Главная
АИ #46 (281)
Статьи журнала АИ #46 (281)
Электронное государство в Республике Беларусь. Перспективы развития

Электронное государство в Республике Беларусь. Перспективы развития

Научный руководитель

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

электронное государство
цифровизация
персональные данные

Аннотация статьи

В статье рассматриваются проблемы развития электронного государства в Республике Беларусь и перспективы развития.

Текст статьи

Развитие государственного управления в эпоху цифровизации

В условиях развития цифровых технологий, цифровой трансформации общества развитие электронного государства является неотъемлемой частью государственной политики. Государство в современных реалиях просто обязано заниматься внедрением цифровых инструментариев для обеспечения потребностей общества. Тем более, что электронное государство несет в себе ряд преимуществ: делает доступным управление в обществе, становится ближе к активным пользователям электронных технологий, делает прозрачным государственное управление, минимизирует коррупционные риски.

В экономической литературе существует более шестидесяти подходов к выделению стадий развития государственного управления в эпоху цифровизации. Наиболее авторитетным является эволюционный вариант, разработанный аналитиками ООН, Всемирного Банка при составлении рейтингов электронного правительства. Основными этапами движения являются: аналоговый период, этап электронного, а затем цифрового правительства. Всемирный Банк выделяет на последнем этапе еще стадию «зрелого цифрового» или «умного» правительства, реализующего все потенциальные технические и социально-экономические возможности [1].

Немаловажным является определения цели развития государства. Цель электронного государства в широком смысле можно представить как трансформацию государственного организованного общества (дальняя цель) с целью кардинального повышения ее эффективности и адекватности вызовам общественного развития.

Целью электронного государства в узком смысле выступает формирование и обеспечение единого полиструктурного процессора, системно объединяющего все сетевые средства связи, информационные системы разных уровней и обеспечивающего технологии взаимодействия в рамках государственного механизма [2].

К задачам электронного государства можно отнести: гласность и прозрачность работы государственного сектора, дебюрократизация государственного аппарата и административных процедур, антикоррупционная профилактика деятельности государственного аппарата, вовлеченность в управление государством граждан и др.

Электронное государство в Республике Беларусь

Нормативная база электронного государства в Республике Беларусь включает законы, указы и подзаконные акты, регулирующие цифровизацию государственного управления, оказание электронных услуг и защиту информации.

Правовое регулирование электронного государства в Беларуси предусмотрено в следующих нормативных актах:

  • Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» [3]. Закон устанавливает правовые основы обращения с информацией, включая электронные документы, информационные ресурсы и системы;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2021 г. № 66 «О Государственной программе «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы» [4]. Постановление включает цели по цифровизации экономики, образования, здравоохранения и государственного управления;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2023 г. № 381 «О цифровом развитии» [5]. Указ определяет порядок реализации и финансирования пилотных проектов в сфере цифрового развития.
  • Указ Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» [6]. Указ направлен на развитие национальной интернет-инфраструктуры и повышение информационной безопасности.

Анализ в целом этих документов определяют цели, задачи и механизмы цифровизации государственного управления, включая развитие цифровых платформ, электронных услуг и межведомственного взаимодействия.

В Республике Беларуси реализуются следующие платформы электронного государства:

  • Единый портал электронных услуг (portal.gov.by) по предоставлению физическим лицам государственных услуг в электронном виде.
  • Система межведомственного электронного документооборота (СМЭДО) для обмена корреспонденцией между органами власти, предприятиями, организациями включенных в систему.

Цифровая идентификация и электронная подпись осуществляют национальные удостоверяющие центры.

Единую систему электронных услуг (ЕСЭУ) представляет портал e-pasluga.by.

Кроме того, Республика Беларусь сотрудничает с международными организациями и странами в области цифровизации: участие в программе ООН «Цифровое правительство», сотрудничество с Россией и странами ЕАЭС по вопросам цифровой интеграции, внедрение стандартов ЕС в области защиты персональных данных и кибербезопасности.

Проблемы и вызовы

Несмотря на достигнутые успехи, на настоящем этапе можно выделить следующие определённые проблемы: недостаточная цифровая грамотность населения, правовые пробелы в регулировании персональных данных и цифровой идентичности, ограниченный доступ к интернету в сельских регионах.

Так, по словам Дмитрия Корзуна, начальника управления электросвязи и регулирования радиочастотного спектра Минсвязи, проблемы, с которыми сталкиваются белорусы, связаны с тем, что сети не хватает пропускной способности. Для решения проблемы в 2024-м появился указ об оказании услуг сотовой подвижной электросвязи, предусматривающий обязательные для сотовых операторов требования к качеству и охвату предоставляемых ими услуг [7].

