Главная
АИ #46 (281)
Статьи журнала АИ #46 (281)
Деформация морально-этических норм в условиях экономической турбулентности

Деформация морально-этических норм в условиях экономической турбулентности

Рубрика

Социология

Ключевые слова

этика
мораль
кризис
человек
экономика
отношения
принципы
общества
турбулентность
неопределённость

Аннотация статьи

В этой статье проводится некоторые предвидения о том, что в условиях экономических потрясений каким образом могут измениться морально-этические взгляды и нормы человека, какие изменения могут пережит общепринятые моральные, духовные и этические взгляды.

Текст статьи

Экономическая турбулентность часто становится катализатором деформации морально-этических норм, что проявляется в переосмыслении ценностей, росте эгоизма, коррупции и других негативных явлений. Эти изменения обусловлены стрессом, неопределённостью и необходимостью адаптации к новым условиям, но могут также открывать возможности для формирования новых этических стандартов.

Согласно тематическому философскому словарю Н. А. Некрасовой и С. Н. Некрасова «Моральные ценности – это система миропонимания человека, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви, позволяющая установить связь поступка человека с общепринятой системой социальных ценностей».

Откуда берется основа для формирования моральных ценностей нынешней молодёжи? Попробуем в этом разобраться [5].

У старшего поколения существует критерий более устоявшиеся ценностей, которые не так легко меняются с течением времени или под влиянием каких-либо событий, чего не скажешь о более молодом поколении, которые еще не определили для себя систему ценностей, и которая способна изменяться с гораздо большей скоростью.

Принято считать, что к 18–20 годам у человека должна быть сформирована база моральных ценностей, то есть то, что в следствии будет влиять на его поступки, на принятие каких-либо решений. В дальнейшем такие ценности остаются неизменными на протяжении всей жизни человека, но существуют и такие ситуации, когда мировоззрение вполне зрелого человека может в корне измениться, на это может повлиять жизненный кризис или стрессовая ситуация.

В настоящее время существует масса примеров того, как взрослые люди в возрасте примерно от 22 до 35 лет, ставя приоритетом семью, здоровье и образование детей, быт, меняют свою точку зрения. Главной их ценностью становиться карьера, материальный доход, досуг, личное благо, и самое страшное – осознание того, что собственная семья больше не является главным в жизни [6].

История человечества показывает, что кризисы часто становятся катализаторами изменений, в том числе и в области морали и этики. В условиях кризисов, будь то войны, экономические потрясения, пандемии или природные катастрофы, общество сталкивается с серьезными вызовами, которые могут изменить восприятие того, что считается правильным и неправильным. Эти изменения не всегда происходят мгновенно; они могут быть результатом длительного процесса переоценки ценностей и норм.

Экономические кризисы также оказывают значительное влияние на моральные и этические нормы. Великая депрессия 1930-х годов, например, заставила многие страны пересмотреть свои экономические и социальные политики. Возникла необходимость в разработке новых подходов к социальному обеспечению, труду и распределению богатства. Такие программы, как "Новый курс" Франклина Рузвельта в США, не только помогли смягчить экономические последствия кризиса, но и способствовали развитию новых этических норм в отношении социальной справедливости и государственной ответственности. Интересно, что кризисы также могут способствовать развитию новых этических норм в науке и технологиях. Например, изменение климата и экологические кризисы поднимают вопросы об этике использования природных ресурсов и ответственности перед будущими поколениями. Это привело к развитию таких концепций, как устойчивое развитие и экологическая этика, которые направлены на балансирование экономических, социальных и экологических интересов. Эти новые этические нормы требуют от нас переосмысления наших действий и их последствий для планеты и человечества.

Новые вызовы времени остро ставят вопрос о конкурентоспособности многих институтов и соответствующих этических кодексов, призванных повышать их способность конкурировать (лидировать) в современном «мире больших изменений». Скорость адаптации к новым условиям становится вопросом успешного их существования или даже выживания.

Кризисы также поднимают вопросы о роли лидерства и ответственности. Лидеры, принимающие решения в условиях кризиса, оказываются перед сложными моральными дилеммами, которые могут определить судьбы миллионов людей. Их действия и решения становятся объектом общественного и исторического анализа, что может привести к изменению этических стандартов в политике и управлении. Примеры успешного и неудачного лидерства в условиях кризиса подчеркивают важность моральных качеств, таких как честность, ответственность и сострадание.

В условиях кризиса также важно рассматривать вопросы социальной и экономической справедливости. Кризисы часто обостряют существующие неравенства и уязвимости, что требует от общества пересмотра своих приоритетов и обязательств. Например, пандемия COVID-19 выявила значительные различия в доступе к медицинской помощи и экономическим возможностям, что привело к активизации дискуссий о справедливости и социальной защите. В ответ на эти вызовы многие страны разработали программы социальной поддержки и экономической помощи, направленные на смягчение последствий кризиса для наиболее уязвимых групп населения.

Эволюция моральных и этических норм в условиях кризиса подчеркивает важность гибкости и адаптивности общества. Кризисы требуют от нас переосмысления наших ценностей и приоритетов, а также готовности к изменениям. Важно, чтобы мы извлекали уроки из прошлого и использовали их для построения более справедливого и устойчивого будущего [7].

В заключение кризисы играют важную роль в эволюции моральных и этических норм. Они поднимают сложные вопросы и дилеммы, которые требуют переосмысления наших ценностей и поведения. Изучение этих процессов помогает нам лучше понимать природу морали и этики, а также развивать стратегии для справедливого и устойчивого развития общества.

Список литературы

  1. Елисеев А.Б. На пути к цифровой экономике // Цифровая экономика – экономика будущего: исторические предпосылки, правовая основа и экономический эффект: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., г. Минск. 2019. – Т. 28. – С. 3-4.
  2. Соlliеr D., Burkhоldеr K., Brаnum T. Digitаl Lеаrning: Mееting thе Сhаllеngеs аnd Еmbrасing thе Орроrtunitiеs fоr Tеасhеrs. Issuе Briеf // Соmmittее fоr Есоnоmiс Dеvеlорmеnt. 2013. –Р. 12-16.
  3. Почепцов Г.Г. Психологические войны. –М.: Рефл-бук, 2000. – С. 58-59.
  4. Швейцер А. Культура и этика. –М.: «Прогресс», 1973. – С. 51.
  5. Ионников С.Н. Влияние кризисов на общественные нормы и ценности. https://proza.ru/2025/03/06/1457.
  6. Яскевич Я.С. Экономический кризис и ценностное переосмысление современного мироустройства: философская рефлексия https://www.socionauki.ru/journal/articles/129895/.
  7. Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Цели и задачи прикладной этики в турбулентном мире. https://old.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2018/08/YU.N.Moskvich-E.N.Viktoruk-TSeli-i-zadachi-prikladnoj-etiki-v-turbulentnom-mire.pdf.

Поделиться

18

Сайидова М. Г. Деформация морально-этических норм в условиях экономической турбулентности // Актуальные исследования. 2025. №46 (281). URL: https://apni.ru/article/13575-deformaciya-moralno-eticheskih-norm-v-usloviyah-ekonomicheskoj-turbulentnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Социология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (282)

Прием материалов

22 ноября - 28 ноября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

3 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря