Во все времена и при любом общественном устройстве наличие в социуме детей-сирот являлось сложной социальной проблемой. Ведь такое социальное явление, как сиротство является неотъемлемым элементом человеческой цивилизации, присутствующее всегда там, где есть общественные отношения [1, с. 65].
Проблема сиротства и обеспеченности государством детей, оставшихся без попечения родителей осознана на международном уровне. Так, международные правовые акты закрепляют правовой статус таких детей, используя различную терминологию: «сирота», «бездомный ребенок» [2], «дети, не имеющие семьи» [3, с. 385-388], «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения» [4], «дети, которые разлучены со своими семьями» [5, с. 10-13]. Независимо от термина, используемого для обозначения, главным фактором отнесения данной группы несовершеннолетних к особой категории, нуждающейся в особой правовой защите и охране, является отсутствие семьи.
В Российской Федерации определяющим законодательным актом в правовом регулировании правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, играет Конституция РФ как основной закон государства. Важные изменения были внесены в конституционные положения, направленные на защиту прав детей в целом, и детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей в частности. Оставшись главным приоритетом государственной политики, в ст. 67.1 Конституции РФ так же было провозглашено важное положение о том, что в отношении детей, которые остались без попечения родителей, государство берет на себя обязанности родителей.
Данное изменение Конституции РФ было закономерным, так как ему предшествовала законодательная работа, выразившаяся в последовательном принятии и реализации ряда нормативно-правовых актов, например, Национальной Стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы [6] и др. Реализация положений указанных нормативно-правовых актов направлены, в том числе, и на сокращение сиротства в России.
Базовым законом, определяющим правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [7], в соответствии с положениями которого ребенком-сиротой является лицо в возрасте до 18 лет, у которого умерли оба или единственный родитель.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под детьми, оставшимися без попечения родителей законодатель понимает лиц, не достигших восемнадцатилетние, которые в силу различных причин остались без попечения единственного или обоих родителей в силу различных факторов: родители могут отсутствовать, быть лишены или ограничены в родительских правах; могут быть признаны в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или умершими; находиться в лечебных учреждениях различного профиля, включая лечебные учреждения длительного пребывания; родители могут находиться в местах лишения свободы, либо в местах содержания под стражей на досудебной и судебных стадиях уголовного расследования. Кроме того, родители могут уклоняться от содержания и воспитания собственных детей, отказаться забрать детей из лечебных, воспитательных, социальных учреждений и учреждений иного профиля, а также в иных случаях. Смерть родителей (обоих родителей или единственного родителя) также является безусловной причиной признания ребенка сиротой [8, с. 94].
Законом предусмотрено, что под категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут подпадать не только граждане Российской Федерации, но иностранные граждане, а также апатриды. На фоне резкого увеличения потока мигрантов в нашу страну эти дети, тоже часто остаются безнадзорными, что влечёт за собой их попадание в специализированные учреждения (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, детские дома, интернаты, дома малютки и т. д.) [9, с. 101-102].
Необходимо подчеркнуть, что действующее законодательство содержит достаточно четкие критерии определения ребенка в качестве сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, что безусловно благоприятным образом отображается на правоприменительной практике установления лиц, относящихся к указанной социальной группе.
Федеральный закон не только определяет детей-сирот, но и перечисляет основные ситуации, когда ребенок по той или иной причине может остаться без родительского попечения и претерпевать нарушение его прав и законных интересов и нуждаться в дополнительных средствах их защиты. К таким категориям детей законом отнесены дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети, имеющие инвалидность, установленную в соответствии с законом и др. В силу прямого указания ч. 1 ст. 121 СК РФ к данной категории также относятся дети, чьи родители собственными действиями создают угрозу их жизни, затрудняют их нормальное развитие и нарушают право на благоприятные условия жизни и другие права [10, с. 11].
Необходимо отметить, что нормы семейного законодательства соединяет в определении «детей, оставшихся без попечения родителей» и «детей-сирот», то есть фактически не различая детей, у которых умерло оба родителя и детей, оставшихся без родительного попечения по другим основаниям, не связанным со смертью родителя (родители ребенка живы, но в силу некоторых обстоятельств ребенок не находится на их воспитании – они лишены или ограничены в родительских правах, недееспособны, признаны безвестно отсутствующими и т. д.). При этом отсутствие родительского попечения может быть, как виновным со стороны родителей, так и невиновным.
Позиция законодателя может быть оправдана тем, что в правовом регулировании отношений, в которые оказываются вовлечены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также в законодательстве, регулирующем правовой статус обеих категорий детей, отсутствуют значимые различия. Законодатель устанавливает, приоритетной формой устройства детей-сирот является передача их в семью, на усыновление (удочерение), тогда как другая категория детей передается под опеку, в том числе и в приемную семью. В случае, если на усыновление передается ребенок, лишенный родительского попечения и родители которого живы, в его правовом статусе и в его отношении устанавливаются определенные ограничения, но в целом его правовой статус не отличим от ребенка-сироты [10, с. 11].