Как отмечают исследователи, для устойчивого развития электронного государства необходимо обеспечить нормативную согласованность, защиту информации и повышение доверия граждан к цифровым сервисам.

Отсутствие единого закона об электронном управлении, фрагментарность регулирования облачных технологий, искусственного интеллекта и больших данных затрудняют внедрение цифровых решений. Проблемы с признанием юридической силы электронных документов и подписей в межведомственном и судебном взаимодействии также остаются актуальными.

Перспективы развития

Согласно Указу Президента № 381, приоритетными направлениями цифровизации до 2030 года являются: цифровизация здравоохранения, образования, промышленности и транспорта, внедрение отечественных программных решений, развитие искусственного интеллекта и технологий больших данных, обеспечение кибербезопасности и цифрового суверенитета.

И все-таки к основным направления развития электронного государства, в расширенном виде на перспективу, если провести анализ действующего законодательства являются: цифровизация государственного управления, внедрение платформы межведомственного взаимодействия, развитие электронного документооборота, использование цифровых идентификаторов и биометрии, развитие цифровых услуг, расширение функционала личного кабинета гражданина, внедрение мобильных приложений для доступа к госуслугам, автоматизация административных процедур, интеграция искусственного интеллекта, разработка национальной платформы ИИ.

Заключение

Электронное государство в Республике Беларусь развивается в рамках комплексной государственной стратегии. Развитие электронного государства в Республике Беларусь представляет собой стратегически важное направление государственной политики, направленное на повышение эффективности управления, улучшение качества предоставления услуг и укрепление доверия граждан к институтам власти. За последние два десятилетия страна продемонстрировала устойчивую динамику в цифровизации административных процессов, создании инфраструктуры электронных услуг и нормативном обеспечении цифровой трансформации.

Внедрение Единого портала электронных услуг, развитие межведомственного электронного взаимодействия, использование электронной цифровой подписи и персональных идентификаторов стали важными шагами на пути к формированию современного цифрового государства. Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы и проект стратегии на 2026–2030 годы свидетельствуют о системном подходе к цифровизации, включающем интеграцию искусственного интеллекта, обеспечение кибербезопасности и повышение цифровой инклюзивности.

Тем не менее дальнейшее развитие электронного государства требует решения ряда задач: совершенствования нормативной базы, повышения цифровой грамотности населения, устранения цифрового неравенства и другие. Только при комплексном подходе и активном участии всех заинтересованных сторон возможно достижение целей цифровой трансформации и построение эффективного, безопасного и ориентированного на граждан электронного государства.

Список литературы

  1. Исследование ООН: Электронное правительство 2022: Будущее цифрового правительства [Электронный ресурс] / Digital.Report. – Режим доступа: https://desapublications.un.org/sites/default/files/publications/2023-01/UN%20E-Government%20Survey%202022%20-%20Russian%20Web%20Version.pdf – (дата обращения: 10.11.2025).
  2. Шафалович А.А. К вопросу об электронном государстве как типе государства [Электронный ресурс] / Digital.Report. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/84362/1/Shafalovich_A._641_647.pdf. – (дата обращения: 10.11.2025).
  3. Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10800455 – Дата доступа 12.11.2025.
  4. Постановление Совета Министров РБ от 02.02.2021 № 66 «О Государственной программе «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы» [Электронный ресурс] // pravo.by. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100066 – Дата доступа 12.11.2025.
  5. Указ Президента РБ от 29.11.2023 № 381 «О цифровом развитии» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Республики Беларусь. – Режим доступа: https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-no-381-ot-29-noyabrya-2023-g – Дата доступа 29.10.2025.
  6. Указ Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: ttps://pravo.by/document/?guid=3871&p0=p31000060– Дата доступа 29.10.2025.
  7. Минсвязи объяснило, почему в Беларуси есть проблемы со связью и интернетом в деревнях [Электронный ресурс] // Проект «Новости Mail». – Режим доступа: https://news.mail.ru/society/66592926/– Дата доступа 16.11.2025.

Поделиться

7

Шапетько А. В. Электронное государство в Республике Беларусь. Перспективы развития // Актуальные исследования. 2025. №46 (281). URL: https://apni.ru/article/13544-elektronnoe-gosudarstvo-v-respublike-belarus-perspektivy-razvitiya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#46 (281)

Прием материалов

15 ноября - 21 ноября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

26 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря