Музыкально-компьютерные технологии как средство организации культурно-досуговой деятельности подростков в системе дополнительного образования

Музыкально-компьютерные технологии как средство организации культурно-досуговой деятельности подростков в системе дополнительного образования

В статье исследуется роль музыкально-компьютерных технологий формирования духовно-нравственной культуры подростков.

Аннотация статьи
педагог
культура
подростки
музыкально-компьютерные технологии
молодежь
Ключевые слова

О необходимости повышения уровня духовно-нравственной культуры подростков с помощью занятий музыкальным искусством в век тотальной информатизации и погружения современной молодежи в сети Интернета пишут многие ученые и педагоги, отмечая, что задачи психолого-педагогической поддержки современной молодежи, связанные с привлечением ее к музыкальному творчеству «обусловлены весьма актуальными сегодня проблемами в обществе – недостаточно развитой музыкально-художественной культурой детей и их родителей; прагматизмом жизненных позиций, ценностных ориентаций и профессионального выбора молодежи» [4, 5]. Важная роль в решении этой проблемы отводится целенаправленной организации досуговой музыкально-компьютерной деятельности подростков в сфере дополнительного образования, которая способствует развитию у них внутренней духовной культуры и интеллекта, современных универсальных музыкально-компьютерных компетенций, самостоятельности и инициативы, потенциала для творческих достижений и самореализации [6].

Поскольку культурно-досуговая деятельность представляет специфическую активность людей во время досуга, а формы активности, как правило, выбирает сам человек, исходя из своих предпочтений, возможностей и уровня культурного развития, то становится очевидной взаимосвязь духовно-нравственной культуры подростков и их досуговой деятельности. При этом «культура досуга» – это такое проведение человеком свободного времени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполнено социально значимым смыслом и определяется как, одновременно, традиционное и, в то же время, отвечающее современным требованиям общества. Семантически близкое ему понятие «культурно-досуговая деятельность» подчеркивает ее конструктивный характер, высокую социальную и индивидуальную значимость культуры досуга [1, 8] и требует непрерывного научного исследования в области педагогики.

По мнению социологов, к досугу школьников можно отнести свободное времяпровождение, посещение кружков и клубов по интересам, занятие какими-либо видами искусства, самостоятельным или коллективным творчеством, спортом, а также общение со сверстниками. По мнению педагогов, самое главное в досуге – свободный выбор вида деятельности подростком, деликатно направляемый учителем, так как заинтересовать школьника не сложно, но сложно «удержать» его интерес, сформировать мотивацию для увлеченного серьезного занятия искусством, развивающим духовный потенциал. В музыкальной педагогике в этом направлении эффективную роль играют современные музыкально-компьютерные технологии, которые успешно применяются в общеобразовательной школе – как в учебной, так и во внеклассной воспитательной деятельности, и могут также с успехом использоваться в кружках и клубах в сфере дополнительного музыкального образования.

По мнению К. Роджерса, культура личности, не формируется извне, а выстраивается изнутри, на основе внутреннего опыта самого человека. Выдвигая человекоцентрированный подход к образованию, ученый утверждает, что совокупность ценностей, связанная с личностным способом бытия (достоинство человека, свободный выбор и ответственность за его последствие) – основа гуманистических инноваций в образовании [9]. В связи с этим, при выборе форм и методов построения досуговой деятельности подростков целесообразно предоставить им широкий выбор музыкально-компьютерных программ для осуществления более активной и самостоятельной музыкально-творческой деятельности.

Существует множество звукозаписывающих и игровых компьютерных программ, позволяющих самостоятельно развиваться, занимаясь разного рода музыкальным творчеством и развлечением. Среди них «Cubase», «Guitar Pro», «FruityLoops Studio», «Finale», «Sibelius», «Adobe Audition» и мн.др. [1, 2, 6, 7]. Также в настоящее время появилось много интересных музыкальных приложений для телефонов, например «Абсолютный слух», различные метрономы, драм-машины и «карманные» фортепиано.

