Современное государство, стремящееся к развитию и обеспечению благосостояния своих граждан, сталкивается с постоянной необходимостью адаптации и совершенствования своей правовой системы. В Республике Беларусь, как и в любом другом государстве, публично-правовые отношения, основанные на властных полномочиях государства, находятся в центре внимания как исследователей, так и практиков.
Обновление конституционных основ Российской Федерации (2020 г.) и Республики Беларусь (2022 г.) явилось катализатором для формирования и утверждения современных моделей публичной власти, а также потребовало активизации процессов разработки и имплементации стратегий устойчивого экономического развития. Эти преобразования разворачивались в условиях интенсивной санкционной политики Запада. Примечательно, что санкционное давление со стороны США и Евросоюза, парадоксальным образом способствовало консолидации экономического потенциала [4, c.170].
Это проявилось в мобилизации внутренних резервов и определении траекторий устойчивого роста, что подтверждается такими индикаторами, как сохранение рабочих мест, обеспечение товарного изобилия на рынках первой необходимости, стабильность финансовой системы, становление национальных платежных систем, возрождение стратегически важных отраслей промышленности (авиационной, автомобильной, станкостроительной и др.) и эффективная реализация политики импортозамещения [3, c.258].
Однако, современный мир характеризуется быстрыми изменениями, что требует от законодательства постоянной адаптации. Одной из ключевых проблем является своевременное внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие публично-правовые отношения, с учетом новых вызовов (например, цифровизация, новые формы экономической деятельности, геополитические изменения). Зачастую законодательство отстает от реальных потребностей, что порождает пробелы и неточности.
Так к основным рискам цифрового развития и цифровой трансформации общественных отношений следует отнести, во–первых, неодинаковый доступ к интернету в различных регионах, во–вторых, проблему обеспечения безопасности данных, защищенности серверов и защиту персональных данных, в – третьих, отсутствие конкуренции между цифровыми платформами и отсутствие должного государственного регулирования; автоматизация трудовых процессов может привести к сокращению числа рабочих мест (решением данной проблемы видится в организации повышения уровня квалификации сотрудников, что приведет к лучшему использованию цифровых технологий) [2, c.33].
Реализация публично-правовых отношений часто сталкивается с проблемой чрезмерной бюрократизации. Сложные административные процедуры, длительные сроки рассмотрения обращений, формализм – все это снижает эффективность государственного управления и может вызывать недовольство граждан [5, c.8]. Актуальным является курс на упрощение процедур и повышение оперативности принятия решений.
С целью дебюрократизации государственных органов в Республике Беларусь принят ряд мер. В частности, принята Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. №2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» [1].
Данной директивой, к примеру, предусмотрено, что совершенствование сферы осуществления административных процедур всегда являлось и остается одним из приоритетных направлений дебюрократизации государственного аппарата.
При этом руководителям государственных органов следует акцентировать усилия на переводе административных процедур, в первую очередь наиболее востребованных среди населения, в электронную форму.
Предписывается и внедрение в практику осуществления административных процедур проактивного формата, максимально исключающего необходимость личного участия заинтересованного лица в процессе сбора и подачи сведений для осуществления административной процедуры.
Республика Беларусь активно интегрируется в международное правовое поле. Актуальной проблемой является обеспечение соответствия национальных норм международного права, особенно в сферах, касающихся прав человека, экономической деятельности, трансграничного сотрудничества. Дисбаланс между национальным регулированием и международными стандартами может создавать правовую неопределенность.
Таким образом, регулирование и реализация публично-правовых отношений – это непрерывный процесс, направленный на обеспечение эффективного функционирования государства и защиту интересов его граждан. Актуальные проблемы, с которыми сталкивается Республика Беларусь в этой сфере, требуют постоянного внимания, критического анализа и поиска оптимальных решений. Только комплексный подход, основанный на сочетании законодательных, организационных и технологических мер, позволит построить сильное, эффективное и правовое государство.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)