В истории европейской правовой мысли начала XX века особое место занимает швейцарский ученый Э. Роген. Его масштабный труд «La Science Juridique Pure» («Чистая юридическая наука») в 3 томах [3; 4; 5, с. 506-968] ознаменовал появление одной из наиболее последовательных и оригинальных аналитических концепций права своего времени. Выдвинутая Э. Рогеном программа была направлена на радикальное «очищение» юридической науки от всех внешних по отношению к праву элементов – морали, политики, социологии и истории. В этом стремлении он видел путь к превращению правоведения в строгую дисциплину, изучающую право, как замкнутую систему норм и логических связей.
Разрабатывая свою теорию, Э. Роген выступал как яркий представитель аналитической традиции, для которой первостепенное значение имеет внутренняя структура права и логика его построения. Его учение стало самобытным и весомым вкладом в развитие франкоязычной юридической мысли, предложив ей альтернативу и спекулятивным философским подходам, и историческому редукционизму, и заложив основы для системного, формально-догматического анализа правовых явлений.
Правовые воззрения Э. Рогена раскрываются через ряд взаимосвязанных тем, демонстрирующих своеобразие его вклада в аналитическую юриспруденцию. Центральным для его творчества является диалектическое единство двух направлений изысканий: «чистой юридической науки» (la science juridique pure) и позитивного (действующего) законодательства. Как отмечает сам учёный, его ранний труд «Правовая норма» (1889) был посвящён разработке именно «чистого» правоведения, однако в последующие два десятилетия он сознательно погрузился в изучение конкретных правовых институтов, углубившись в сравнительное гражданское право и международное частное право. Этот переход означал не отказ от первоначальной теории, но, напротив, стремление проверить и обогатить её, отыскав применение доктринам «чистой науки» в плотной материи действующего права.
Его правопонимание, как особая версия аналитической юриспруденции, проявляется здесь с полной отчётливостью. Для Э. Рогена «чистая наука» служит незаменимым методологическим фундаментом для ориентации в многообразии позитивных законодательств. Он усматривал её задачу в выявлении основополагающих, логически мыслимых структур права, абстрагированных от исторически сложившихся конкретных установлений. Наглядной иллюстрацией служит его удовлетворение от того, что разработанное в рамках «чистой науки» «великое различение прав и исков на абсолютные (вещные) и относительные (личные)» позволило ему с блеском проанализировать и систематизировать обширную судебную практику по швейцарскому федеральному законодательству. Следовательно, его аналитическая концепция представляет собой не отвлечённую схоластику, но рабочий инструмент для упорядочивания и критического осмысления правового материала, позволяющий отличать подлинные правовые конструкции от «ошибочных теорий, противных самой природе вещей», таких, как учение о «юридическом лице наследства, лишённом человеческого субъекта».
Существенным сюжетом является также органичное сочетание «чистой науки» и сравнительного правоведения. Разработанная Э. Рогеном методика сравнения – не по государствам или доктринам, а по отдельным правовым проблемам и спектру их возможных законодательных решений – напрямую направлялась «чистой наукой». Именно она задавала систему координат, позволяющую увидеть за многообразием национальных решений универсальные логические варианты. В свою очередь, сравнительное право предоставляло «чистой науке» неисчерпаемый эмпирический материал для её построений.
Наконец, важной темой является осознание Э. Рогеном пределов сугубо аналитического подхода. Его углубление в сравнительное право и социальные основания законодательств привело его к убеждённости, что право, будучи «формальным и внешним» аспектом, представляет собой лишь одну грань человеческих взаимоотношений. Он приходит к выводу, что не существует общественных отношений, которые были бы исключительно юридическими, и что для полноценного понимания права правовед должен обращаться к социологии и рассматривать общество целостно. Это расширение горизонта, вдохновлённое, в частности, его коллегой В. Парето [1], а также его глубокая озабоченность социально-политическим распадом Европы, показывают, что его аналитическая концепция, оставаясь строгой в методологическом отношении, существовала в контексте широкого и тревожного мировоззрения, провидевшего грядущие мировые катаклизмы [2, с. 10].
Центральным предметом размышлений учёного является определение сущности и методологических основ «чистой юридической науки» (la science juridique pure). Он последовательно отстаивает её статус как строгой дисциплины, призванной выявить постоянные, неизменные элементы права и дедуктивно вывести логические следствия из определённых предпосылок, заимствованных как из позитивного законодательства, так и из творческого воображения исследователя. Э. Роген подчёркивает, что эта наука имеет объективный характер, а её выводы, будучи универсальными истинами, сами по себе не содержат оценочных суждений о достоинствах или недостатках правовых институтов. В этом заключается её принципиальное отличие от социологии, истории или субъективной критики права. Учёный настаивает на строгом разграничении этих сфер интеллектуальной деятельности, считая такое разграничение обязательным условием научного прогресса в юриспруденции.
Значительное место занимает тема взаимосвязи «чистой науки» с другими областями знания – прежде всего с логикой и социологией. Э. Роген прямо заявляет, что «чистая юридическая наука» по своей сути есть не что иное, как логика, применённая к анализу и системному построению права. Работа над социологическими и логическими исследованиями, вызванными потрясениями Первой мировой войны, оказала заметное влияние на его методологию, позволив углубить и сделать более отточенными логические основания юридической теории. При этом, несмотря на глубокий личный интерес к социологии, в рамках правового учения он сознательно избегает социологических соображений, чтобы сохранить «чистоту» метода.
Правопонимание Э. Рогена предстаёт как целостная и стройная аналитическая концепция, нацеленная на выявление универсальной логической структуры права через призму фундаментального двусубъектного правоотношения. Его учение представляет собой не просто систематизацию, но философско-методологическое обоснование юридического знания как самостоятельной и самоценной формы научного познания, что и составляет его оригинальный вклад в европейскую правовую мысль начала XX столетия.
Таким образом, правопонимание Э. Рогена характеризуется как важный этап в развитии аналитической концепции права, ориентированный на формально-логический анализ правовых структур, очищенный от субъективных оценок, исторических случайностей и общественно-политических влияний. Его подход направлен на создание строгой, систематизированной науки о праве, основанной на логической дедукции и анализе фундаментальных юридических концепций, что отражает стремление к объективности и универсальности в юриспруденции и представляет собой существенное обогащение аналитической традиции в правоведении.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)