В современном обществе, где все большее внимание уделяется профессиональному развитию и успешной карьере, формирование государственной политики профориентации становится неотъемлемой частью образовательной системы. Наблюдается динамичное изменение профессиональной сферы, что приводит к устареванию и трансформации старых профессий, а также появлению новых в результате социально-экономических изменений. Структура занятости населения эволюционирует, происходит интеллектуализация многих профессиональных областей, что делает прогнозирование развития рынка труда сложным. В данной ситуации успешное определение своего профессионального пути обучающимися в образовательных учреждениях становится важным фактором для их будущей карьеры и профессионального роста.
Кроме того, грамотно выстроенная государственная политика по реализации профориентации способствует развитию экономики страны. Когда молодежь выбирает профессию, соответствующую их способностям, это способствует повышению производительности труда и улучшению качества выпускаемой продукции или услуг. Что в свою очередь может привести к экономическому росту и развитию.
Несмотря на финансово-экономический кризис, проблема дефицита массовых профессий в стране по-прежнему остается острой. Усложнение положения с обеспеченностью кадрами происходит на фоне снижения общей численности человеческих ресурсов, вызванного неблагоприятной демографической ситуацией. Государство осознает важность подготовки молодого поколения к выбору профессии и активно разрабатывает теоретические механизмы для эффективной реализации данного процесса.
Немало важно для государства, что бы обучающийся на этапе обучения в общеобразовательных учреждениях понимал, куда ему поступать и какую профессию ему выбрать для реализации своего профессионального пути, так как от этого зависит социально-экономическое развитие страны.
В Российской Федерации вопросы организации и развития данной системы находятся под прямым государственным регулированием. В настоящее время в Российской Федерации развивается национальный проект «Образование» [1], в него входит Федеральный проект «Успех каждого ребенка» [2], в рамках которого реализуется Всероссийский проект «Билет в будущее» [3], который направлен на реализацию профориентации обучающихся в общеобразовательных организациях. Национальный проект имеет свой срок реализации 01.01.2019 – 31.12.2024, и на данный момент отсутствует информация о продолжении его реализации. Срок реализации текущих национальных проектов заканчивается в 2024 году, и отсутствие ясной информации о продлении или новом программном обеспечении в этой сфере может вызывать беспокойство. Что в свою очередь, может привести к дефициту ресурсов, необходимых для осуществления профориентационных мероприятий, таких как организация практических мероприятий для профориентации, профориентационных уроков, онлайн-тестирований и встреч с работодателями.
Важно отметить, что дальнейшее развитие профориентации в общеобразовательных учреждениях зависит не только от государственных инициатив, но и от активного взаимодействия между школами, предприятиями и высшими учебными заведениями. Вовлечение социально-экономических партнёров в процесс профориентации может помочь компенсировать возможные недостатки, возникающие из-за изменений в государственных программах.
В настоящее время в городском округе Воронеж активно внедряется государственная политика по профориентации обучающихся в общеобразовательных организациях. Для этого разрабатываются и реализуются различные меры и программы, направленные на поддержку обучающихся в выборе своего будущего профессионального пути. В стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года определены стратегические приоритеты, которые способствуют успешному социально-экономическому развитию не только области, но и городского округа города Воронеж.
Одной из основных форм профориентационной работы является проведение различных мероприятий, например, таких как образовательный минимум по профориентации. Данное мероприятие представлено несколькими направлениями, одно из которых – профориентационные уроки для школьников «Россия – мои горизонты», помогающее подросткам решить сложную задачу выбора карьеры. При этом объединяются десятки тысяч наставников, психологов и экспертов, которые готовы помочь каждому выбрать свою специальность. Следующее направление Федеральный проект «Шоу профессий» [4] и цикл открытых онлайн уроков «ПроеКтория» [5] – проект ранней профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций, направленный на знакомство с передовыми отраслями экономики России, востребованными профессиями и специальностями среднего профессионального образования.
Данные мероприятия позволяют обучающимся получить информацию о различных профессиях, а также задать вопросы и получить консультацию у специалистов в соответствующей области.
Кроме того, в городе Воронеж функционируют центр опережающей профессиональной подготовки (далее – ЦОПП) [6] – это новая региональная структура, призванная осуществлять подготовку кадров для реализации потребностей экономики региона, обеспечивать регион кадрами новой формации, формировать в регионе качественный человеческий капитал.
Важным элементом государственной политики по профориентации является сотрудничество образовательных учреждений с предприятиями и организациями. В рамках данного сотрудничества проводятся экскурсии на предприятия для обучающихся.
В целом, государственная политика по профориентации обучающихся в общеобразовательных организациях в городском округе город Воронеж является комплексной и многоуровневой. Она включает в себя проведение различных мероприятий, работу специалистов в ЦОПП [6], сотрудничество с предприятиями и организациями, а также информационную поддержку обучающихся. Все представленные меры направлены на помощь обучающимся в выборе своего будущего профессионального пути и успешной адаптации на рынке труда.
Необходимо отметить, что одной из особенностей городского округа Воронеж является его высокий уровень развития в сфере образования. В городе функционирует обширная сеть общеобразовательных учреждений, в которых обучается значительное количество учеников. Поэтому важным направлением работы муниципалитета является актуализация государственной политики по профориентации обучающихся. Однако реализация данной политики в образовательных учреждениях становится вызовом для муниципальных властей города Воронеж. Несмотря на намеченные цели, имеются определенные проблемы, мешающие полной реализации государственной политики по профориентации:
- Отсутствие единой системы государственной политики профориентации, что приводит к разрозненности подходов и методов, применяемых педагогами и специалистами в данной области;
- Отсутствие долгосрочных проектов по профориентации в общеобразовательных организациях. На данный момент отсутствует системный подход к реализации профориентационной работы, что приводит к случайным и непоследовательным мероприятиям. В результате не достигается эффективного поддержания обучающихся в выборе профессии и построении своей карьеры;
- Научно-методическая и организационная неготовность общеобразовательных учреждений к реализации профориентационной работы со школьниками. Что включает несоответствие учебных планов и программ требованиям современного рынка труда, а также недостаточную координацию и сотрудничество с другими структурами, занимающимися профориентационной деятельностью;
- Недостаточное понимание значимости предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников со стороны должностных лиц;
- Недостаточная готовность учителей к оказанию педагогической поддержки в процессе профессионального самоопределения школьников;
- Недостаточная готовность общества рассматривать обучающихся как субъектов территориальных и общероссийских рынков труда и услуг профессионального образования;
- Отсутствие государственной координации в сопровождении процесса профессионального самоопределения обучающихся;
- Недостаточное развитие социального партнерства между школами, учреждениями высшего и среднего профессионального образования, предприятиями экономической и социальной сферы, а также службами занятости.
Таким образом, с учетом вышеизложенного можно сделать вывод о целесообразности совершенствования системы государственной политики по профориентации в общеобразовательных организациях, которая реализуется в городском округе город Воронеж. В этой связи для эффективной реализации системы государственной политики по профориентации в общеобразовательных организациях требуется провести совершенствование государственной политики в управлении образования и молодежной политики городского округа город Воронеж.
Разработка и внедрение программ по профориентации, которые будут включать в себя различные методы и приемы работы: индивидуальные консультации, тестирование личностных качеств и профессиональных наклонностей, организацию профориентационных мероприятий.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)