналоговый период, этап электронного, а затем цифрового правительства. Всемирный Банк выделяет на последнем этапе еще стадию «зрелого цифрового» или «умного» правительства, реализующего все потенциальные технические и социально-экономические возможности [1].
Немаловажным является определения цели развития государства. Цель электронного государства в широком смысле можно представить как трансформацию государственного организованного общества (дальняя цель) с целью кардинального повышения ее эффективности и адекватности вызовам общественного развития.
Целью электронного государства в узком смысле выступает формирование и обеспечение единого полиструктурного процессора, системно объединяющего все сетевые средства связи, информационные системы разных уровней и обеспечивающего технологии взаимодействия в рамках государственного механизма [2].
К задачам электронного государства можно отнести: гласность и прозрачность работы государственного сектора, дебюрократизация государственного аппарата и административных процедур, антикоррупционная профилактика деятельности государственного аппарата, вовлеченность в управление государством граждан и др.
Электронное государство в Республике Беларусь
Нормативная база электронного государства в Республике Беларусь включает законы, указы и подзаконные акты, регулирующие цифровизацию государственного управления, оказание электронных услуг и защиту информации.
Правовое регулирование электронного государства в Беларуси предусмотрено в следующих нормативных актах:
- Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» [3]. Закон устанавливает правовые основы обращения с информацией, включая электронные документы, информационные ресурсы и системы;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2021 г. № 66 «О Государственной программе «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы» [4]. Постановление включает цели по цифровизации экономики, образования, здравоохранения и государственного управления;
- Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2023 г. № 381 «О цифровом развитии» [5]. Указ определяет порядок реализации и финансирования пилотных проектов в сфере цифрового развития.
- Указ Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» [6]. Указ направлен на развитие национальной интернет-инфраструктуры и повышение информационной безопасности.
Анализ в целом этих документов определяют цели, задачи и механизмы цифровизации государственного управления, включая развитие цифровых платформ, электронных услуг и межведомственного взаимодействия.
В Республике Беларуси реализуются следующие платформы электронного государства:
- Единый портал электронных услуг (portal.gov.by) по предоставлению физическим лицам государственных услуг в электронном виде.
- Система межведомственного электронного документооборота (СМЭДО) для обмена корреспонденцией между органами власти, предприятиями, организациями включенных в систему.
Цифровая идентификация и электронная подпись осуществляют национальные удостоверяющие центры.
Единую систему электронных услуг (ЕСЭУ) представляет портал e-pasluga.by.
Кроме того, Республика Беларусь сотрудничает с международными организациями и странами в области цифровизации: участие в программе ООН «Цифровое правительство», сотрудничество с Россией и странами ЕАЭС по вопросам цифровой интеграции, внедрение стандартов ЕС в области защиты персональных данных и кибербезопасности.
Проблемы и вызовы
Несмотря на достигнутые успехи, на настоящем этапе можно выделить следующие определённые проблемы: недостаточная цифровая грамотность населения, правовые пробелы в регулировании персональных данных и цифровой идентичности, ограниченный доступ к интернету в сельских регионах.
Так, по словам Дмитрия Корзуна, начальника управления электросвязи и регулирования радиочастотного спектра Минсвязи, проблемы, с которыми сталкиваются белорусы, связаны с тем, что сети не хватает пропускной способности. Для решения проблемы в 2024-м появился указ об оказании услуг сотовой подвижной электросвязи, предусматривающий обязательные для сотовых операторов требования к качеству и охвату предоставляемых ими услуг [7].
Как отмечают исследователи, для устойчивого развития электронного государства необходимо обеспечить нормативную согласованность, защиту информации и повышение доверия граждан к цифровым сервисам.
Отсутствие единого закона об электронном управлении, фрагментарность регулирования облачных технологий, искусственного интеллекта и больших данных затрудняют внедрение цифровых решений. Проблемы с признанием юридической силы электронных документов и подписей в межведомственном и судебном взаимодействии также остаются актуальными.
Перспективы развития
Согласно Указу Президента № 381, приоритетными направлениями цифровизации до 2030 года являются: цифровизация здравоохранения, образования, промышленности и транспорта, внедрение отечественных программных решений, развитие искусственного интеллекта и технологий больших данных, обеспечение кибербезопасности и цифрового суверенитета.
И все-таки к основным направления развития электронного государства, в расширенном виде на перспективу, если провести анализ действующего законодательства являются: цифровизация государственного управления, внедрение платформы межведомственного взаимодействия, развитие электронного документооборота, использование цифровых идентификаторов и биометрии, развитие цифровых услуг, расширение функционала личного кабинета гражданина, внедрение мобильных приложений для доступа к госуслугам, автоматизация административных процедур, интеграция искусственного интеллекта, разработка национальной платформы ИИ.
Заключение
Электронное государство в Республике Беларусь развивается в рамках комплексной государственной стратегии. Развитие электронного государства в Республике Беларусь представляет собой стратегически важное направление государственной политики, направленное на повышение эффективности управления, улучшение качества предоставления услуг и укрепление доверия граждан к институтам власти. За последние два десятилетия страна продемонстрировала устойчивую динамику в цифровизации административных процессов, создании инфраструктуры электронных услуг и нормативном обеспечении цифровой трансформации.
Внедрение Единого портала электронных услуг, развитие межведомственного электронного взаимодействия, использование электронной цифровой подписи и персональных идентификаторов стали важными шагами на пути к формированию современного цифрового государства. Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы и проект стратегии на 2026–2030 годы свидетельствуют о системном подходе к цифровизации, включающем интеграцию искусственного интеллекта, обеспечение кибербезопасности и повышение цифровой инклюзивности.
Тем не менее дальнейшее развитие электронного государства требует решения ряда задач: совершенствования нормативной базы, повышения цифровой грамотности населения, устранения цифрового неравенства и другие. Только при комплексном подходе и активном участии всех заинтересованных сторон возможно достижение целей цифровой трансформации и построение эффективного, безопасного и ориентированного на граждан электронного государства.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)