На платформе Windows была создана программа «Jammer Live», которая представляет программу-автоаккомпаниатор. Программа дает возможность репетировать с виртуальным музыкальным ансамблем-группой. Тем, кто знаком с синтезатором, она не кажется сложной, ведь на цифровых инструментах есть подобная функция, и потому в таком случае освоить эту программу становится проще. В данной программе можно выбирать множество различных стилей и тембров инструментов, группы электронных голосов – ударные, басовые, струнные, вокальные пэды. В совокупности они формируют музыкальный аккомпанемент к мелодии. Главное, что нужно для работы – это MIDI-клавиатура, подключенная к компьютеру, звуковая карта и аккорд, создающий гармонию. Здесь можно менять стили в процессе музицирования с помощью горячих клавиш. Самое интересное – способность программы записывать всё, что играется на клавиатуре, ведь часто интересные «риффы» и мелодии рождаются внезапно в процессе импровизации.

Помимо электронно-творческого музицирования среди других образовательных ресурсов на сегодняшний момент интерес у молодежи вызывает посещение музеев в «виртуальном пространстве». А при наличии мощного компьютера, оснащенного «игровым» музыкальным контентом, с хорошей видеокартой и шлемом виртуальной реальности, подключенным к ПК, молодежь с удовольствием увлекается игрой на музыкальных инструментах, а также танцами, развивающими не только пластику и свободу движения, но и конечно музыкальность, слуховое восприятие и чувство ритма.

Сегодня одна из самых популярных и наиболее интересных программ виртуальной реальности – «Beat Saber». Суть игры проста – играет песня и под её ритм нужно делать движения руками, как бы разбивая стремительно движущиеся объекты-ноты при помощи специальных контроллеров. При этом нужно ловко двигаться из стороны в сторону в такт звучащей современной ритмичной музыке, приседать, как бы уклоняясь от приближающихся препятствий-фигур. Раскрепощая мышечно и внутренне, программа способствует поддержанию физической формы, поскольку двигаться, размахивая руками надо очень активно. В результате она развивает музыкальный слух, чувство ритма, координацию, реакцию и скорость мышления.

По мнению исследователей, развитие чувства ритма является основой гармоничного музыкально-эстетического воспитания личности, так как занятия ритмической деятельностью раскрывают музыкально-слуховые, эмоционально-художественные, двигательные, речевые и познавательные способности человека. Проблема развития ритмического слуха достаточно полно раскрыта в трудах ведущих исследователей: Э. Жак-Далькроза и К. Орфа, З. Кодай, П. Вейса, В. Б. Брайнина и др. О важности развития ритмических способностей говорили Б.В. Асафьев, Б. М. Теплов, В.Н. Холопова [3, с. 46].

Еще одно развивающее преимущество такой игры в возможности создания собственных музыкальных треков. В целом большой азарт у подростков вызывает игровая, танцевальная и соревновательная основа приложения, благодаря создаваемым в нем препятствиям и ловушками.

Другая интересная компьютерная программа называется «Pistol Whip» и очень похожа на предыдущую, только в ней предстоит стрелять в ритме, уклоняясь от препятствий и выстрелов противников. Программа совсем недавно вышла в «релиз», поэтому треков для нее пока немного, но есть перспектива обновления.

Следующий программный продукт выпустила большая студия под названием «Survios». Называется она «Electronauts» и представляет масштабный диджейский микшерный пульт. Здесь можно увидеть несколько десятков треков, библиотеку звуковых сэмплов, которая время от времени пополняется. Можно «замикшировать» любой из элементов и каждую часть трека отдельно, расставляя музыкальные «взрывные» акценты. Квантизация позволяет улучшить качество трэков. Тут можно также создавать «мэшапы» (от англ. mash-up – «смешивать композиции», досл. «взбивать») – неоригинальное музыкальное произведение, состоящее, как правило, из двух (реже нескольких) исходных произведений (микс), записанное путём наложения любой партии одного исходного произведения на похожую партию другого. Интересно то, что с развитием специализированного музыкального программного обеспечения и постоянным усовершенствованием контроллеров для него, мэшапы выделились в собственный жанр как танцевальной, так и любой другой электронной музыки начиная с 2000-х годов, и сегодня же всё чаще создаются непосредственно во время живого выступления) [4, с. 42]. Но самое интересное для подростков в том, что накладывать различные фильтры, создавать слои и добавлять спецэффекты можно совместно с напарником-игроком, либо соревнуясь с ним.

Для изучения тембров различных музыкальных инструментов можно использовать программу «Jam Studio VR», в которой можно исполнять, пробовать совмещать инструменты из разных жанров музыки – будь то рок, джаз, поп-музыка или классика. Визуализация инструментов в программе отличная, и она постепенно совершенствуется.

Таким образом, организуя досуг в компьютерном классе или клубе с применением различных музыкально-компьютерных программ, заменяющих агрессивные «стрелялки», и при этом, предоставляющих возможность выбирать подросткам то, что им интересно, учитель музыки с успехом приобщает ребят к музыке, сильнее заинтересовывает их начать заниматься искусством не только в свое свободное время, но и серьезно – на более профессиональном уровне. В результате после соцопроса проведенного педагогического эксперимента, многие мальчики выбрали звукорежиссуру, творческую деятельность в области программирования, гейм-дизайна, и диджейство как новое направление для своего дальнейшего образования.

Текст статьи
  1. Багаутдинова Э.И. Развитие навыков самостоятельной работы старшеклассников в процессе изучения музыкального фольклора с применением музыкально-компьютерных технологий В сборнике: С.Г.Рыбаков и башкирская традиционная музыкальная культура: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с Международным участием), посвященной 150-летию со дня рождения С.Г. Рыбакова и 120-летию со дня выхода в свет исследования «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» 15 декабря 2017 г., Уфа / Составитель: Р.Р. Сагитов. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2018. – С. 126-132 [в соавторстве с Л.А.Гареевой].
  2. Валиахметова М.З. Музыкально-компьютерные технологии как средство развития навыков самостоятельной работы в процессе освоения гитары» В сборнике «Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию института педагогики и 50-летию БГПУ и м.М.Акмуллы. 2016, С.375-378.
  3. Грищук О.И. Развитие чувства ритма учащихся средних классов с применением музыкально-компьютерных технологий: Гуманистическое наследие просветителей в культуре материалы XVIII Международной научно-практической конференции 2018 г., С.46-50.
  4. Geoghegan, Michael W., Klass, Dan, Podcast Solutions. Полное руководство по подкастингу, 2018, 1-240 с.
  5. Зиннурова А.С., Сагитов Р.Р. Педагогический журнал Башкортостана, № 5 (78), 2018г. – 115-124 c.
  6. Заббарова М.М. Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. / Институт развития образования Свердловской бласти. Москва, 2014. – 27 с.
  7. Заббарова М.М. Этнические элементы в электронной аранжировке на синтезаторе» В сборнике «Музыкальный инструментарий народной педагогики.110 лет российскому баяну»: Сборник научных статей Всероссийского интерактивного конкурса-конференции (с международным участием). Уфа: БГПУ, 2016 г./ составители Сагитов Р.Р., Заббарова М.М., ред. Сагадеева Р.Г. – С. 34-38.
  8. Понятие культурно-досуговой деятельности: принципы и функции [Текст] / Культурология, Институт современных знаний им. А.М.Широкова, 2016, 1-46 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа – URL: https://studfile.net/preview/5584680/page:42/
  9. 9. Роджерс К. Эмпатия: Пер. с англ. // Психология эмоций: тексты. – М. – 1984. – С.274-276.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 мая по 31 мая
Осталось 3 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
04 июня
Загрузка в elibrary
04 июня
Рассылка печатных экземпляров
08 июня