Экономический анализ затрат базируется на системе потоков нормативно-плановых, статистических, бухгалтерских, оперативных сведений, а также первичной документации и информации специализированных форм. При этом информационный поток в целом направлен на получение итоговой информации: о результатах многовариантных расчетов; об оценках влияния различных факторов на величину затрат и себестоимости; о динамике, размахе и отклонении этих величин.
В табл. 1 представлена систематизированная информация относительно учетно-аналитического обеспечения, необходимого для анализа затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Таблица 1
Учетно-аналитическое обеспечение анализа себестоимости продукции
Группы источников информации |
Источники информации |
---|---|
Нормативно-плановая документация |
Бизнес-план и расчеты к нему Сметы: затрат на производство; себестоимости реализованной продукции; прямых материальных затрат; расходов на оплату труда; накладных расходов Плановые (нормативные) калькуляции себестоимости единицы продукции Нормативы по видам затрат Ценники; данные о ставках и тарифах на услуги |
Учетные источники информации |
Бухгалтерская: Отчет о финансовых результатах, разд. «Расходы по обычным видам деятельности», формы «Пояснения к бухгалтерскому балансу», форма 9-АПК, «Отчет о затратах на производство, себестоимости и реализации продукции растениеводства»; форма № 5 АПК «Сведения о численности и заработной плате работников» и др.; формы 1С: Отчетность о себестоимости, Калькуляции себестоимости продукции; Регистры бухгалтерского учета (ж/о 10,12,14,15); Данные аналитического учета по счетам затрат (сч. 20,23,25,26,28,29); Первичные документы, отражающие затраты (наряд-заказы, данные табельного учета и т.д.) Данные управленческого учета |
Внеучетные источники информации |
Акты инвентаризаций, ревизий и иных проверок. Отчеты аудиторов; статистическая информация, данные других предприятий, материалы публикаций. Объяснительные записки |
Деловая итоговая информация |
Отбор и концентрация учетной, отчетной и другой информации Вторичная расчетная аналитическая информация Расчеты и оценка факторных и результативных показателей Рейтинговые оценки. Документы оформления результатов анализа. Бестекстовый анализ на основе систематизированной информации. Графики, диаграммы и т.п. |
Условно, учетно-аналитическое обеспечение анализа затрат и калькулирования себестоимости продукции можно сгруппировать по четырем основным направлениям:
- нормативно-плановая документация;
- учетные источники информации;
- внеучетные источники информации;
- деловая итоговая информация.
Одной из составляющих, определяющих качество учетно-аналитического обеспечения анализа затрат и калькулирования себестоимости, является достоверная, систематизированная информация относительно затрат на производство продукции. В частности, для принятия управленческих решений, возникает необходимость применения экономически обоснованной классификации затрат по определенным признакам. Классификация затрат имеет важное значение для совершенствования управленческого учета, планирования, выявления путей и резервов снижения себестоимости продукции. Для целей финансового учета в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» по экономическим элементам затраты на производство делятся на [6]:
- материальные (за вычетом стоимости возвратных отходов);
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
Следует отметить, что перечни экономических элементов затрат в нормативных документах по бухгалтерскому учету и налогообложению не совпадают. В Налоговом Кодексе РФ (гл. 25, ст. 252) расходы группируются по четырем элементам [1]:
- материальные расходы;
- расходы на оплату труда;
- суммы начисленной амортизации;
- прочие расходы.
Предприятия, работающие в условиях рыночной конкуренции, не могут ограничиться группировкой затрат по элементам, предусмотренной финансовым и налоговым учетом. Для обеспечения роста прибыльности и рентабельности производства путем контроллинга затрат, необходима реорганизация работы бухгалтерских подразделений путем выделения бухгалтеров, занимающихся контроллингом затрат на производство продукции. В рамках такой системы затраты на производство будут учитываться следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Классификации затрат на производство в целях контроллинга
Финансовый учет |
Налоговый учет |
Управленческий учет |
---|---|---|
Материальные затраты |
Материальные расходы |
Основные и накладные |
Затраты на оплату труда |
Расходы на оплату труда |
Прямые и косвенные |
Отчисления на социальные нужды |
Суммы начисленной амортизации |
Входящие и истекшие |
Амортизация |
Прочие расходы |
Отчетного периода и включённые в себестоимость и проч. |
Прочие затраты |
В рамках контроллинга затрат и калькулирования готовой продукции руководство организации самостоятельно принимает решение, в каких разрезах классифицировать затраты на производство. Универсальной системы классификации затрат подходящей любой организации не существует, так как все предприятия отличаются размерами, особенностями технологии, техники и организации производства, номенклатурой, возможностями организации учета, а также целями управленческого учета затрат.
В системе контроллинга больше внимания уделяется оценке обоснованности затрат, поиску причинно-следственных связей между затратами и результатами, разграничению уровня ответственности за расходы и доходы. При этом по местам возникновения затрат и центрам ответственности учитывают не только затраты, но и объем выпуска продукции и услуг (объем продаж), производительность труда, финансовые результаты и т.д. Данные о затратах и результатах группируют по местам их возникновения и центрам ответственности уже на стадии планирования с использованием одной и той же методики распределения затрат, способов оценки активов и списания их стоимости, что необходимо для сопоставимости отчетных и плановых показателей.
Органическое соединение управленческих процессов в системе контроллинга проявляется и в том, что в контроллинге участвует каждый сотрудник в рамках его компетенции и поставленных перед ним задач. При этом функции организации, координации и методического обеспечения такой работы возложены на службу контроллинга.
На наш взгляд, интеграция управленческих функций не должна идти путем расчленения единой системы бухгалтерского учета и выделения из нее отдельных объектов, таких как затраты, доходы, результаты и др. Данные единого бухгалтерского учета должны входить в информационную систему контроллинга наряду с нормативной, плановой, маркетинговой и другой информацией, обеспечивая любые потребности управленческих служб в достоверных и полных сведениях об управляемом объекте, необходимых для качественного выполнения управленческих функций.