Главная
АИ #46 (281)
Статьи журнала АИ #46 (281)
Современные тенденции развития государственного управления в социально-культурно...

Современные тенденции развития государственного управления в социально-культурной сфере

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

Государственная культурная политика
культурная идентичность
цифровая трансформация
национальная безопасность
социокультурная деятельность
человеческий капитал
миграционная политика

Аннотация статьи

В статье анализируются актуальные тенденции развития государственной социально-культурной политики России. Рассматривается обновленная редакция Основ государственной культурной политики 2023 года, где культура определяется как фактор национальной безопасности. Особое внимание уделяется задачам сохранения национальной идентичности, адаптации к миграционным вызовам и цифровой трансформации культурной сферы. Подчеркивается, что современная культурная политика носит комплексный характер и рассматривается как инвестиция в человеческий капитал.

Текст статьи

В начале 2023 года в Основы государственной культурной политики, которые были приняты еще в 2014 году (Указ № 808), были внесены важные поправки [3]. Если раньше культура рассматривалась преимущественно как отдельная сфера, то теперь в документе прямо говорится о ее важной роли для национальной безопасности и экономического развития страны. Такой подход хорошо согласуется с Конституцией РФ, где сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью [1]. Получается, что через развитие культуры государство как раз и реализует этот принцип, создавая условия для достойной жизни людей.

Если говорить о современных приоритетах, то российская культурная политика, на наш взгляд, сегодня должна решать три главные задачи. Во-первых, это сохранение и развитие нашей национальной культуры. Во-вторых, важно обеспечить, чтобы культурные блага были доступны всем гражданам без исключения. И, в-третьих, необходимо укреплять общероссийскую культурную идентичность.

Сама культурная идентичностьскладывается из общего исторического прошлого, языка, системы ценностей и традиций. Именно она помогает людям ощущать себя частью одного целого – российской нации. Поэтому поддержка национальных традиций – это не просто дань уважения истории, но и важный фактор укрепления стабильности в государстве. Сохраняя культурное наследие, мы одновременно работаем на укрепление единства страны.

Для достижения этих целей применяется комплекс инструментов:

– образовательная система закладывает в молодом поколении основы духовных и культурных ценностей;

– средства массовой информации популяризируют произведения искусства, воплощающие национальный колорит;

– учреждения культуры обеспечивают связь времен, знакомя публику с историей и искусством России, и определяют перспективные векторы их развития в контексте современных запросов.

Следовательно, целенаправленное формирование культурной идентичности через сохранение традиций – это стратегический приоритет государственной политики, работающий на консолидацию нации, сбережение наследия и воспитание гражданской гордости.

Одна из ключевых текущих задач – адаптация культурной политики к вызовам современности. Это подразумевает гибкость и готовность отвечать на новые социально-экономические реалии. Данная адаптация включает несколько аспектов:

– поддержку инновационных форм творчества, новых технологий и методик, предлагающих свежие решения традиционных проблем;

– развитие партнерства с бизнесом и НКО для более рационального использования ресурсов и обмена лучшими практиками;

– гарантирование инклюзивности культурной среды, чтобы каждый гражданин, включая людей с инвалидностью и жителей удаленных территорий, мог приобщиться к культурным благам;

– учет региональной специфики для создания единого, но многообразного культурного пространства;

– активное вовлечение граждан в обсуждение и формирование культурной политики для повышения ее результативности.

Социально-культурная деятельность должна быть интегрирована во все сферы государственного управления, став его неотъемлемым компонентом. В современных условиях эффективной может быть только комплексная политика, формирующаяся как особая область государственной и общественной деятельности, направленная на развитие духовной, ценностной и социальной составляющих общественного прогресса[4].

Этот подход закреплен в «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года», где финансирование культуры трактуется как инвестиция в человеческий капитал нации. В этой логике государство выступает инвестором, ожидающим отдачи в виде роста качества и потенциала своего населения [2].

На современном этапе можно выделить наиболее значимые направления социокультурной политики РФ:

– налаживание социального партнерства между всеми субъектами культурно-досуговой деятельности;

– реализация последовательной политики в области поддержки семьи, материнства и детства;

– развитие сети культурно-досуговых учреждений и соответствующей инфраструктуры для усиления их рекреационной роли;

– повышение уровня эстетического воспитания всех социальных групп;

– проведение взвешенной и системной работы по патриотическому воспитанию;

– сохранение и реставрация объектов культурного наследия.

