Главная
АИ #21 (24)
Статьи журнала АИ #21 (24)
Создание условий для речевого развития детей-логопатов на занятиях художественны...

Создание условий для речевого развития детей-логопатов на занятиях художественным творчеством в ДОУ

Автор(-ы):

Яковлева Наталия Викторовна

Бабкина Светлана Ивановна

Гонилова Людмила Ивановна

Истомина Оксана Николаевна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

интеграция
тяжелые нарушения речи
здоровьесберегающая среда
художественное творчество
двигательная активность
всестороннее развитие

Аннотация статьи

Статья аргументирует положительное влияние здоровьесберегающих технологий на всестороннее развитие детей с тяжелыми нарушениями речи, раскрывает немаловажную роль интегративных процессов в современной педагогике. Авторами освещается влияние сенсорного развития на речевую активность детей-логопатов. В статье также описываются условия, способствующие эффективному включению дошкольников с речевой патологией в процесс творчества через объединение умственной, двигательной и продуктивной деятельности.

Текст статьи

Дошкольный возраст – решающий этап в формировании здоровой и гармоничной личности ребенка. Педагогическая общественность все больше осознает, что взрослый может сделать для ребенка в плане сохранения здоровья очень много. Поэтому задачей любого педагога является создание условий здоровьесберегающей среды для эффективного включения ребенка в процесс творчества и поиск методов, адекватных его психофизиологическим особенностям, устраняющих речевые дефекты, повышающих творческий и интеллектуальный потенциал.

В настоящее время ощущается дефицит сенсорного воспитания детей с речевой патологией на занятиях художественным творчеством, столь необходимого для их гармоничного развития. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. В процессе продуктивной деятельности ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух), которые оказывают положительное влияние на развитие речи. Речь начинает предварять действия. Освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи различных действий и явлений.

Немаловажным условием для эффективного речевого развития является тенденция к объединению умственной, двигательной и продуктивной деятельности, что позволяет раскрывать более широкие, воспитательные и обучающие возможности изобразительных занятий, не сводя их только к развитию умений, навыков и специфических изобразительных способностей. Это утверждение основано на том, что детское продуктивное творчество не только несет в себе общие черты дошкольного детства, но и функции, общие для всех видов детской деятельности.

В связи с этим, в МБДОУ д/с №34 г. Белгорода логопедами и воспитателями в образовательную деятельность внесены принципиально новые идеи и приемы, позволяющие в процессе познавательной и художественно-эстетической деятельности создавать необходимые условия для всестороннего развития детей-логопатов.

Таким условием также стало внедрение инновационной технологии «Перекодирование», разработанной учителем-логопедом, включающей в себя наложение зашифрованной зрительной информации на систему двигательных упражнений, позволяющих обобщать познавательный опыт дошкольников путем вычленения наглядных объективных связей между предметами.

Задания, позволяющие постепенно и последовательно переходить от изображения схематичных целостных образов и действий к дифференцированным изображениям конкретных вещей и событий, помогают вычленить наглядные объективные связи между предметами, то есть обобщить познавательный опыт ребенка с произнесением специального речевого материала. Интеграция творческой и речевой деятельности порождает особый материальный продукт – произведение искусства, зиждущееся на эмоционально – интеллектуальном опыте, служащим основой для возникновения замыслов.

На практике мы выяснили, что продуктивные виды деятельности являются лучшим способом отражения впечатлений (и выражения своего отношения к ним), полученных от окружающей жизни. Ведь именно система чувств, способы мышления, приемы моделирования, эстетические и нравственные идеалы лежат в основе создания любого творческого произведения. Сведения о предметах внешнего мира, формирование представлений о них могут происходить не только в познавательной и исследовательской деятельности, но также на занятиях художественным творчеством.

Внедряя в образовательную деятельность технологию «Перекодирование», мы убедились, что интеллектуальные задания, тесно переплетенные с движениями пальцев рук, способствуют не только улучшению звукопроизношения, но стимулируют познавательную активность детей. Стало очевидным фактом, что действия детей, сопровождаемые речью в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными.

Также мы удостоверились, что совмещение двигательных и художественно-творческих игр особенно активизируют процесс обучения, дают возможность укрепить мотивацию, поддержать интерес, обострить увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции. Фрагмент занятия, демонстрирующий приемы такого совмещения предоставлен ниже.

1. Прием «Биоэнергопластическая разминка»:

«Узоры на зимнем оконце»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы разминать.

Покажите мне «кружок»,

«Каплю», «крестик» и «рожок»,

«Ромб», «решетку», «паука»,

«Дом», «заборчик», «мотылька».

А теперь узоры эти

На песке рисуйте, дети!

(Н.В. Яковлева)

Прослушав, дети рисуют под диктовку, а затем по памяти.

2. Прием «Кинезиологическое упражнение»:

«С горки-на горку» (дифференциация звуков)

Педагог демонстрирует детям слоговую таблицу, на которой изображены стрелочки с направлением вверх и вниз. Перед стрелочкой вверх нарисован слог ША, перед стрелочкой вниз – слог СА.

Педагог просит рисовать на песке горку снизу вверх, если нарисован слог ША, когда идет слог СА – дети рисуют горку сверху вниз, произнося названный учителем слог

3. Прием «Схемочтение - Перекодирование»:

Графическая кодировка (зашифрованная зрительная информация) + логоритмика = система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала:

«Зимнее окошко»

Посмотри в окошко: (Имитация)

Белая дорожка, (Волнистые движения кистями рук)

Занесло качели, (Вращение руками)

Спят под снегом ели. (Приседание с закрытыми глазами)

Хоть и солнышко сверкает, (Подтягивание на носочках)

Все равно мороз кусает. (Касание пальчиками носа)

(Н.В. Яковлева)

4. Прием «Песочный игровизор «Зима»:

Двумя руками одновременно дети иллюстрируют схемочтение ««Зимнее окошко» вначале в воздухе, затем на песочном подносе.

Во время таких занятий у детей происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность, тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного осуществления процесса развития на следующих этапах, а пробуждение пытливости ума, его творческая гибкость – неотъемлемое требование современного мира.

Подытожив вышесказанное, делаем вывод, что интеграция речевой, двигательной и продуктивной деятельности на занятиях художественным творчеством с детьми-логопатами улучшила не только логическое мышление дошкольников (а именно способность к анализу и синтезу), но и продемонстрировала способность установления связей между реальными предметами, их символами и имитационными движениями. А также позволила усовершенствовать речь детей, зрительную и двигательную память, внимание, оптико-пространственные функции, ручную и артикуляционную моторику, подтверждая слова В.А. Сухомлинского о том, что «…забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [1, c. 92].

Список литературы

  1. Сухомлинский В.А. О воспитании. - Москва, Просвещение: 1973 г.
  2. Яковлева Н.В. Технология «Перекодирование» в группах компенсирующей направленности как стимул интеллектуального и творческого потенциала дошкольника // «Совершенствование общеобразовательного и коррекционно-развивающего процессов в дошкольных учреждениях» / Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Томск, 2013 г.

Поделиться

2529

Яковлева Н. В., Бабкина С. И., Гонилова Л. И., Истомина О. Н. Создание условий для речевого развития детей-логопатов на занятиях художественным творчеством в ДОУ // Актуальные исследования. 2020. №21 (24). С. 128-130. URL: https://apni.ru/article/1356-sozdanie-uslovij-dlya-rechevogo-razvitiya-det

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля