Создание условий для речевого развития детей-логопатов на занятиях художественным творчеством в ДОУ

Статья аргументирует положительное влияние здоровьесберегающих технологий на всестороннее развитие детей с тяжелыми нарушениями речи, раскрывает немаловажную роль интегративных процессов в современной педагогике. Авторами освещается влияние сенсорного развития на речевую активность детей-логопатов. В статье также описываются условия, способствующие эффективному включению дошкольников с речевой патологией в процесс творчества через объединение умственной, двигательной и продуктивной деятельности.

Аннотация статьи
тяжелые нарушения речи
интеграция
двигательная активность
художественное творчество
здоровьесберегающая среда
всестороннее развитие
Ключевые слова

Дошкольный возраст – решающий этап в формировании здоровой и гармоничной личности ребенка. Педагогическая общественность все больше осознает, что взрослый может сделать для ребенка в плане сохранения здоровья очень много. Поэтому задачей любого педагога является создание условий здоровьесберегающей среды для эффективного включения ребенка в процесс творчества и поиск методов, адекватных его психофизиологическим особенностям, устраняющих речевые дефекты, повышающих творческий и интеллектуальный потенциал.

В настоящее время ощущается дефицит сенсорного воспитания детей с речевой патологией на занятиях художественным творчеством, столь необходимого для их гармоничного развития. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. В процессе продуктивной деятельности ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух), которые оказывают положительное влияние на развитие речи. Речь начинает предварять действия. Освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи различных действий и явлений.

Немаловажным условием для эффективного речевого развития является тенденция к объединению умственной, двигательной и продуктивной деятельности, что позволяет раскрывать более широкие, воспитательные и обучающие возможности изобразительных занятий, не сводя их только к развитию умений, навыков и специфических изобразительных способностей. Это утверждение основано на том, что детское продуктивное творчество не только несет в себе общие черты дошкольного детства, но и функции, общие для всех видов детской деятельности.

В связи с этим, в МБДОУ д/с №34 г. Белгорода логопедами и воспитателями в образовательную деятельность внесены принципиально новые идеи и приемы, позволяющие в процессе познавательной и художественно-эстетической деятельности создавать необходимые условия для всестороннего развития детей-логопатов.

Таким условием также стало внедрение инновационной технологии «Перекодирование», разработанной учителем-логопедом, включающей в себя наложение зашифрованной зрительной информации на систему двигательных упражнений, позволяющих обобщать познавательный опыт дошкольников путем вычленения наглядных объективных связей между предметами.

Задания, позволяющие постепенно и последовательно переходить от изображения схематичных целостных образов и действий к дифференцированным изображениям конкретных вещей и событий, помогают вычленить наглядные объективные связи между предметами, то есть обобщить познавательный опыт ребенка с произнесением специального речевого материала. Интеграция творческой и речевой деятельности порождает особый материальный продукт – произведение искусства, зиждущееся на эмоционально – интеллектуальном опыте, служащим основой для возникновения замыслов.

На практике мы выяснили, что продуктивные виды деятельности являются лучшим способом отражения впечатлений (и выражения своего отношения к ним), полученных от окружающей жизни. Ведь именно система чувств, способы мышления, приемы моделирования, эстетические и нравственные идеалы лежат в основе создания любого творческого произведения. Сведения о предметах внешнего мира, формирование представлений о них могут происходить не только в познавательной и исследовательской деятельности, но также на занятиях художественным творчеством.

Внедряя в образовательную деятельность технологию «Перекодирование», мы убедились, что интеллектуальные задания, тесно переплетенные с движениями пальцев рук, способствуют не только улучшению звукопроизношения, но стимулируют познавательную активность детей. Стало очевидным фактом, что действия детей, сопровождаемые речью в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными.

Также мы удостоверились, что совмещение двигательных и художественно-творческих игр особенно активизируют процесс обучения, дают возможность укрепить мотивацию, поддержать интерес, обострить увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции. Фрагмент занятия, демонстрирующий приемы такого совмещения предоставлен ниже.

1. Прием «Биоэнергопластическая разминка»:

«Узоры на зимнем оконце»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы разминать.

Покажите мне «кружок»,

«Каплю», «крестик» и «рожок»,

«Ромб», «решетку», «паука»,

«Дом», «заборчик», «мотылька».

А теперь узоры эти

На песке рисуйте, дети!

(Н.В. Яковлева)

Прослушав, дети рисуют под диктовку, а затем по памяти.

2. Прием «Кинезиологическое упражнение»:

«С горки-на горку» (дифференциация звуков)

Педагог демонстрирует детям слоговую таблицу, на которой изображены стрелочки с направлением вверх и вниз. Перед стрелочкой вверх нарисован слог ША, перед стрелочкой вниз – слог СА.

Педагог просит рисовать на песке горку снизу вверх, если нарисован слог ША, когда идет слог СА – дети рисуют горку сверху вниз, произнося названный учителем слог

3. Прием «Схемочтение - Перекодирование»:

Графическая кодировка (зашифрованная зрительная информация) + логоритмика = система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала:

«Зимнее окошко»

Посмотри в окошко: (Имитация)

Белая дорожка, (Волнистые движения кистями рук)

Занесло качели, (Вращение руками)

Спят под снегом ели. (Приседание с закрытыми глазами)

Хоть и солнышко сверкает, (Подтягивание на носочках)

Все равно мороз кусает. (Касание пальчиками носа)

(Н.В. Яковлева)

4. Прием «Песочный игровизор «Зима»:

Двумя руками одновременно дети иллюстрируют схемочтение ««Зимнее окошко» вначале в воздухе, затем на песочном подносе.

Во время таких занятий у детей происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность, тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного осуществления процесса развития на следующих этапах, а пробуждение пытливости ума, его творческая гибкость – неотъемлемое требование современного мира.

Подытожив вышесказанное, делаем вывод, что интеграция речевой, двигательной и продуктивной деятельности на занятиях художественным творчеством с детьми-логопатами улучшила не только логическое мышление дошкольников (а именно способность к анализу и синтезу), но и продемонстрировала способность установления связей между реальными предметами, их символами и имитационными движениями. А также позволила усовершенствовать речь детей, зрительную и двигательную память, внимание, оптико-пространственные функции, ручную и артикуляционную моторику, подтверждая слова В.А. Сухомлинского о том, что «…забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [1, c. 92].

Текст статьи
  1. Сухомлинский В.А. О воспитании. - Москва, Просвещение: 1973 г.
  2. Яковлева Н.В. Технология «Перекодирование» в группах компенсирующей направленности как стимул интеллектуального и творческого потенциала дошкольника // «Совершенствование общеобразовательного и коррекционно-развивающего процессов в дошкольных учреждениях» / Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Томск, 2013 г.
Список литературы