Дошкольный возраст – решающий этап в формировании здоровой и гармоничной личности ребенка. Педагогическая общественность все больше осознает, что взрослый может сделать для ребенка в плане сохранения здоровья очень много. Поэтому задачей любого педагога является создание условий здоровьесберегающей среды для эффективного включения ребенка в процесс творчества и поиск методов, адекватных его психофизиологическим особенностям, устраняющих речевые дефекты, повышающих творческий и интеллектуальный потенциал.
В настоящее время ощущается дефицит сенсорного воспитания детей с речевой патологией на занятиях художественным творчеством, столь необходимого для их гармоничного развития. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. В процессе продуктивной деятельности ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух), которые оказывают положительное влияние на развитие речи. Речь начинает предварять действия. Освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи различных действий и явлений.
Немаловажным условием для эффективного речевого развития является тенденция к объединению умственной, двигательной и продуктивной деятельности, что позволяет раскрывать более широкие, воспитательные и обучающие возможности изобразительных занятий, не сводя их только к развитию умений, навыков и специфических изобразительных способностей. Это утверждение основано на том, что детское продуктивное творчество не только несет в себе общие черты дошкольного детства, но и функции, общие для всех видов детской деятельности.
В связи с этим, в МБДОУ д/с №34 г. Белгорода логопедами и воспитателями в образовательную деятельность внесены принципиально новые идеи и приемы, позволяющие в процессе познавательной и художественно-эстетической деятельности создавать необходимые условия для всестороннего развития детей-логопатов.
Таким условием также стало внедрение инновационной технологии «Перекодирование», разработанной учителем-логопедом, включающей в себя наложение зашифрованной зрительной информации на систему двигательных упражнений, позволяющих обобщать познавательный опыт дошкольников путем вычленения наглядных объективных связей между предметами.
Задания, позволяющие постепенно и последовательно переходить от изображения схематичных целостных образов и действий к дифференцированным изображениям конкретных вещей и событий, помогают вычленить наглядные объективные связи между предметами, то есть обобщить познавательный опыт ребенка с произнесением специального речевого материала. Интеграция творческой и речевой деятельности порождает особый материальный продукт – произведение искусства, зиждущееся на эмоционально – интеллектуальном опыте, служащим основой для возникновения замыслов.
На практике мы выяснили, что продуктивные виды деятельности являются лучшим способом отражения впечатлений (и выражения своего отношения к ним), полученных от окружающей жизни. Ведь именно система чувств, способы мышления, приемы моделирования, эстетические и нравственные идеалы лежат в основе создания любого творческого произведения. Сведения о предметах внешнего мира, формирование представлений о них могут происходить не только в познавательной и исследовательской деятельности, но также на занятиях художественным творчеством.
Внедряя в образовательную деятельность технологию «Перекодирование», мы убедились, что интеллектуальные задания, тесно переплетенные с движениями пальцев рук, способствуют не только улучшению звукопроизношения, но стимулируют познавательную активность детей. Стало очевидным фактом, что действия детей, сопровождаемые речью в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными.
Также мы удостоверились, что совмещение двигательных и художественно-творческих игр особенно активизируют процесс обучения, дают возможность укрепить мотивацию, поддержать интерес, обострить увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции. Фрагмент занятия, демонстрирующий приемы такого совмещения предоставлен ниже.
1. Прием «Биоэнергопластическая разминка»:
«Узоры на зимнем оконце»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы разминать.
Покажите мне «кружок»,
«Каплю», «крестик» и «рожок»,
«Ромб», «решетку», «паука»,
«Дом», «заборчик», «мотылька».
А теперь узоры эти
На песке рисуйте, дети!
(Н.В. Яковлева)
Прослушав, дети рисуют под диктовку, а затем по памяти.
2. Прием «Кинезиологическое упражнение»:
«С горки-на горку» (дифференциация звуков)
Педагог демонстрирует детям слоговую таблицу, на которой изображены стрелочки с направлением вверх и вниз. Перед стрелочкой вверх нарисован слог ША, перед стрелочкой вниз – слог СА.
Педагог просит рисовать на песке горку снизу вверх, если нарисован слог ША, когда идет слог СА – дети рисуют горку сверху вниз, произнося названный учителем слог
3. Прием «Схемочтение - Перекодирование»:
Графическая кодировка (зашифрованная зрительная информация) + логоритмика = система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала:
«Зимнее окошко»
Посмотри в окошко: (Имитация)
Белая дорожка, (Волнистые движения кистями рук)
Занесло качели, (Вращение руками)
Спят под снегом ели. (Приседание с закрытыми глазами)
Хоть и солнышко сверкает, (Подтягивание на носочках)
Все равно мороз кусает. (Касание пальчиками носа)
(Н.В. Яковлева)
4. Прием «Песочный игровизор «Зима»:
Двумя руками одновременно дети иллюстрируют схемочтение ««Зимнее окошко» вначале в воздухе, затем на песочном подносе.
Во время таких занятий у детей происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность, тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного осуществления процесса развития на следующих этапах, а пробуждение пытливости ума, его творческая гибкость – неотъемлемое требование современного мира.
Подытожив вышесказанное, делаем вывод, что интеграция речевой, двигательной и продуктивной деятельности на занятиях художественным творчеством с детьми-логопатами улучшила не только логическое мышление дошкольников (а именно способность к анализу и синтезу), но и продемонстрировала способность установления связей между реальными предметами, их символами и имитационными движениями. А также позволила усовершенствовать речь детей, зрительную и двигательную память, внимание, оптико-пространственные функции, ручную и артикуляционную моторику, подтверждая слова В.А. Сухомлинского о том, что «…забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [1, c. 92].