Главная
АИ #46 (281)
Статьи журнала АИ #46 (281)
Система и логика в праве: вклад Э. Рогена в развитие аналитической юриспруденции

Система и логика в праве: вклад Э. Рогена в развитие аналитической юриспруденции

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

Э. Роген
чистая юридическая наука
аналитическая юриспруденция
философия права
правопонимание
методология права
сравнительное правоведение
логика права
догматика права
европейская правовая мысль

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу оригинальной правовой концепции швейцарского учёного Э. Рогена, ключевой фигуры европейской юридической мысли начала XX века. Центральное место в его творчестве занимает проект «чистой юридической науки» (la science juridique pure), изложенный в трёхтомном труде. Целью Э. Рогена было очищение правоведения от элементов морали, политики, социологии и истории для превращения его в строгую дисциплину, изучающую право, как замкнутую систему норм и логических связей. В статье раскрывается диалектическое единство «чистой науки» и исследования позитивного законодательства, которое Э. Роген рассматривал как методологический фундамент для системного анализа правового материала. Показано, что его теория, будучи последовательно аналитической и нацеленной на выявление универсальных логических структур, не была схоластической, а служила практическим инструментом для сравнительного правоведения. Несмотря на методологический ригоризм, Э. Роген осознавал пределы сугубо формального подхода, признавая необходимость социологического контекста для целостного понимания права. Его вклад заключается в философско-методологическом обосновании юридического знания как самостоятельной научной дисциплины.

Текст статьи

В истории европейской правовой мысли начала XX века особое место занимает швейцарский ученый Э. Роген. Его масштабный труд «La Science Juridique Pure» («Чистая юридическая наука») в 3 томах [3; 4; 5, с. 506-968] ознаменовал появление одной из наиболее последовательных и оригинальных аналитических концепций права своего времени. Выдвинутая Э. Рогеном программа была направлена на радикальное «очищение» юридической науки от всех внешних по отношению к праву элементов – морали, политики, социологии и истории. В этом стремлении он видел путь к превращению правоведения в строгую дисциплину, изучающую право, как замкнутую систему норм и логических связей.

Разрабатывая свою теорию, Э. Роген выступал как яркий представитель аналитической традиции, для которой первостепенное значение имеет внутренняя структура права и логика его построения. Его учение стало самобытным и весомым вкладом в развитие франкоязычной юридической мысли, предложив ей альтернативу и спекулятивным философским подходам, и историческому редукционизму, и заложив основы для системного, формально-догматического анализа правовых явлений.

Правовые воззрения Э. Рогена раскрываются через ряд взаимосвязанных тем, демонстрирующих своеобразие его вклада в аналитическую юриспруденцию. Центральным для его творчества является диалектическое единство двух направлений изысканий: «чистой юридической науки» (la science juridique pure) и позитивного (действующего) законодательства. Как отмечает сам учёный, его ранний труд «Правовая норма» (1889) был посвящён разработке именно «чистого» правоведения, однако в последующие два десятилетия он сознательно погрузился в изучение конкретных правовых институтов, углубившись в сравнительное гражданское право и международное частное право. Этот переход означал не отказ от первоначальной теории, но, напротив, стремление проверить и обогатить её, отыскав применение доктринам «чистой науки» в плотной материи действующего права.

Его правопонимание, как особая версия аналитической юриспруденции, проявляется здесь с полной отчётливостью. Для Э. Рогена «чистая наука» служит незаменимым методологическим фундаментом для ориентации в многообразии позитивных законодательств. Он усматривал её задачу в выявлении основополагающих, логически мыслимых структур права, абстрагированных от исторически сложившихся конкретных установлений. Наглядной иллюстрацией служит его удовлетворение от того, что разработанное в рамках «чистой науки» «великое различение прав и исков на абсолютные (вещные) и относительные (личные)» позволило ему с блеском проанализировать и систематизировать обширную судебную практику по швейцарскому федеральному законодательству. Следовательно, его аналитическая концепция представляет собой не отвлечённую схоластику, но рабочий инструмент для упорядочивания и критического осмысления правового материала, позволяющий отличать подлинные правовые конструкции от «ошибочных теорий, противных самой природе вещей», таких, как учение о «юридическом лице наследства, лишённом человеческого субъекта».

Существенным сюжетом является также органичное сочетание «чистой науки» и сравнительного правоведения. Разработанная Э. Рогеном методика сравнения – не по государствам или доктринам, а по отдельным правовым проблемам и спектру их возможных законодательных решений – напрямую направлялась «чистой наукой». Именно она задавала систему координат, позволяющую увидеть за многообразием национальных решений универсальные логические варианты. В свою очередь, сравнительное право предоставляло «чистой науке» неисчерпаемый эмпирический материал для её построений.

Наконец, важной темой является осознание Э. Рогеном пределов сугубо аналитического подхода. Его углубление в сравнительное право и социальные основания законодательств привело его к убеждённости, что право, будучи «формальным и внешним» аспектом, представляет собой лишь одну грань человеческих взаимоотношений. Он приходит к выводу, что не существует общественных отношений, которые были бы исключительно юридическими, и что для полноценного понимания права правовед должен обращаться к социологии и рассматривать общество целостно. Это расширение горизонта, вдохновлённое, в частности, его коллегой В. Парето [1], а также его глубокая озабоченность социально-политическим распадом Европы, показывают, что его аналитическая концепция, оставаясь строгой в методологическом отношении, существовала в контексте широкого и тревожного мировоззрения, провидевшего грядущие мировые катаклизмы [2, с. 10].

Центральным предметом размышлений учёного является определение сущности и методологических основ «чистой юридической науки» (la science juridique pure). Он последовательно отстаивает её статус как строгой дисциплины, призванной выявить постоянные, неизменные элементы права и дедуктивно вывести логические следствия из определённых предпосылок, заимствованных как из позитивного законодательства, так и из творческого воображения исследователя. Э. Роген подчёркивает, что эта наука имеет объективный характер, а её выводы, будучи универсальными истинами, сами по себе не содержат оценочных суждений о достоинствах или недостатках правовых институтов. В этом заключается её принципиальное отличие от социологии, истории или субъективной критики права. Учёный настаивает на строгом разграничении этих сфер интеллектуальной деятельности, считая такое разграничение обязательным условием научного прогресса в юриспруденции.

Значительное место занимает тема взаимосвязи «чистой науки» с другими областями знания – прежде всего с логикой и социологией. Э. Роген прямо заявляет, что «чистая юридическая наука» по своей сути есть не что иное, как логика, применённая к анализу и системному построению права. Работа над социологическими и логическими исследованиями, вызванными потрясениями Первой мировой войны, оказала заметное влияние на его методологию, позволив углубить и сделать более отточенными логические основания юридической теории. При этом, несмотря на глубокий личный интерес к социологии, в рамках правового учения он сознательно избегает социологических соображений, чтобы сохранить «чистоту» метода.

Правопонимание Э. Рогена предстаёт как целостная и стройная аналитическая концепция, нацеленная на выявление универсальной логической структуры права через призму фундаментального двусубъектного правоотношения. Его учение представляет собой не просто систематизацию, но философско-методологическое обоснование юридического знания как самостоятельной и самоценной формы научного познания, что и составляет его оригинальный вклад в европейскую правовую мысль начала XX столетия.

Таким образом, правопонимание Э. Рогена характеризуется как важный этап в развитии аналитической концепции права, ориентированный на формально-логический анализ правовых структур, очищенный от субъективных оценок, исторических случайностей и общественно-политических влияний. Его подход направлен на создание строгой, систематизированной науки о праве, основанной на логической дедукции и анализе фундаментальных юридических концепций, что отражает стремление к объективности и универсальности в юриспруденции и представляет собой существенное обогащение аналитической традиции в правоведении.

Список литературы

  1. Pareto V. Trattato di sociologia generale. Vol. 1 / V. Pareto. – 2. ediz. – Firenze: G. Barbèra, 1923. – CXVII, 431 p.
  2. Roguin E. La règle de droit / E. Roguin. – Lausanne: F. Rouge, 1889. – 128 p.
  3. Roguin E. La science juridique pure. T. 1 / E. Roguin. – Paris: Librairie Générale de Droit & de Jurisprudence, 1923. – XXIII, 611 p.
  4. Roguin E. La science juridique pure. T. 2 / E. Roguin. – Paris: Librairie Générale de Droit & de Jurisprudence, 1923. – 502, VI p.
  5. Roguin E. La science juridique pure. T. 3 / E. Roguin. – Paris: Librairie Générale de Droit & de Jurisprudence, 1923. – P. 506-968, VII p.

Поделиться

16

Груздев Л. В. Система и логика в праве: вклад Э. Рогена в развитие аналитической юриспруденции // Актуальные исследования. 2025. №46 (281). URL: https://apni.ru/article/13592-sistema-i-logika-v-prave-vklad-e-rogena-v-razvitie-analiticheskoj-yurisprudencii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (282)

Прием материалов

22 ноября - 28 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

3 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря