Главная
АИ #45 (280)
Статьи журнала АИ #45 (280)
Об актуальности совершенствования реализации государственной политики по профори...

Об актуальности совершенствования реализации государственной политики по профориентации обучающихся в общеобразовательных организациях в муниципальном образовании субъекта Российской Федерации (на примере городского округа город Воронеж)

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

профориентация
государственная политика
муниципалитет
органы местного самоуправления

Аннотация статьи

В статье обосновывается актуальность проведения научного исследования на тему «Совершенствование реализации государственной политики по профориентации обучающихся в общеобразовательных организациях в муниципальном образовании субъекта Российской Федерации (на примере городского округа город Воронеж)».

Текст статьи

В современном обществе, где все большее внимание уделяется профессиональному развитию и успешной карьере, формирование государственной политики профориентации становится неотъемлемой частью образовательной системы. Наблюдается динамичное изменение профессиональной сферы, что приводит к устареванию и трансформации старых профессий, а также появлению новых в результате социально-экономических изменений. Структура занятости населения эволюционирует, происходит интеллектуализация многих профессиональных областей, что делает прогнозирование развития рынка труда сложным. В данной ситуации успешное определение своего профессионального пути обучающимися в образовательных учреждениях становится важным фактором для их будущей карьеры и профессионального роста.

Кроме того, грамотно выстроенная государственная политика по реализации профориентации способствует развитию экономики страны. Когда молодежь выбирает профессию, соответствующую их способностям, это способствует повышению производительности труда и улучшению качества выпускаемой продукции или услуг. Что в свою очередь может привести к экономическому росту и развитию.

Несмотря на финансово-экономический кризис, проблема дефицита массовых профессий в стране по-прежнему остается острой. Усложнение положения с обеспеченностью кадрами происходит на фоне снижения общей численности человеческих ресурсов, вызванного неблагоприятной демографической ситуацией. Государство осознает важность подготовки молодого поколения к выбору профессии и активно разрабатывает теоретические механизмы для эффективной реализации данного процесса.

Немало важно для государства, что бы обучающийся на этапе обучения в общеобразовательных учреждениях понимал, куда ему поступать и какую профессию ему выбрать для реализации своего профессионального пути, так как от этого зависит социально-экономическое развитие страны.

В Российской Федерации вопросы организации и развития данной системы находятся под прямым государственным регулированием. В настоящее время в Российской Федерации развивается национальный проект «Образование» [1], в него входит Федеральный проект «Успех каждого ребенка» [2], в рамках которого реализуется Всероссийский проект «Билет в будущее» [3], который направлен на реализацию профориентации обучающихся в общеобразовательных организациях. Национальный проект имеет свой срок реализации 01.01.2019 – 31.12.2024, и на данный момент отсутствует информация о продолжении его реализации. Срок реализации текущих национальных проектов заканчивается в 2024 году, и отсутствие ясной информации о продлении или новом программном обеспечении в этой сфере может вызывать беспокойство. Что в свою очередь, может привести к дефициту ресурсов, необходимых для осуществления профориентационных мероприятий, таких как организация практических мероприятий для профориентации, профориентационных уроков, онлайн-тестирований и встреч с работодателями.

Важно отметить, что дальнейшее развитие профориентации в общеобразовательных учреждениях зависит не только от государственных инициатив, но и от активного взаимодействия между школами, предприятиями и высшими учебными заведениями. Вовлечение социально-экономических партнёров в процесс профориентации может помочь компенсировать возможные недостатки, возникающие из-за изменений в государственных программах.

В настоящее время в городском округе Воронеж активно внедряется государственная политика по профориентации обучающихся в общеобразовательных организациях. Для этого разрабатываются и реализуются различные меры и программы, направленные на поддержку обучающихся в выборе своего будущего профессионального пути. В стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года определены стратегические приоритеты, которые способствуют успешному социально-экономическому развитию не только области, но и городского округа города Воронеж.

Одной из основных форм профориентационной работы является проведение различных мероприятий, например, таких как образовательный минимум по профориентации. Данное мероприятие представлено несколькими направлениями, одно из которых – профориентационные уроки для школьников «Россия – мои горизонты», помогающее подросткам решить сложную задачу выбора карьеры. При этом объединяются десятки тысяч наставников, психологов и экспертов, которые готовы помочь каждому выбрать свою специальность. Следующее направление Федеральный проект «Шоу профессий» [4] и цикл открытых онлайн уроков «ПроеКтория» [5] – проект ранней профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций, направленный на знакомство с передовыми отраслями экономики России, востребованными профессиями и специальностями среднего профессионального образования.

 Данные мероприятия позволяют обучающимся получить информацию о различных профессиях, а также задать вопросы и получить консультацию у специалистов в соответствующей области.

Кроме того, в городе Воронеж функционируют центр опережающей профессиональной подготовки (далее – ЦОПП) [6] – это новая региональная структура, призванная осуществлять подготовку кадров для реализации потребностей экономики региона, обеспечивать регион кадрами новой формации, формировать в регионе качественный человеческий капитал.

Важным элементом государственной политики по профориентации является сотрудничество образовательных учреждений с предприятиями и организациями. В рамках данного сотрудничества проводятся экскурсии на предприятия для обучающихся.

В целом, государственная политика по профориентации обучающихся в общеобразовательных организациях в городском округе город Воронеж является комплексной и многоуровневой. Она включает в себя проведение различных мероприятий, работу специалистов в ЦОПП [6], сотрудничество с предприятиями и организациями, а также информационную поддержку обучающихся. Все представленные меры направлены на помощь обучающимся в выборе своего будущего профессионального пути и успешной адаптации на рынке труда.

Необходимо отметить, что одной из особенностей городского округа Воронеж является его высокий уровень развития в сфере образования. В городе функционирует обширная сеть общеобразовательных учреждений, в которых обучается значительное количество учеников. Поэтому важным направлением работы муниципалитета является актуализация государственной политики по профориентации обучающихся. Однако реализация данной политики в образовательных учреждениях становится вызовом для муниципальных властей города Воронеж. Несмотря на намеченные цели, имеются определенные проблемы, мешающие полной реализации государственной политики по профориентации:

  1. Отсутствие единой системы государственной политики профориентации, что приводит к разрозненности подходов и методов, применяемых педагогами и специалистами в данной области;
  2. Отсутствие долгосрочных проектов по профориентации в общеобразовательных организациях. На данный момент отсутствует системный подход к реализации профориентационной работы, что приводит к случайным и непоследовательным мероприятиям. В результате не достигается эффективного поддержания обучающихся в выборе профессии и построении своей карьеры;
  3. Научно-методическая и организационная неготовность общеобразовательных учреждений к реализации профориентационной работы со школьниками. Что включает несоответствие учебных планов и программ требованиям современного рынка труда, а также недостаточную координацию и сотрудничество с другими структурами, занимающимися профориентационной деятельностью;
  4. Недостаточное понимание значимости предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников со стороны должностных лиц;
  5. Недостаточная готовность учителей к оказанию педагогической поддержки в процессе профессионального самоопределения школьников;
  6. Недостаточная готовность общества рассматривать обучающихся как субъектов территориальных и общероссийских рынков труда и услуг профессионального образования;
  7. Отсутствие государственной координации в сопровождении процесса профессионального самоопределения обучающихся;
  8. Недостаточное развитие социального партнерства между школами, учреждениями высшего и среднего профессионального образования, предприятиями экономической и социальной сферы, а также службами занятости.

Таким образом, с учетом вышеизложенного можно сделать вывод о целесообразности совершенствования системы государственной политики по профориентации в общеобразовательных организациях, которая реализуется в городском округе город Воронеж. В этой связи для эффективной реализации системы государственной политики по профориентации в общеобразовательных организациях требуется провести совершенствование государственной политики в управлении образования и молодежной политики городского округа город Воронеж.

Разработка и внедрение программ по профориентации, которые будут включать в себя различные методы и приемы работы: индивидуальные консультации, тестирование личностных качеств и профессиональных наклонностей, организацию профориентационных мероприятий.

Список литературы

  1. Официальный сайт национального проекта «Образование» // «Минпросвещения России» [Электронный ресурс]. – URL: https://национальныепроекты.рф/projects/obrazovanie/ (Дата обращения: 02.04.2024).
  2. Официальный сайт Федерального проекта «Успех каждого ребенка» // «Минпросвещения России» [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/success/ (Дата обращения: 06.05.2024).
  3. Официальный сайт Всероссийского проекта – «Билет в будущее» // «Билет в будущее» [Электронный ресурс]. – URL: https://bvbinfo.ru/ (Дата обращения: 06.05.2024).
  4. Официальный сайт Федерального проекта «Шоу профессий» // «Шоу профессий» [Электронный ресурс]. – URL: https://шоупрофессий.рф/ (Дата обращения: 15.05.2024).
  5. Официальный сайт всероссийского форума профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ» // «Официальный сайт «ПРОЕКТОРИЯ» [Электронный ресурс]. – URL: https://proektoria.online/ (Дата обращения: 15.06.2024).
  6. Официальный сайт центра опережающей пред подготовки Воронежской области // «Официальный сайт ЦОПП» [Электронный ресурс]. – URL: https://copp36.ru/ (Дата обращения: 15.06.2024).

Поделиться

4

Шаповалова С. А., Самсонов В. С. Об актуальности совершенствования реализации государственной политики по профориентации обучающихся в общеобразовательных организациях в муниципальном образовании субъекта Российской Федерации (на примере городского округа город Воронеж) // Актуальные исследования. 2025. №45 (280). URL: https://apni.ru/article/13548-ob-aktualnosti-sovershenstvovaniya-realizacii-gosudarstvennoj-politiki-po-proforientacii-obuchayushihsya-v-obsheobrazovatelnyh-organizaciyah-v-municipalnom-obrazovanii-subuekta-rossijskoj-federacii-na-primere-gorodskogo-okruga-gorod-voronezh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#46 (281)

Прием материалов

15 ноября - 21 ноября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

26 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря