Главная
АИ #46 (281)
Статьи журнала АИ #46 (281)
Особенности процесса развития интеллектуальных и творческих способностей детей-д...

Особенности процесса развития интеллектуальных и творческих способностей детей-дошкольников посредством игровых технологий В. В. Воскобовича

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

процесс развития
интеллектуальные и творческие способности
дети-дошкольники
игровые технологии В. В. Воскобовича

Аннотация статьи

В статье описывается организация процесса развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольников посредством игровых технологий В. В. Воскобовича, а также представлены этапы работы над развитием данных способностей из личной практики.

Текст статьи

Процесс полноценного развития интеллектуальных и творческих способностей детей-дошкольников в современном педагогическом процессе остаётся актуальным. В современной практике образовательного процесса остро намечена необходимость развития творчества, креативности и интеллекта у детей дошкольного возраста, который является активным периодом для развития и формирования данных способностей.

Развитие творческих способностей в жизни детей дошкольников играют большую роль для детей с нужным уровнем развития интеллекта и креативности характерно уверенность в себе успешность обучения в школе.

Высокий уровень развития данных способностей будет успешен при проявлении интереса к чему-то новому и необычному [1].

Развитие интеллектуальных способностей также важно для детей-дошкольников, которые включают в себя не только навыки готовности к обучению в школе, но и психологическую готовность детей к школьному обучению, а также развитие познавательных процессов и произвольных мыслительных операций.

Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе игры происходит развитие познавательной сферы, физического развития, образного мышления и воображения, развитие речи и мотивационной сферы, развитие нравственных качеств, развитие и коррекция эмоциональной сферы.

Всестороннее развитие детей-дошкольников нужно осуществлять только посредством игровой деятельности, в результате которой у них формируется воображение и символическая функция познания, приобретается опыт общения со сверстниками, развиваются нравственные ценности и правила поведения. Для осуществления процесса развития данных способностей широко применяются игровые технологии [1].

В практике своей педагогической деятельности для организации процесса развития интеллектуальных и творческих способностей детей-дошкольников мы используем игровые технологии В. В. Воскобовича, которые направлены на организацию развивающего обучения, включающего тренировку и развитие видов умственной деятельности детей дошкольников. В организации данного процесса задача воспитателей состоит в побуждении интеллекта творческой активности детей-дошкольников, в развитии фантазии и воображения, ведь наличие интеллектуальных и творческих способностей играет важную роль в формировании личности ребёнка [2].

Процесс развития интеллектуальных и творческих способностей детей-дошкольников посредством игровых технологий В. В. Воскобовича, мы построили в три этапа. В таблице, приведенной ниже, дано описание каждого этапа с указанием использованных игровых технологий В. В. Воскобовича.

Таблица

Процесс развития интеллектуальных и творческих способностей детей-дошкольников

Этап 1 (средний дошкольный возраст)

На данном этапе, при помощи обследовательских действий знакомились с цветом, формой, усваивали некоторые представления. В данном возрасте дети осваивали такие игры, как «Двуцветный квадрат», «Чудо-головоломки», «Игровизор», «Ларчик», «Математические корзинки», «Шнур-затейник», «Кораблик Плюх-Плюх», «Елочка».

В группу поочередно вносятся игры, обговаривается название игры, но без объяснения, как в нее играть, предоставляя возможность детям самим придумать правила игры, применить свое творческое воображение.

Этап 2 (старший дошкольный возраст)

На данном этапе дети учились с помощью образов запоминать понятия, символы. В старшей группе, кроме игр, которые использовались в средней, дети познакомились с «Прозрачными буквами», «Прозрачным квадратом», «Прозрачными цифрами» и т. д.

На этом этапе дети знакомились с основными приемами, приобрели навыки конструирования, пробовали выполнять задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. Совершенствование игровых умений и навыков происходило в самостоятельной и совместной с детьми и воспитателем творческой деятельности.

Этап 3 (подготовительная группа)

На этом этапе дети знакомятся с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, сложение, трансформация, планирование своих действий, постоянное усложнение игр позволило мне поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.

На этом этапе больше уделялось внимания развитию творчества и самостоятельности. Детям давалась возможность изобретать игровые задания и упражнения, придумывать и конструировать предметные формы, составлять к ним схемы.

При реализации каждого этапа работы, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей-дошкольников посредством игровых технологий В. В. Воскобовича, мы старались организовать творческую атмосферу, которая включала в себя поощрение и поддержку детской инициативы, принятие и рассмотрение каждого предложения от детей.

Таким образом, игровые технологии В. В. Воскобовича предоставляют возможность для развития творческой и интеллектуальной деятельности, а также для самореализации личности; создают условия для активного вовлечения в образовательный процесс и достижения высоких результатов в интеллектуальном и творческом развитии.

Список литературы

  1. Воскобович В. Технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. URL.: https://infourok.ru/statya-igrovaya-tehnologiya-intellektualno-tvorcheskogo- razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-let-vvoskobovicha-3902650.html.
  2. Руппель Н.В., Зотьева С.А., Коноплева А.В. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича // Молодой ученый. – 2023. – № 12.6. 102- – URL https://moluch.ru/archive/116/31988/.

Поделиться

27

Сотникова Н. П., Гребенюк И. А., Лубинец О. А. Особенности процесса развития интеллектуальных и творческих способностей детей-дошкольников посредством игровых технологий В. В. Воскобовича // Актуальные исследования. 2025. №46 (281). URL: https://apni.ru/article/13590-osobennosti-processa-razvitiya-intellektualnyh-i-tvorcheskih-sposobnostej-detej-doshkolnikov-posredstvom-igrovyh-tehnologij-v-v-voskobovicha

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (282)

Прием материалов

22 ноября - 28 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

3 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря