Главная
Конференции
Модернизационный потенциал образования и науки как социальных институтов
Организация учебного процесса в дистанционном режиме на примере изучения географ...

Организация учебного процесса в дистанционном режиме на примере изучения географии

Автор(-ы):

Пименова Анастасия Дмитриевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дистанционное обучение
образовательные платформы
информационно-коммуникационные технологии
электронные образовательные ресурсы
online уроки

Аннотация статьи

В статье рассматривается вопрос об организации дистанционного обучения во время введенного режима карантина весной 2020 года. Приводятся использовавшиеся формы организации дистанционного режима. Рассматриваются интернет-ресурсы позволяющие организовать связь между учителем и обучающимся.

Текст статьи

Весной 2020 года мир столкнулся с новой инфекцией. Течение заболевания носит довольно сложный и противоречивый характер, кто-то переносит заболевание в легкой форме, кто-то – очень тяжело, а кто-то является только переносчиком COVID-19. К сожалению, высокий уровень глобализации и интенсивное перемещение людей по планете способствовали ухудшению ситуации. Вирус легко и быстро распространился по планете и проник почти во все страны мира, что вынудило власти закрыть границы и ввести жёсткий карантин, чтобы минимизировать контакты между людьми и остановить распространение болезни. Школы, как образовательное учреждение, в которых ежедневно взаимодействуют несколько сотен человек, перешли, в связи с этим на дистанционный формат обучения [4].

Массовое дистанционное обучение стало полной неожиданностью, и педагоги столкнулись с проблемой проведения максимально эффективного обучения в данных условиях. В связи с этим возник ряд вопросов:

  1. Как объяснить материал и дать задания?
  2. Как проверить работы и знания учащихся?
  3. Какие инструменты в Интернете могут помочь в организации дистанционного взаимодействия?

В связи с этим, Министерство образования Самарской области предложило педагогам три формы организации дистанционно обучения [2]: самостоятельная работа, работа с электронными образовательными ресурсами и on-line уроки.

При этом сохраняется основная организация деятельности учащихся, с утра и до обеда это именно уроки по 30 минут, как если бы ребенок был в школе, а после обеда он должен так же выполнить домашнюю работу. Деятельность учителя в данном случае, заключается в том, что:

  1. Определяет тему урока (согласно планированию).
  2. Определяет тип урока: изучение нового материала, повторение и т. д. Если речь идет об изучении нового материала, то здесь возникает вопрос сложности материала. Смогут ли дети изучить его самостоятельно, если да, то с помощью каких средств (учебник, видео в Интернете), а если нет, то как мы будем выходить на связь с учащимися для объяснения материала и какие дополнительные средства нам могут понадобиться (презентация, доска).
  3. Выбор формы организации дистанционного обучения.
  4. Публикация задания ученикам. В этом пункте речь идет о том, как ученик получит задания на урок и на дом. Подобная публикация заданий для учащихся осуществлялась на сайтах школ и в электронном журнале [3]. Она представляла собой документ с расписанием уроков, формой организации, заданием и ссылками на документы, видео, конференции и домашним заданием. Так же указывалось как ученик должен был отправить свои работы и до какого времени. Таким образом была решена проблема организации процесса обучения и передачи ученикам заданий учителя на урок.

Каждая из предложенных форм организации дистанционного обучения имеет свою специфику, в методическом аспекте деятельности учителя, какие формы заданий предложить учащимся и ресурсы для изучения нового, но не сложного материала, а также остался открытым вопрос об обратной связи от ученика к учителю. Решение этих вопросов легло на плечи каждого учителя. Рассмотрим далее, как можно организовать эту деятельность и какими Интернет-ресурсами можно воспользоваться.

Самостоятельная работа – предполагает, что ученик выполняет некую работу полностью самостоятельно, это может быть решение задач из учебника на повторение или отработку изученной темы; написание сочинения или эссе; письменные ответы на вопросы и т.д. Например: тема урока в 8 классе по географии «Уральские горы». По данной теме учащимся было предложено написать характеристику Уральских гор как крупного природного комплекса. В задании ученикам указывается с чем они должны работать, в данном случае основными источниками информации будут являться учебник и атлас, план характеристики по которому можно описать любой природный комплекс. Сразу надо отметить, что подобную работу ученики уже выполняли, обучаясь очно и данное задание является отработкой определенных навыков. Работа выполняется в тетради письменно, обучающийся должен прислать готовую работу, в виде фотографии тетради, на проверку учителю. Интернет-ресурсы, которыми можно воспользоваться, для получения работ:

  1. Электронный журнал. Он хорош тем, что не нужно запоминать или копировать электронный адрес учителя, все уже есть в системе и нужно только найти по списку нужного учителя. Однако, эта система, имеет и существенные недостатки. В частности, при получении письма с работой, учитель должен скачать файл, присланный учеником, причем файлов может несколько, а это значит, что придется скачивать их все по отдельности (может занять в среднем от 1 до 5 минут), что существенно замедляет процесс проверки работы.
  2. Электронная почта (Yandex, Mail, Gmail и другие). Довольно распространенный способ передачи информации. По сравнению с электронным журналом, благодаря встроенным функциям, можно просматривать присланные работы без скачивания на компьютер, и тут же отвечать.
  3. Сообщения в социальной сети (ВКонтакте). Большинство детей зарегистрировано в данной социальной сети и поэтому проблем с переправкой работ обычно не возникало. Однако, нужно учесть, что если сообщения ученики отправляют в личный чат, то из-за большого объема, могут возникнуть трудности, в частности блокировка аккаунта. Поэтому здесь целесообразнее создать специальную группу. Особых навыков это не потребует от учителя и принесет, больше порядка. Во-первых, в группе можно дублировать задания т если у детей возникнет вопрос по его выполнению, он может оставить комментарий к записи и тут же на него можно ответить. Во-вторых, можно создавать беседы классов прямо в этой группе, тем самым организовав общее обсуждение некоторых вопросов. В-третьих, в группах можно отправлять личные сообщения, что удобно при проверке. В левом меню отражается сколько сообщений не прочитано и на какое количество сообщений не было дано ответов.

Следующая форма организации – это работа с электронными образовательными ресурсами (ЭОР). Под этим понятием подразумевается весь спектр средств обучения, которые работают на базе компьютерных технологий. Сюда относятся: электронные учебники и тетради, видеоконтент, интерактивные презентации и многое другое. Среди ЭОР так же есть платформы, которые предполагают не только просмотр и самостоятельное изучение различных материалов, но и автоматизированную проверку решенных к этому материалу заданий. Это такие сервисы как: «Российская электронная школа (РЭШ)», «ЯКласс», «Яндекс Учебник», «Учи.ру», «Interneturok».

Использование данных ресурсов, для изучения нового материала и самое важное, проверки выполненных заданий, предполагает регистрацию всех участников образовательного процесса на этих платформах. Такой подход существенно облегчает работу учителя, так как есть готовый материал по теме изучения, включая видео, схемы, графики, и готовые задания. Таким образом не нужно тратить время на их создание и проверку. Однако, такие ресурсы не всегда могут подойти педагогам или быть не удобны. Во-первых, от большого потока пользователей данные платформы в какой-то момент перестали справляться с нагрузкой. Во-вторых, учителя может не устроить суть выполняемых заданий или излагаемый материал. В этом случае можно найти несколько вариантов действий:

Вариант 1. Использование только какого-то элемента ЭОР. Учащиеся изучают тему «Районирование территории России» в задании им предлагается посмотреть видео с объяснением данной темы на платформе Interneturok, законспектировать и выполнить практическую работу (она доступна под просмотренном видео) [5]. Результат работы прислать в виде фотографий одним из вышеупомянутых способов. Организовать совместную деятельность учащихся при выполнении практической работы тоже возможно, предложив ребятам создать документ в одном из облачных хранилищ, где есть возможность совместной работы над документами (OneDrive, GoogleДиск). Результат работы в виде ссылки на документ или сам файл отправляется так же через электронную почту, например.

Вариант 2. Если, имеющиеся видеоматериалы не подходят для изучения темы, можно создать свои собственные. Для этого делается презентация и с помощью специальных программ записывается видео. Видео можно записать с помощью и веб-камеры на ноутбуке, если нужно объяснить материал используя доску в классе. Видео можно загрузить в электронный журнал, облачное хранилище (если позволяет объем предоставленной бесплатно памяти) или на YouTube (доступ к нему возможен всем, у кого есть ссылка, регистрация не нужна).

Одним из способов проверки того, как ученики изучили и поняли материал может стать создание собственных тестов в таких программах как Google Forms, MS Forms. Проверка может быть автоматической (зависит от типа вопроса), результаты сохраняются в таблицах Excel, регистрация для прохождения теста не нужна, можно ограничить по времени прохождения.

Последняя форма дистанционного обучения – это проведение уроков в on-line режиме. Организовать такой урок нам помогают такие сервисы как: Skype, ZOOM, Google Meet. При проведении таких уроков мы имеем возможность пообщаться с учениками напрямую. Подготовка к такому уроку будет требует от учителя не меньше времени чем при подготовке к очному уроку. Помимо того, что необходимо освоить функционал программы нужно еще и подготовить презентационный материал. По своей структуре такой урок напоминает очный [1]:

Этап 1. Организационный. Необходим для того, чтобы проверить связь, подождать подключения опаздывающих, пообщаться с учениками на другие темы для того, чтобы настроить их на позитивную и продуктивную работу.

Этап 2. Повторение и закрепление пройденного материала. На этом этапе, аналогично, очному учитель проводит опрос учащихся по ранее изученному материалу, в дополнение можно использовать слайды с презентацией, где размещаются вопрос, изображения процессов или явлений (например: оползень или расхождение литосферных плит), схема с пропущенными элементами и ученик должен устно дополнить схему или рисунок.

Этап 3. Изучение нового материала. В это время нужно сопровождать излагаемый материал презентацией. Презентация – это средство наглядности, которое помогает учащимся лучше воспринимать излагаемый материал. Об этом важно помнить, особенно на таких онлайн уроках так как она поможет удержать внимание учащихся на изучаемой теме. В презентацию рекомендуется включать различные фотоматериалы, рисунки, схемы, графики, таблицы. Помимо презентации многие программы позволяют подключить использование on-line-доски с совместным доступом. С ее помощью учащиеся и учитель может расписать решение задачи, построить график или вставить слова, знаки препинания в демонстрируемый текст.

Так же на этом, основном этапе для удержания внимания учащихся, можно задавать вопросы, предлагать подумать над темой, высказать свое мнение и т. д.

Этап 4. Заключительный. На нем мы подводим итоги, даем домашнее задние и проговариваем сроки его выполнения.

Учителю важно также помнить и соблюдать определенные правила работы при проведении онлайн уроков:

  1. Материалы и ссылки для урока должны быть подготовлены и загружены заранее. Это позволяет сэкономить время и позволить избежать технических неполадок.
  2. Ссылку на урок необходимо отправлять заранее, чтобы участники могли проверить ее работу.
  3. Учитель должен подключиться к уроку самым первым.
  4. Договориться с участниками о правилах поведения на онлайн уроке. Например: обговорить время для ответа, при входе на занятие отключить микрофон, чтобы не создавать лишний шум и т. д.

В нашей статье мы обозначили лишь некоторые основные моменты организации дистанционного обучения и привели примеры его реализации. Однако, важно помнить, что каждый учитель выбирает те ресурсы, которые удобны ему, забывая, что у одного ученика, есть несколько учителей, и каждый выбирает то, что ему нравится использовать. Поэтому очень важно, чтобы в организации дистанционного обучения ключевую роль играла администрация школы и весь педагогический коллектив. Именно, от их прямого взаимодействия и выработки единых подходов в реализации ДО будет зависеть эффективность такого обучения.

Список литературы

  1. Аствацатуров, Г.О. Онлайн-учитель: как провести дистанционный урок [Электронный ресурс] / Г.О. Аствацатуров // https://goo.su/2qVM (дата обращения 28.10.2020)
  2. Онлайн-пресс-конференция с министром образования и науки Самарской области Виктором Акопьяном [Электронный ресурс] // https://goo.su/2Qvv (дата обращения 28.10.2020)
  3. Письмо Самарского управления министерства образования и науки Самарской области №831 от 01.04.2020 «Об организации процесса обучения в дистанционном режиме» [Электронный ресурс] // https://goo.su/2QvT (дата обращения 28.10.2020)
  4. Приказ № 103 от 17 марта 2020 г. «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс] // https://goo.su/2qVn (дата обращения 28.10.2020)
  5. Районирование территории России [Электронный ресурс] // https://goo.su/2rOk (дата обращения 28.10.2020)

Поделиться

14817

Пименова А. Д. Организация учебного процесса в дистанционном режиме на примере изучения географии // Модернизационный потенциал образования и науки как социальных институтов : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 ноября 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 112-117. URL: https://apni.ru/article/1360-organizatsiya-uchebnogo-protsessa-v-distantsi

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля