В связи с масштабными изменениями в системе дошкольного образования перед педагогами ДОУ поставлена задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто дать знания, а создать условия для развития у ребенка инициативности, познавательного интереса и творческих способностей для решения различных жизненных ситуаций [1].
Через внедрение современных педагогических технологий осуществляется и преемственность дошкольного и начального школьного обучения.
Решая поставленные задачи по формированию навыков дорожной безопасности детей старшего дошкольного возраста, педагоги МДОУ «ЦРР – д/с № 8 «Золотая рыбка» используют современные инновационные технологии, которые не только формируют положительную мотивацию к дальнейшему обучению, но и увлекательны для детей. Интерактивная кейс-технология, используемая педагогами, является одной из таких технологий. Она направлена на краткосрочное обучение на основе реальных или вымышленных ситуаций, позволяющая взаимодействовать всем субъектам образовательного процесса, включая педагога, и направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых личностных качеств и умений у воспитанников [2]. Её основной задачей является развитие способностей видеть предложенные проблемы, находить пути их решения, работать с информацией, формирование потребностей работать в команде, анализировать, делать прогнозы.
Эта технология представляет собой множество методов анализа ситуации, позволяющих приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других. Многие хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста:
- метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-иллюстрации; фото-кейсы; кейс-стади);
- метод инцидента;
- метод ситуационно-ролевых игр;
- метод игрового проектирования;
- метод дискуссии.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста наиболее актуален метод ситуативного анализа (кейс-стади), который и выбрали педагоги для обучения детей правилам дорожной безопасности. Он способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. Его многократное применение у дошкольников вырабатывает устойчивый навык решения практических задач.
При работе с кейсом нужно придерживаться следующих этапов:
- Подготовительный.
- Введение в ситуацию. Акцентирование внимания детей. Вместе с педагогом старшие дошкольники находят проблему, выделяют целевой ориентир. Дети самостоятельно осмысливают цель поиска.
- Взрослый стимулирует воспитанников с помощью наиболее существенных вопросов, удерживает эмоциональный опыт детей. Во время познавательной деятельности детей воспитатель регулирует процесс.
- Процесс принятия решений. Воспитатель побуждает детей принять участие в процедуре создания плана действий. На данном этапе дети учатся логически рассуждать.
- Оценочно-рефлексивный процесс. Дети предлагают свои версии, рассуждают, закрепляют полученные знания.
Для лучшего понимания метода кейс-стади приведем несколько примеров.
Продолжением экскурсии с детьми старшей группы к месту конечной остановки маршрутного такси с целью повторения правил культурного поведения пассажиров в общественном транспорте стало обсуждение дорожных ситуаций, представленных кейсами-иллюстрациями с участием пассажиров: не пристёгивание ремней безопасности, нарушение правил входа и выхода пассажиров на остановке, поведения в транспорте. С целью решения проблемных ошибок, допущенных пассажирами, дети выработали совместно новые правила и знаки для их обозначения, которые впоследствии были вручены водителям маршрутного такси. Некоторые дети придумывали кейс - иллюстрации сами, а другие вместе со своей семьёй. Их мы предложили для решения детям другой группы. Так же были сделаны книжки-малышки для детей младших групп: «ПДД мы изучаем – правила не нарушаем», «Малыши – пешеходы и пассажиры».
Фотомоделирование с участием самих детей вызывало у них особый интерес.
Над фото-кейсом, кейсом-иллюстрацией проводилась работа по следующему алгоритму:
1 этап. Знакомство с фотографией или иллюстрацией, на котором совместно с детьми формулировалась проблема.
Ситуация: мальчик переходит перекрёсток по пешеходному переходу, не учитывая сигнал светофора, машин на дороге нет.
2 этап. Вопросы для проведения «мозгового штурма»:
- Что мальчик не учёл?
- Правильно ли он поступил?
- Как найти выход из данной ситуации (детям старших групп задаётся один вопрос или обсуждение проводится самостоятельно)?
Дети проводят анализ данной проблемной ситуации, рассуждают и высказывают свои предположения в виде полных ответов на вопросы. По невнимательности дети могут предположить правильные и ошибочные варианты решения проблемы, приняв во внимание только одно правило перехода.
3 этап. Дети примеряли поступок мальчика на себя, выбирали самое оптимальное правильное решение.
4 этап. Совместно с детьми формулировался вывод о том, что переходить дорогу надо только по пешеходному переходу «зебре» на правильный сигнал светофора, соблюдая все правила дорожного движения одновременно.
5 этап. Дети делились своим практическим опытом, закрепляя правила поведения при переходе улицы.
Свои принятые варианты решения проблемы в наблюдаемых дорожных ситуациях дети закрепляли при помощи рисования, конструирования, моделирования дороги и участников движения из деталей на страницах книги, изготовленных из фетра. Придумывая задания новых кейсов, моделируя правила и знаки в старших группах, дети работали самостоятельно и командой.
Содержание кейсов на основе мультфильмов «Разные колёса», серии с участием Фиксиков «Колесо» стало темой исследования «Какое колесо лучше?», где дети предложили свои решения проблемы с пропавшими колёсами, неисправным колесом, проверили и сравнили с развитием событий в мультфильмах. В результате проведённой серии опытов дети закрепили свойства дерева, железа и резины пришли к выводу: резиновое колесо самое практичное: легче всех, создаёт комфорт, поддаётся ремонту, не боится воды. Полюбились детям задания кейсов на основе просмотра мультфильмов с участием любимых Смешариков в сериале «Азбука безопасности». Продолжением просмотра стало создание новых знаков с рисунками: горки с санками (у дороги), ведёрка с лопаткой для обозначения детской площадки (во дворе).
Практическая деятельность с дошкольниками строилась в рамках технологической карты и разделения детей на подгруппы. Каждая подгруппа принимала одно общее решение, обосновывая и доказывая его правильность во время дискуссии. Познакомимся с ситуацией кейса-прогнозирования: «Один мальчик очень любил коллекционировать маленькие машинки, с нетерпением ждал подарков, чтобы как можно раньше собрать свою мечту. Однажды он размечтался: «Как было бы здорово, если бы все-все машинки мира оказались бы в его комнате!», – дети фантазировали о том, как это было бы здорово. Воспитатель на этапе проблемного включения выслушивал рассуждения групп детей и предлагал серьезно подискутировать и о последствиях и опасности такой ситуации.
Таким образом, использование элементов кейс–технологии имеет ряд преимуществ. Она:
- помогает выявить актуальные интересы и мотивы детей;
- повышает интерес детей к теме образовательной деятельности;
- развивает познавательную активность и коммуникативные навыки;
- формирует потребность и умения работать в команде, действовать в незнакомой им ситуации.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)