Старший дошкольный возраст для ребенка является переломным. Он заканчивается тогда, когда ребенок вступает в школьную жизнь. И у ребенка начинается уже совсем другая функциональная деятельность. Переход к этой новой жизни, новым отношениям со взрослыми и сверстниками, определяется тем, как дети готовы к нему физически и нравственно. Это сложно здоровым детям. А как приспособиться к школьной жизни детям, у которых ограничены возможности здоровья? Многие из них просто в силу наличия этих ограничений не могут вести активный образ жизни, из-за чего лишаются общения со сверстниками. Если у дошкольников уже наблюдаются нарушения состояния здоровья, то это повод вести с ними систематическую коррекционную работу. Детей данной категории трудно, но возможно научить играть в подвижные игры, выполнять несложные физические упражнения. Но очень сложно убедить их постоянно заниматься физкультурой, а для этого поддерживать интерес к спортивным занятиям, которые должны помочь им победить себя в дальнейшей жизни. Для детей с ограниченными возможностями здоровья физические упражнения – это не только область работы с телом, но и в первую очередь «работа с духом» ребенка, его внутренним миром. Сегодня все современные здоровые дети испытывают нехватку двигательной активности. Диагностика показывает, что количество активных движений, производимых ими в течение дня, не соответствует возрастной норме. Родители отмечают, что, придя из детского сада домой, дети оставшуюся часть времени сидят у телевизора, у компьютера, играют в тихие игры, так как дома им прыгать и бегать не разрешают. Такое времяпровождение не уменьшает статическую нагрузку на определенные группы мышц, что, естественно, вызывает их утомление. Поэтому именно в детском саду необходимо поддерживать интерес к активным занятиям и дома – так как наличие этого интереса является одним из проявлений сложных процессов мотивационной сферы ребенка. По отношению же к детям, имеющим отклонения в физическом развитии, мотивация должна быть усилена во много раз, так как основной проблемой детей с ОВЗ является отсутствие совсем или очень низкий интерес к физкультурным занятиям. В большей степени это обусловлено самими взрослыми, которые сдерживают ребенка, тем самым убеждая его в том, что он не такой как все.
Занятия адаптивной физкультурой часто сводятся лишь к уменьшению физической нагрузки по сравнению со здоровыми детьми, что не усиливает уровень мотивации к саморазвитию. Существующая на данный момент система физического развития детей с ОВЗ не учитывает конкретных условий, не предусматривает индивидуального подхода к детям в соответствии с их возможностями здоровья, что, естественно, не формирует устойчивого интереса к физкультурным занятиям. Многократные наблюдения за детьми с ОВЗ показали, что важнейшим фактором для начала занятия физическими упражнениями является мотив. Мы заметили, что на первом месте у детей этой категории стоит непосредственное получение положительных эмоций от занятий, а не показ высоких результатов. Выполнение упражнений для такого ребенка не должно быть связано с принуждением, и, если какой-то род деятельности не подходит конкретному ребенку, лучше его заменить на тот, что принесет ему удовольствие.
Таким образом, мы пришли к выводу, что в результате систематического использования определенных действий, приносящих ребенку удовольствие, формируются привычки, выработка которых состоит из целого ряд этапов, каждый из которых должен быть организационно и методически обеспечен педагогическими условиями дошкольного воспитания.
На наш взгляд, этап первый заключается в возможности сформировать положительное отношение к физической культуре, как определенному роду занятий. С первых дней педагог ненавязчиво подчеркивает, какую положительную роль играют физические упражнения в развитии детей и как укрепляют их здоровье. На втором этапе идет формирование у детей настоятельной потребности в занятиях физической культурой. Это может быть и ежедневная зарядка, и подвижные игры, и многое другое. Когда это желание у детей с ОВЗ хотя бы частично будет сформировано, учитель может переходить к следующей ступени. На третьем этапе дети уже должны самостоятельно заниматься физической культурой. Именно этот этап самый сложный, так как для самостоятельного выполнения физических упражнений необходимо создание определенных условий. Прежде всего это приобретение родителями необходимого спортивного инвентаря, часто дорогостоящего, разучивание индивидуального комплекса упражнений, которые дети должны будут выполнять дома. И только на четвертом этапе работы возможно превращение желания школьников самостоятельно и регулярно заниматься физическими упражнениями в привычку. Согласно психологическим особенностям детей с ОВЗ, регулярное, самостоятельное выполнение ими физических упражнений сопряжено со значительными трудностями. Ребенок может несколько раз сделать упражнения, но потом это ему надоест, и он займется чем-то более интересным, причем оправданий этой замене найдет множество, включая «защитные мотивировки»: «и без этих упражнений можно обойтись, мне больно, мне нельзя много заниматься» и т. п. Поэтому большая роль в мотивировании детей с ОВЗ к систематичным занятиям отводится родителям. Воспитание потребности к физическим упражнениям закладывается в семье. Дети, родители которых понимают и принимают важность физического воспитания в жизни их ребенка, скорее всего, приучат его к регулярным физическим занятиям. Если ребенок с малых лет выполняет несложные двигательные упражнения (такие, как утренняя гимнастика, походы пешком, катание на роликах, велосипеде и. т. п.), то он гораздо быстрее адаптируется к школьной жизни и не испытывает дискомфорта из-за ограничений в здоровье. Проведенное анкетирование родителей показало, что не все родители знают, как мотивировать ребенка с ОВЗ к регулярным занятиям физической культурой. В процессе работы мы разработали практическое консультирование родителей по воспитанию интереса к занятиям физической культурой у детей с ОВЗ с целью формирования у них стойкой потребности к самостоятельным занятиям физической культурой. Кроме того, были созданы индивидуальные комплексы упражнений с музыкальным сопровождением, подвижные игры для детей с ОВЗ, с учетом вида ограничений, упражнения с различными предметами, проведено анкетирование родителей и детей по эффективности этих комплексов. При создании комплексов особое внимание мы уделяем подвижным играм, которые «являются и формой организации, и методом проведения физкультурного занятия».
Результаты последующих исследований показали, что разработанные нами формы и методы организации работы по мотивации детей к занятиям физической культурой у детей с ОВЗ достаточно эффективны.
Однако, хочется отметить, что проблема формирования интереса к занятиям физической культурой не может быть успешно решена только одними комплексами методов и приёмов физического развития. «Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном физическом развитии, повышении интереса можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семье».
Дети с ОВЗ нуждаются в гармоничном развитии духовного и физического начал чему также способствуют занятия физической культурой. Приобретение этих знаний меняет отношение детей и родителей к физической культуре и спорту, побуждая их быть хорошо физически развитыми, несмотря на наличие ограничений в здоровье.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)