На современном этапе борьбы с преступностью в Российской Федерации информационно-аналитическое обеспечение оперативно-служебной деятельности имеет первостепенное значение для решения оперативных задач [1, ст. 2], закрепленных действующим законодательствам за территориальными органами МВД России. Организация межведомственного информационного взаимодействия территориальных органов МВД России в данном обеспечения является одним из основных и приоритетных направлений.
С учетом п. 9 ст. 2 Федеральным закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [2, ст. 2] сформулируем понятие межведомственного информационного взаимодействия территориального органа МВД России как взаимодействие по вопросам обмена данными, документами и информацией, в том числе в электронной форме, между территориальным органом МВД России, взаимодействующими территориальными федеральными государственными органами власти, органами местного самоуправления и др., предоставляющими государственные и муниципальные услуги.
Приоритетным направлением межведомственного информационного взаимодействия является взаимодействие в электронной форме. Для этих целей в Российской Федерации создана Система межведомственного электронного взаимодействия [3, п. 2], в том числе региональный сегмент данной системы. СМЭВ позволяет органам государственной власти и местного самоуправления, а также территориальным органам МВД России обмениваться в электронной форме документами и сведениями, необходимыми для выполнения оперативно-служебных задач.
Значительную часть сведений различных категорий, необходимую для информационно-аналитического обеспечения оперативно-служебной деятельности, территориальные органы МВД России [1, ст. 12 ч. 1 п. 39] обязаны предоставлять (и получать) по межведомственным запросам органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основная часть межведомственных запросов в МВД России поступает по СМЭВ, в том числе при оказании государственных и муниципальных услуг. Для оптимизации процесса оказания государственной услуги «Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, либо о прекращении уголовного преследования» в части рассмотрения межведомственных запросов и взаимодействия с многофункциональными центрами [4], МВД России разработана и введена в эксплуатацию информационная подсистема «Электронный журнал выданных справок». Сведения, в рамках оказания указанной государственной услуги территориальными органами МВД России, направляются в многофункциональные центры по каналам СМЭВ.
В соответствии с Ведомственной программой цифровой трансформации МВД России на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов [5], иными подзаконными актами, одним из важнейших направлений межведомственного информационного взаимодействия территориального органа МВД России в текущем момент является предоставление массовых социально значимых государственных услуг в электронной форме (к 2030 году планируется увеличить до 99% доли предоставления массовых социально значимых государственных услуг в электронной форме).
В связи с тем, что организация межведомственного информационного взаимодействия имеет приоритетный характер при обмене сведениями были нормативно закреплены [6, п. 6] основные формы взаимодействия между правоохранительными органами Российской Федерации (территориальными органами МВД России и другими).
Межведомственное информационное взаимодействие можно классифицировать [7, с. 67-69] на:
- прямое и косвенное;
- одностороннее, двухстороннее и многостороннее;
- эпизодическое, систематическое и постоянное;
- долговременное и кратковременное;
- опосредованное и непосредственное.
Все указанные виды межведомственного информационного взаимодействия могут быть применены в информационно-аналитическом обеспечении оперативно-служебной деятельности территориального органа МВД России.
Для информационно-аналитического обеспечения деятельности территориального органа МВД России, также, как и для деятельности взаимодействующих субъектов (государственных и иных органов) характерен управленческий характер данной деятельности, что подразумевает применение в межведомственном информационном взаимодействии: прогнозирования, совместного планирования, контроля и обратной связи.
Также необходимо отметить, что в целях исполнения положений Конституции Российской Федерации федеральные законы закрепляют принцип взаимодействия между органами государственной власти, как основной принцип осуществления их деятельности. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [1] полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. Отдельно надо выделить принцип, закрепленный в ст. 11 указанного Федерального закона [1]: полиция в своей деятельности использует достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, в также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру. То есть законодатель закрепляет требование об использовании современных инновационных информационных технологий при организации межведомственного информационного взаимодействия территориального органа МВД России.
Однако, в ходе анализа федеральных законов Российской Федерации установлено отсутствие указанных принципов, как основополагающих принципов в организации деятельности федеральных органов государственной власти, взаимодействующих с территориальными органами МВД России. Например, в Федеральном законе от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [8], в Федеральном законе от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» [9], в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [10] и других, принципы: взаимодействия и сотрудничества, использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем, не закреплены.
Таким образом, закрепление в законодательных актах принципов организации деятельности территориальных органов МВД России: взаимодействия и сотрудничества, использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем, определяет территориальный орган МВД России как главенствующее подразделение при организации межведомственного информационного взаимодействия с другими территориальными федеральными органами государственной власти. Отсутствие указанных принципов в основополагающих федеральных законах, определяющих основы деятельности взаимодействующих территориальных федеральных органов государственной власти, указывает законодательным органам Российской Федерации на необходимость внесения соответствующих изменений.
Межведомственное информационное взаимодействие в настоящий момент является приоритетной основой в деятельности территориальных федеральных органов государственной власти и подлежит законодательному закреплению как принцип исполнения возложенных на них задач. Данное условие подтверждается принимаемыми решениями Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации о стратегическом развитии России на срочном и долгосрочном периоде планирования: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [11], который определяет цифровую трансформацию (п. 1) как одну из четырех национальных целей прорывного развития Российской Федерации на период до 2030 года. Однако, в данном Указе вопросы организации межведомственного информационного взаимодействия в прямой постановке не сформулированы.
В рамках реализации национальной цели «Цифровая трансформация» достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и государственного управления в России проводится в жизнь Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 № 1646 [12], в том числе закреплены вопросы организации межведомственного информационного взаимодействия и совместного использования ведомственных информационных систем.
В ходе исследования теоретических (законодательных, нормативных) проблем организации межведомственного информационного взаимодействия территориального органа МВД России в современных условиях цифровой трансформации установлено, что в разработанном, во исполнение указанного Постановления Правительства Российской Федерации, распоряжении МВД России от 18.03.2025 № 1/3318, утвердившем Ведомственную программу цифровой трансформации МВД России на 2025 год и плановый период 2026 – 2027 годов, межведомственному информационному взаимодействию отведена незначительная часть. Так, межведомственное информационное взаимодействие в территориальном органе МВД России, при выполнении ведомственной программы цифровой трансформации, реализуется в процессе осуществления мероприятий:
- развитие и эксплуатация ведомственного сегмента государственной информационной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 813;
- развитие информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Госавтоинспеции;
- развитие и эксплуатация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры МВД России;
- мероприятия с Федеральной службой безопасности Российской Федерации (Национальным координационным центром по компьютерным инцидентам) в области обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты.
В качестве предложений по совершенствованию организации межведомственного информационного взаимодействия территориального органа МВД России при выполнении ведомственной программы цифровой трансформации считаем необходимо его целенаправленно использовать при реализации следующих мероприятий:
- создание системы эффективного противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- увеличение предоставления массовых социально значимых государственных услуг территориальными органами МВД России;
- увеличение доли в процентном соотношении использования российского программного обеспечения в системе МВД России;
- формирование рынка данных, их активное вовлечение в хозяйственный оборот, хранение, обмен и защита в системе МВД России.
На основании изложенного, в целях усовершенствования нормативного обеспечения организации межведомственного информационного взаимодействия территориального органа МВД России необходимо учесть данное направление оперативно-служебной деятельности как основополагающее при утверждении ведомственной программы цифровой трансформации МВД России на 2026 год и следующий плановый период. Также целесообразно внести соответствующие дополнения в части закрепления межведомственного информационного взаимодействия в программах федеральных органов государственной власти взаимодействующих с территориальными органами МВД России.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)