Правовой статус с научной точки зрения можно рассматривать как совокупность правового статуса человека, гражданина и субъекта конкретных правоотношений. Ю. В. Куракина верно отмечает, что «для исследования особенностей правового положения значительный интерес представляет правовой статус данной категории детей как непосредственных участников правоотношений. Он, в свою очередь, включает в себя правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность), права, гарантии реализации прав, обязанности и ответственность за невыполнение обязанностей» [11, с. 333].
Правосубъектность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не отличается от положений правосубъектности несовершеннолетних. Основаниями ограничения правового статуса несовершеннолетнего являются возрастные и психофизиологические особенности, которые влияют на возможности реализации и защиты прав несовершеннолетних, объема ответственности, которые в равной степени распространяются на всех несовершеннолетних детей, независимо от того, воспитываются они в семье или лишены родительского попечения по различным причинам.
Вместе с тем, определенные изменения правового статуса касаются их законных представителей в зависимости от того, находится ли ребенок в специализированном учреждении, воспитывается в семье, а также зависит от формы устройства ребенка в семью. Например, имеют различия правового статуса усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, патронатного воспитателя, администрации организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые различаются в части объема прав и обязанностей, реализуемых в отношении детей [12, с. 268].
Вместе с тем, дети-сироты и дети, лишенные попечения родителей являются участниками особых правоотношений, соответственно, законодательно они наделяются не только общим, но и специфическим правовым статусом, который выражается в наделении данной категории несовершеннолетних особых прав и гарантий их реализации. При этом общий правовой статус является предпосылкой выделения специального правового статуса. Если рассматривать специальные права и обязанности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует отметить, что по сравнению с общим, специальный статус будет шире.
Наделение специальным правовым статусом данной категории несовершеннолетних происходить только в связи с одномоментным наличием двух фактов: утрата родительского попечения по причинам, перечисленным законом и несовершеннолетний возраст, а в ряде случаев, предусмотренных законом, возраст до 23 лет. Данная категория лиц в соответствии со своим специальным статусом имеет право на дополнительную социальную и иную поддержку со стороны государства, а также гарантии ее реализации. Например, в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрены дополнительные гарантии в осуществлении права на образование (например, квоты при поступлении на обучение в высшие учебные заведения на бюджетной основе), при реализации права на труд и защиту от безработицы, а также при реализации конституционного права на жилище, а также другие права и гарантии их реализации.
Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы опеки и попечительства. Для этого орган опеки и попечительства регистрирует сведения о них в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, по установленной Порядком форме. Кроме того, на основании требований Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» орган опеки и попечительства обязан направить документированную информацию об этом ребенке в соответствующие органы исполнительной власти для учета в региональном и федеральном банках данных о детях, оставшихся без попечения родителей. При этом важно учитывать, что информация о детях, оставшихся без попечения родителей, направляется в региональный и федеральный банки данных одновременно. Это законодательное требование в большей степени отражает интересы детей, оставшихся без попечения родителей, и создает предпосылки для более оперативного их устройства
Региональные и федеральный банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, – это совокупность государственных информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), и информационные технологии, позволяющие осуществлять процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, первичного учета сведений о детях, оставшихся без попечения родителей; предоставления документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации, гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, а также о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в случаях, установленных ст. 122 СК РФ, организуют устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, и органам опеки и попечительства [13, с. 7-8].
Таким образом, в результате проведенного исследования был сделан ряд выводов:
- Дети, оставшиеся без попечения и дети-сироты, являются особой категорией несовершеннолетних, которые по тем или иным причинам лишись попечения родителей, при этом, отсутствие родительского попечения может быть, как виновным со стороны родителей, так и невиновным.
- Законодатель не делает различий в правовом статусе детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, так как в содержании их правового статуса отсутствуют значимые различия.
- Правовой статус ребенка, оставшегося без попечения родителей и ребенка-сироты по своей природе, является специальным, так как установление данного статуса дает ряд прав и гарантий, не свойственных правовому статусу несовершеннолетних в целом.
- Независимо от причин утраты родительского попечения, такие дети должны быть выявлены и поставлены на учет с целью применения к им определенных форм устройства. Указанная функция, в первую очередь, возложена на органы опеки и попечительства. Как профильный орган со специальными полномочиями, кроме того, выявление детей сирот так же может быть возложено в определенных случаях – на иные органы и учреждения – медицинские, образовательные и т. д. Постановка на учет предполагает применение к таким детям определённого статуса и замещение родительского попечения, с целью защиты и реализации прав несовершеннолетних.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)