Особую актуальность в контексте культурной политики приобретают вопросы, связанные с миграцией, гармонизацией межнациональных отношений и сохранением самобытности различных этносов, населяющих Россию.

Миграционные процессы справедливо относят к числу вызовов, требующих пристального внимания и выработки адаптационных механизмов, поскольку они напрямую влияют на культурный ландшафт, социальную структуру и экономику.

Для адаптации культурной политики к этим вызовам необходим учет следующих моментов:

–содействие в ознакомлении мигрантов с российской культурой, историей и системой ценностей;

–создание платформ для межкультурного обмена, способствующего взаимному обогащению и снижению социальной напряженности.

Таким образом, ответ на миграционные вызовы требует комплексного подхода, сочетающего интеграционные меры, поддержку культурного разнообразия и развитие диалога между культурами. Это позволит нивелировать социокультурные угрозы, являющиеся одной из характерных черт современности.

Кардинальным нововведением в данной сфере стала цифровая трансформация, представляющая собой глубинное внедрение цифровых технологий во все элементы культурной жизни. Ее цель – не просто оцифровать артефакты, но и трансформировать саму модель взаимодействия человека с культурой, сделав ее более интерактивной, доступной и привлекательной[5].

Реализация этой концепции предполагает создание целостной цифровой экосистемы, отвечающей потребностям как институций, так и миллионов пользователей, и включает:

1. Цифровизацию взаимодействия между аудиторией и культурными учреждениями. Речь идет о разработке удобных онлайн-сервисов для бронирования билетов, получения информации и обратной связи. Внедрение систем персонализации на основе анализа предпочтений пользователей позволит предлагать релевантный контент, повышая вовлеченность и лояльность аудитории.

2. Обеспечение доступности и эффективности использования культурных ценностей в цифровой форме. Это предполагает как оцифровку существующих архивов, так и создание принципиально новых продуктов: виртуальных музеев, интерактивных туров, онлайн-лекций и т.д. Особое внимание уделяется обеспечению доступности для людей с ограниченными возможностями.

3. Создание единой государственной информационной системы для управления культурной деятельностью. Такая платформа, основанная на актуальных данных, призвана оптимизировать управление процессами и ресурсами. Ее ядром должны стать объединенные базы данных о учреждениях культуры, их фондах, мероприятиях и аудитории.Важно признать, что цифровая трансформация сопряжена с рисками, включая киберугрозы, проблемы защиты персональных данных и углубление цифрового неравенства. В связи с этим критически важны разработка превентивных мер и реализация программ по повышению цифровой грамотности населения.

В заключение отметим, что цифровая трансформация социокультурной сферы – это сложный, многолетний процесс, требующий значительных инвестиций и скоординированных действий на всех уровнях. Однако его успешная реализация сулит существенные преимущества: беспрецедентный рост доступности культуры, повышение качества культурных услуг, рост интереса к наследию и укрепление социального капитала общества.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  2. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р). – Режим доступа: http://government.ru/docs/all/114365/ 
  3. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (в ред. Указа Президента РФ от 25.01.2023 № 38). – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301250012 
  4. Долгополова Н.М., Климовских Н.В. Повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг в области культуры на сельских территориях // В сборнике: Экономика и управление в условиях современной России. материалы X национальной научно-практической конференции. Краснодар, – 2025. – С. 141-145.
  5. Черкес К.И., Юрочкина Д.А., Климовских Н.В. Особенности предоставления государственных услуг в социальной сфере и их совершенствование // В сборнике: Пространственное развитие сельских территорий: проблемы, тенденции, перспективы. Материалы V Международной научно-практической конференции. Краснодар, – 2025. –        С. 351-355.

Поделиться

6

Щипко Ю. В., Климовских Н. В. Современные тенденции развития государственного управления в социально-культурной сфере // Актуальные исследования. 2025. №46 (281). URL: https://apni.ru/article/13552-sovremennye-tendencii-razvitiya-gosudarstvennogo-upravleniya-v-socialno-kulturnoj-sfere

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#46 (281)

Прием материалов

15 ноября - 21 ноября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

26 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря