Главная
АИ #47 (282)
Статьи журнала АИ #47 (282)
Российско-американские отношения в первый срок правления Д. Трампа (2017–2021 гг...

Российско-американские отношения в первый срок правления Д. Трампа (2017–2021 гг.): между ожиданиями и реальностью

Рубрика

Политология

Ключевые слова

Российско-американские отношения
Дональд Трамп
санкции
стратегическая стабильность
дипломатия
неореализм
конструктивизм

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу российско-американских отношений в период первого президентского срока Дональда Трампа (2017–2021 гг.). Автор исследует противоречие между первоначальными ожиданиями улучшения двусторонних отношений, основанными на предвыборных заявлениях Трампа, и их фактическим ухудшением к концу его срока. В работе применяется комплексный методологический подход, сочетающий элементы неореализма и конструктивизма, что позволяет рассмотреть структурные и дискурсивные факторы, повлиявшие на динамику отношений. Ключевыми аспектами исследования стали: дипломатические контакты на высшем уровне, санкционная политика США, состояние диалога по стратегической стабильности, региональные конфликты (Сирия, Украина) и роль внутриполитических факторов в США. Автор приходит к выводу, что, несмотря на личную заинтересованность Трампа в диалоге с Россией, структурные ограничения международной системы, давление Конгресса и негативные образы в политическом дискурсе привели к углублению конфронтации. Научная новизна работы заключается в многоуровневом анализе, который учитывает взаимодействие международных и внутриполитических процессов. Практическая значимость исследования связана с выявлением устойчивых барьеров для улучшения отношений, что важно для разработки долгосрочной стратегии. Статья представляет интерес для специалистов в области международных отношений, политологии и истории дипломатии.

Текст статьи

Введение

Приход Дональда Трампа к власти в январе 2017 года породил значительные ожидания потенциального улучшения российско-американских отношений, находившихся в глубоком кризисе после событий 2014 года. Предвыборная риторика Трампа о необходимости «ладить с Россией» и его критика политики предшественников создавали предпосылки для возможной «перезагрузки 2.0» [1, с. 160-178]. Однако к концу его президентского срока двусторонние отношения оказались в худшем состоянии за весь постсоветский период, что позволило экспертам говорить о новой холодной войне [2].

Актуальность исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа факторов, определивших траекторию российско-американских отношений в 2017–2021 годах. Этот период демонстрирует фундаментальное противоречие между личной дипломатией лидера и институциональными ограничениями американской политической системы. Изучение данного кейса важно для понимания структурных причин конфронтации между Россией и США, а также роли внутриполитических факторов в формировании внешней политики.

Цель исследования – провести системный анализ эволюции российско-американских отношений в период первого президентства Д. Трампа через призму ключевых направлений двустороннего взаимодействия. Задачи включают: анализ дипломатических контактов на высшем уровне; изучение динамики санкционной политики; оценку состояния диалога в сфере стратегической стабильности; исследование региональных измерений отношений; выявление роли внутриполитических факторов в формировании курса администрации Трампа.

Методы

Исследование основано на комплексном подходе, сочетающем элементы исторического, сравнительного и системного анализа. В качестве теоретической рамки использованы положения неореализма и конструктивизма в теории международных отношений. Неореалистический подход позволяет объяснить структурные причины конфронтации через призму борьбы за власть и влияние в международной системе [3]. Конструктивистская перспектива акцентирует внимание на роли идей, образов и дискурсов в формировании политики [4].

Источниковая база исследования включает официальные документы (стратегии национальной безопасности, законодательные акты, заявления МИД РФ и Госдепартамента США), материалы ведущих аналитических центров (ИМЭМО РАН, ИСКРАН, Brookings Institution, RAND Corporation), академические публикации российских и западных авторов. Особое внимание уделено анализу закона CAATSA 2017 года [5] и Стратегии национальной безопасности США 2017 года [6], определивших институциональные рамки политики администрации Трампа.

Применен метод триангуляции данных - сопоставление информации из различных источников для обеспечения объективности анализа. Это позволило избежать односторонности и учесть как российскую, так и американскую перспективы происходивших событий.

Результаты

Дипломатические контакты на высшем уровне в период 2017–2021 годов носили эпизодический и противоречивый характер. Первая встреча Трампа и Путина состоялась на полях саммита G20 в Гамбурге 7 июля 2017 года, за ней последовал краткий контакт на саммите АТЭС во Вьетнаме в ноябре 2017 года [7]. Кульминацией личной дипломатии стал полноформатный саммит в Хельсинки 16 июля 2018 года, где лидеры провели более двух часов переговоров тет-а-тет [8]. Однако практических результатов эти встречи не принесли. Более того, саммит в Хельсинки вызвал беспрецедентную критику в США после того, как Трамп публично поставил под сомнение выводы американских спецслужб о российском вмешательстве в выборы 2016 года [9].

Санкционная политика США при администрации Трампа не только не смягчилась, но была значительно ужесточена. Ключевым событием стало принятие в августе 2017 года закона CAATSA, который законодательно закрепил санкции против России и лишил президента возможности единолично их отменять [5]. По подсчетам Brookings Institution, администрация Трампа предприняла 52 конкретных шага санкционного характера против России [10]. Санкции вводились по различным основаниям: за вмешательство в выборы (против ГРУ, «фабрики троллей» и связанных лиц) [11], за агрессию против Украины [12], за применение химического оружия в деле Скрипалей [13], за нарушения прав человека в рамках «Акта Магнитского» [14].

В сфере стратегической стабильности период 2017–2021 годов ознаменовался демонтажем ключевых элементов системы контроля над вооружениями. В 2019 году США официально вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), обвинив Россию в его нарушении [15]. Единственным действующим соглашением остался СНВ-3, который администрация Трампа отказалась продлевать, выдвигая нереалистичное условие присоединения к нему Китая [16]. Параллельно США продолжили укрепление восточного фланга НАТО и начали поставки летального оружия Украине, включая противотанковые комплексы Javelin [17].

Региональные конфликты стали дополнительным источником напряженности. В Сирии, несмотря на действовавшие механизмы деконфликтинга, произошел серьезный инцидент в феврале 2018 года в районе Дейр-эз-Зор, когда американские силы атаковали прорежимные формирования с участием российских наемников из ЧВК «Вагнер» [18]. По украинскому вопросу позиции сторон оставались непримиримыми: США усилили поддержку Киева, Россия продолжала поддерживать сепаратистские образования на Донбассе [19].

Внутриполитические факторы в США оказали определяющее влияние на формирование политики в отношении России. Расследование спецпрокурора Р. Мюллера о российском вмешательстве в выборы 2016 года, продолжавшееся с мая 2017 по апрель 2019 года, создало токсичную атмосферу вокруг любых контактов с Москвой [20]. Конгресс США демонстрировал редкое двухпартийное единство в вопросе ужесточения антироссийского курса [21]. Как отмечает С. Зиглер, «ожидания более примирительной линии не материализовались» из-за институционального сопротивления [22, с. 504-520].

Обсуждение

Анализ собранных данных позволяет выделить ключевое противоречие рассматриваемого периода: между декларируемым Трампом желанием улучшить отношения с Россией и фактическим ухудшением всех аспектов двустороннего взаимодействия. С позиций неореализма этот результат был предопределен структурными факторами международной системы. США и Россия как великие державы находятся в состоянии стратегического соперничества за влияние в ключевых регионах [23]. Вашингтон не мог пойти на признание российской сферы влияния в постсоветском пространстве, так как это противоречило бы обязательствам США перед союзниками по НАТО [24, с. 123-139].

Конструктивистский подход обращает внимание на роль идей и дискурсов. В американском политическом истеблишменте после 2014 года сформировался устойчивый образ России как ревизионистской державы, угрожающей либеральному международному порядку [25, с. 116-132]. Этот образ стал частью американской политической идентичности, что сделало политически невозможными любые уступки Москве [26]. Как отмечает И. Курилла, Россия превратилась в «конституирующего Другого» для американской элиты [27].

Важную роль сыграла специфика американской политической системы с ее системой сдержек и противовесов. Теория двухуровневых игр Р. Патнэма объясняет, почему Трамп не смог реализовать свои намерения: любое движение навстречу Путину на международной арене вело к потерям на внутриполитической арене [28, с. 427-460]. Конгресс через законодательные механизмы (CAATSA) фактически связал руки президенту в российском вопросе.

Сравнение с предыдущими попытками «перезагрузки» показывает определенную цикличность в российско-американских отношениях. Как отмечают Е. Румер и Р. Сокольский, каждая новая администрация США начинает с попыток улучшения отношений, но структурные противоречия приводят к неизбежному разочарованию [29]. Однако случай Трампа уникален тем, что деградация отношений произошла несмотря на личную заинтересованность президента в диалоге с Москвой.

Анализ показывает, что к концу первого срока Трампа был создан негативный задел для будущих отношений. Разрушение договорной базы в сфере контроля над вооружениями, углубление недоверия, институционализация санкций через механизмы Конгресса – все это создало инерцию конфронтации, преодолеть которую будет крайне сложно любой будущей администрации [30].

Заключение

Исследование российско-американских отношений в период первого президентства Д. Трампа выявило фундаментальное противоречие между намерениями политического лидера и структурными ограничениями международной и внутриполитической среды. Несмотря на декларируемое стремление к улучшению отношений с Россией, администрация Трампа объективно продолжила и усилила курс на конфронтацию, заложенный после украинского кризиса 2014 года.

Ключевыми факторами, определившими негативную траекторию отношений, стали: структурное соперничество великих держав за влияние в международной системе; несовместимость стратегических интересов в ключевых регионах; роль Конгресса США и законодательных ограничений; влияние расследования о российском вмешательстве в выборы 2016 года; устойчивость негативных образов и дискурсов в политических элитах обеих стран.

Научная новизна исследования заключается в комплексном многоуровневом анализе, сочетающем различные теоретические подходы и учитывающем взаимодействие международных и внутриполитических факторов. Практическая значимость работы состоит в выявлении структурных ограничений для улучшения российско-американских отношений, которые должны учитываться при выработке долгосрочной стратегии.

Перспективы дальнейших исследований связаны с анализом возможных сценариев трансформации отношений в условиях меняющейся международной системы и потенциального возвращения Д. Трампа в Белый дом. Опыт 2017–2021 годов показывает, что без устранения фундаментальных противоречий в интересах и восприятиях любые попытки «перезагрузки» обречены на провал.

Список литературы

  1. Арбатов А.Г., Арбатова Н.К. Фактор Трампа в российско-американских отношениях // Полис. Политические исследования. 2017. № 3. С. 160-178.
  2. Legvold R. Return to Cold War. Cambridge: Polity Press, 2016. 208 p.
  3. Waltz K.N. Theory of International Politics. Long Grove: Waveland Press, 2010. 251 p.
  4. Wendt A. Social Theory of International Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 429 p.
  5. Countering America's Adversaries Through Sanctions Act (CAATSA), Pub.L. 115–44. Enacted August 2, 2017.
  6. The White House. National Security Strategy of the United States of America. Washington, D.C., December 2017. 68 p.
  7. Kremlin.ru. Meeting with US President Donald Trump. July 7, 2017. URL: http://en.kremlin.ru/events/president/news/55013.
  8. The White House. Remarks by President Trump and President Putin in Joint Press Conference. Helsinki, July 16, 2018.
  9. Abramson A. I Don't See Any Reason Why It Would Be: President Trump Appears to Side with Russia Over U.S. Intelligence // Time. July 16, 2018.
  10. Polyakova A., Letsas F. On the Record: The U.S. Administration's Actions on Russia. Brookings Institution, December 31, 2019.
  11. U.S. Department of Treasury. Treasury Sanctions Russian Cyber Actors for Interference with the 2016 U.S. Elections. March 15, 2018.
  12. U.S. Department of State. Ukraine-/Russia-related Sanctions. 2017–2021.
  13. U.S. Department of State. Second Round of Chemical and Biological Weapons Control Act Sanctions on Russia. August 2019.
  14. U.S. Department of Treasury. Treasury Sanctions Russian Officials Under Global Magnitsky Act. 2017–2020.
  15. U.S. Department of State. U.S. Withdrawal from the INF Treaty on August 2, 2019. Press Statement. August 2, 2019.
  16. Pifer S. New START at 10: Assessing the Past, Looking to the Future. Brookings Institution, April 8, 2020.
  17. U.S. Department of Defense. U.S. Announces Additional Security Assistance to Ukraine. March 2018.
  18. Gibbons-Neff T. How a 4-Hour Battle Between Russian Mercenaries and U.S. Commandos Unfolded in Syria // The New York Times. May 24, 2018.
  19. Charap S., Priebe M. Avoiding a Long War: U.S. Policy and the Trajectory of the Russia-Ukraine Conflict. RAND Corporation, 2023.
  20. U.S. Department of Justice. Report on the Investigation into Russian Interference in the 2016 Presidential Election. Special Counsel R. Mueller III. Washington, D.C., March 2019.
  21. Risch J.E. The Case Against Russia: 2019 Edition. U.S. Senate Committee on Foreign Relations, 2019.
  22. Ziegler C.E. Sanctions in U.S.–Russia Relations // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2020. Т. 20. № 3. P. 504-520.
  23. Mearsheimer J.J. The Tragedy of Great Power Politics. New York: W.W. Norton, 2014. 592 p.
  24. Gvosdev N.K. Permanent Divergence: The Evolution of U.S.-Russia Relations in the Trump Era // The Washington Quarterly. 2018. Vol. 41. No. 4. P. 123-139.
  25. Hill F., Stent A. Putin's Long War: How the Russian President Became a Prisoner of His Own Making // Foreign Affairs. 2022. Vol. 101. No. 5. P. 116-132.
  26. Tsygankov A.P. The Dark Double: US Media, Russia, and the Politics of Values. Oxford: Oxford University Press, 2019. 256 p.
  27. Курилла И. Заклятые друзья. История мнений, фантазий, контактов, взаимо(не)понимания России и США. М.: НЛО, 2018. 424 с.
  28. Putnam R.D. Diplomacy and Domestic Politics: The Logic of Two-Level Games // International Organization. 1988. Vol. 42. No. 3. P. 427-460.
  29. Rumer E., Sokolsky R. Thirty Years of U.S. Policy Toward Russia: Can the Vicious Circle Be Broken? Carnegie Endowment for International Peace, April 21, 2020.
  30. Stent A. Putin's World: Russia Against the West and with the Rest. New York: Twelve Books, 2019. 432 p.

Поделиться

23

Учеватова В. С. Российско-американские отношения в первый срок правления Д. Трампа (2017–2021 гг.): между ожиданиями и реальностью // Актуальные исследования. 2025. №47 (282). URL: https://apni.ru/article/13599-rossijsko-amerikanskie-otnosheniya-v-pervyj-srok-pravleniya-d-trampa-2017-2021-gg-mezhdu-ozhidaniyami-i-realnostyu

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Политология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (282)

Прием материалов

22 ноября - 28 ноября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

3 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря