В результате войны и конфликтов в Сирии число сирот внутри страны достигло восьмисот тысяч. Большинство из них проживают в ненадлежащих условиях, отсутствует образовательная, психологическая и социальная поддержка. Лишь небольшая часть детей-сирот лишь небольшая часть получает всестороннюю поддержку. К числу проблем относится: нехватка ресурсов, разрушенные здания школ и детских учреждений, отсутствие надлежащего образования и психологической помощи [1, 2].
Понятие «детский дом семейного типа» («family type orphange») в мировой архитектуре на сегодняшний день подразумевает многофункциональный объект, предназначенный для размещения организации, занимающейся содержанием, воспитанием, опекой детей-сирот и социальных сирот в условиях, приближенных к семейной атмосфере[1]. Важность такого воспитания для детей-сирот в Сирии видится как наиболее гуманный посыл, направленный на то, чтобы дать этой категории детей возможность построить свое будущее и внести свой вклад в развитие сирийского общества. Поэтому предлагается проектная концепция по созданию концептуальной модели детского дома семейного направленной на: обеспечение безопасной учебной среды, поддержку психологического здоровья, социальную адаптацию и подготовку к самостоятельной жизни.
Опыт социальной адаптации детей-сирот на Ближнем Востоке представляет с конца XIX в. старейшая международная христианская общественная организация – Императорское православное палестинское общество (ИППО), созданное в 1882 г. указом императора Александра III. На средства общества строились школы, больницы, странноприимные дома, приобретались земельные участки в местах, связанных с библейской историей. Только в Сирии под патронатом ИППО действовали до 1917 г. 86 школ, а всего в Ближневосточном регионе их было более 120. Один из современных ее проектов – Проект Русской школы в Дамаске – здание, запроектированное по современным технологиям из модулей с цветными вставками.
Пример детского дома семейного типа в Сирии реализован сирийским меценатом из г.Алеппо Абдом Алхамидом Алнасером. В нем нашли приют более 20 детей попавшие на воспитание из участков полиции, с улиц. Меценат выделил под детский дом квартиру, которая занимает весь второй этаж здания. Дети обеспечены всем необходимым: едой, одеждой, обувью. Эта частная инициатива показывает пример приспособления пространств, однако для таких учреждений независимо от формы финансирования необходимы специализированные пространства.
Есть государственная школа-интернат, открытая еще в 1970-е при помощи СССР, но сегодня она переполнена: в ней более 1000 воспитанников-мальчиков. Общеобразовательная программа рассчитана на 12 лет. Заведение светское – здесь с уважением относятся и к христианам, и к мусульманам. Русский язык – обязательный предмет. Ученики тут со всей Сирии – из Пальмиры, Алеппо, Дейр-эз-Зора, Хомса. Правительство полностью оплачивает их обучение и пребывание в интернате. Но, проживая в интернате, огромное количество учащихся не имеет семейной обстановки.
Работая с этими детьми, воспитатели столкнулись с тем, что война и ее последствия негативно влияют на обстановку в семьях. Уже после боевых действий в семьях возникает разлад, устанавливается тяжелая психологическая обстановка, в результате родители отказываются от детей. Таких воспитанников в детских домах Сирии каждый второй. Другой пример: подземный детский дом в Алеппо является убежищем для детей, пострадавших в результате войны.
Эти примеры показывают, что проблема архитектурного формирования детских домов семейного типа в Сирии стоит очень остро. Приспособление помещений не позволяет создать современные полноценные условия для интеграции детей в общество, создания им близких к семейным условий проживания.
Важно отметить, что детский дом семейного типа это учреждение, в котором основная единица - семья принимает на воспитание от 5 до 10 детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Родители-воспитатели выполняют свои обязанности на основании договора. Такая форма позволяет ребенку получить воспитание в семье, воспитываться в своём городе, не терять семейные связи если есть родственники. В семье могут воспитываться дети разных возрастов
На основе международного опыта проектирования можно выделить детские дома семейного типа:
- воспитательной направленности (без образовательной функции);
- учебной направленности (с образовательной функцией);
- религиозной направленности (включающие функции религиозного воспитания);
- медицинской направленности (включающие функции психологической реабилитации и медицинской помощи). Направленность влияет на функциональный состав, набор и площади помещений детского дома семейного типа.
Объемно-планировочные решения детских домов такого типа тесно связаны с «семейным» пространством, предназначенным для проживания одной семьи. Оно может быть решено: в виде отдельных объемов (домиков), квартир или жилых корпусов. Для них характерно:
- зонирование помещений на жилые (спальни, игровые), общественные (групповые, холлы, залы, атриумы), обслуживающие (кухни, санузлы, раздевалки, постирочные и др.), помещения проживания персонала;
- сочетание в одном объеме помещений разного назначения (спален, групп, игровых);
- связь с открытыми пространствами, интеграция общих пространств в природное окружение.
Экономическая целесообразность и устойчивый подход к проектированию объектов данного типа показывают, что на функционально-планировочную структуру влияет вместимость детских домов. Предложено классифицировать объекты данного типа как: малые – до 50 воспитанников, средние 50-400 воспитанников, крупные – свыше 400 воспитанников.
Эти предпосылки являются основой дальнейшего развития концептуальной модели детского дома семейного типа для условий Сирии.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)