В начале 2023 года в Основы государственной культурной политики, которые были приняты еще в 2014 году (Указ № 808), были внесены важные поправки [3]. Если раньше культура рассматривалась преимущественно как отдельная сфера, то теперь в документе прямо говорится о ее важной роли для национальной безопасности и экономического развития страны. Такой подход хорошо согласуется с Конституцией РФ, где сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью [1]. Получается, что через развитие культуры государство как раз и реализует этот принцип, создавая условия для достойной жизни людей.
Если говорить о современных приоритетах, то российская культурная политика, на наш взгляд, сегодня должна решать три главные задачи. Во-первых, это сохранение и развитие нашей национальной культуры. Во-вторых, важно обеспечить, чтобы культурные блага были доступны всем гражданам без исключения. И, в-третьих, необходимо укреплять общероссийскую культурную идентичность.
Сама культурная идентичностьскладывается из общего исторического прошлого, языка, системы ценностей и традиций. Именно она помогает людям ощущать себя частью одного целого – российской нации. Поэтому поддержка национальных традиций – это не просто дань уважения истории, но и важный фактор укрепления стабильности в государстве. Сохраняя культурное наследие, мы одновременно работаем на укрепление единства страны.
Для достижения этих целей применяется комплекс инструментов:
– образовательная система закладывает в молодом поколении основы духовных и культурных ценностей;
– средства массовой информации популяризируют произведения искусства, воплощающие национальный колорит;
– учреждения культуры обеспечивают связь времен, знакомя публику с историей и искусством России, и определяют перспективные векторы их развития в контексте современных запросов.
Следовательно, целенаправленное формирование культурной идентичности через сохранение традиций – это стратегический приоритет государственной политики, работающий на консолидацию нации, сбережение наследия и воспитание гражданской гордости.
Одна из ключевых текущих задач – адаптация культурной политики к вызовам современности. Это подразумевает гибкость и готовность отвечать на новые социально-экономические реалии. Данная адаптация включает несколько аспектов:
– поддержку инновационных форм творчества, новых технологий и методик, предлагающих свежие решения традиционных проблем;
– развитие партнерства с бизнесом и НКО для более рационального использования ресурсов и обмена лучшими практиками;
– гарантирование инклюзивности культурной среды, чтобы каждый гражданин, включая людей с инвалидностью и жителей удаленных территорий, мог приобщиться к культурным благам;
– учет региональной специфики для создания единого, но многообразного культурного пространства;
– активное вовлечение граждан в обсуждение и формирование культурной политики для повышения ее результативности.
Социально-культурная деятельность должна быть интегрирована во все сферы государственного управления, став его неотъемлемым компонентом. В современных условиях эффективной может быть только комплексная политика, формирующаяся как особая область государственной и общественной деятельности, направленная на развитие духовной, ценностной и социальной составляющих общественного прогресса[4].
Этот подход закреплен в «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года», где финансирование культуры трактуется как инвестиция в человеческий капитал нации. В этой логике государство выступает инвестором, ожидающим отдачи в виде роста качества и потенциала своего населения [2].
На современном этапе можно выделить наиболее значимые направления социокультурной политики РФ:
– налаживание социального партнерства между всеми субъектами культурно-досуговой деятельности;
– реализация последовательной политики в области поддержки семьи, материнства и детства;
– развитие сети культурно-досуговых учреждений и соответствующей инфраструктуры для усиления их рекреационной роли;
– повышение уровня эстетического воспитания всех социальных групп;
– проведение взвешенной и системной работы по патриотическому воспитанию;
– сохранение и реставрация объектов культурного наследия.
Особую актуальность в контексте культурной политики приобретают вопросы, связанные с миграцией, гармонизацией межнациональных отношений и сохранением самобытности различных этносов, населяющих Россию.
Миграционные процессы справедливо относят к числу вызовов, требующих пристального внимания и выработки адаптационных механизмов, поскольку они напрямую влияют на культурный ландшафт, социальную структуру и экономику.
Для адаптации культурной политики к этим вызовам необходим учет следующих моментов:
–содействие в ознакомлении мигрантов с российской культурой, историей и системой ценностей;
–создание платформ для межкультурного обмена, способствующего взаимному обогащению и снижению социальной напряженности.
Таким образом, ответ на миграционные вызовы требует комплексного подхода, сочетающего интеграционные меры, поддержку культурного разнообразия и развитие диалога между культурами. Это позволит нивелировать социокультурные угрозы, являющиеся одной из характерных черт современности.
Кардинальным нововведением в данной сфере стала цифровая трансформация, представляющая собой глубинное внедрение цифровых технологий во все элементы культурной жизни. Ее цель – не просто оцифровать артефакты, но и трансформировать саму модель взаимодействия человека с культурой, сделав ее более интерактивной, доступной и привлекательной[5].
Реализация этой концепции предполагает создание целостной цифровой экосистемы, отвечающей потребностям как институций, так и миллионов пользователей, и включает:
1. Цифровизацию взаимодействия между аудиторией и культурными учреждениями. Речь идет о разработке удобных онлайн-сервисов для бронирования билетов, получения информации и обратной связи. Внедрение систем персонализации на основе анализа предпочтений пользователей позволит предлагать релевантный контент, повышая вовлеченность и лояльность аудитории.
2. Обеспечение доступности и эффективности использования культурных ценностей в цифровой форме. Это предполагает как оцифровку существующих архивов, так и создание принципиально новых продуктов: виртуальных музеев, интерактивных туров, онлайн-лекций и т.д. Особое внимание уделяется обеспечению доступности для людей с ограниченными возможностями.
3. Создание единой государственной информационной системы для управления культурной деятельностью. Такая платформа, основанная на актуальных данных, призвана оптимизировать управление процессами и ресурсами. Ее ядром должны стать объединенные базы данных о учреждениях культуры, их фондах, мероприятиях и аудитории.Важно признать, что цифровая трансформация сопряжена с рисками, включая киберугрозы, проблемы защиты персональных данных и углубление цифрового неравенства. В связи с этим критически важны разработка превентивных мер и реализация программ по повышению цифровой грамотности населения.
В заключение отметим, что цифровая трансформация социокультурной сферы – это сложный, многолетний процесс, требующий значительных инвестиций и скоординированных действий на всех уровнях. Однако его успешная реализация сулит существенные преимущества: беспрецедентный рост доступности культуры, повышение качества культурных услуг, рост интереса к наследию и укрепление социального капитала общества.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)