Цифровая трансформация подготовки кадров для рынка интеллектуальной собственности

Цифровая трансформация подготовки кадров для рынка интеллектуальной собственности

В статье выполнен анализ состояния подготовки кадров для сферы интеллектуальной собственности и опыт подготовки кадров для рынка ИС за рубежом, на базовых кафедрах экономики и управления ИС в университетах РФ. Сформулированы особенности подготовки конкурентоспособных кадров в условиях цифровой экономики, включающие Smart-образование и электронное обучение. Выделены проблемы подготовки кадров для рынка интеллектуальной собственности. Автором определены приоритетные направления в подготовке кадров в условиях цифровой экономики, предложены механизмы совершенствования системы подготовки кадров в университете.

Аннотация статьи
подготовка кадров
цифровая экономика
университет
интеллектуальная собственность
Ключевые слова

Построение цифровой экономики является наиболее актуальным направлением на текущий момент хозяйственной деятельности, т.к. в цифровой экономике ключевым фактором производства являются большие объемы данных в цифровом виде, обработка и использование которых позволяют существенно повысить эффективность деятельности по сравнению с традиционными формами хозяйствования. Цифровые технологии, являющиеся основой цифровой экономики, являются результатами инженерной интеллектуальной деятельности, которые должны иметь правовую охрану и являться объектами интеллектуальной собственности, использование которых в Российской Федерации регулируется четвертой частью ГК РФ.

В процессе глобального перехода к цифровой экономике существенно возрастет роль и значение интеллектуальной собственности (ИС), при этом проблема инновационной пассивности отечественной экономики в значительной степени заключается в нехватке квалифицированных специалистов, способных вывести данную сферу деятельности на новый уровень развития. Потребности рынка интеллектуальной собственности значительно превышают те возможности в подготовке кадров, которые имеют учебные заведения.

Зарубежный опыт показывает, что интенсивное развитие инновационной деятельности в США и Великобритании стало возможным благодаря созданию практически во всех университетах офисов коммерциализации технологий, позволяющих обеспечить экономическую заинтересованность всех участников инновационных процессов от авторов до производителей наукоемкой продукции. Первый офис по трансферу технологий был открыт в Калифорнийском университете в 1926 г., наиболее активно университетские структуры начали развиваться в Японии с 1998 г., во Франции и Италии – с 1999 г. В России современные инновационные проекты между научно-производственными и образовательными учреждениями выполнялись уже в 70-80 гг. XX столетия, а инновационные структуры начали развиваться в вузах с 2003 года [1, с. 32].

Следует заметить, что в настоящее время в стране отсутствует целостная система подготовки кадров в области интеллектуальной собственности. Подготовка кадров для инновационной экономики и сферы ИС в настоящий момент осуществляется в ряде специализированных учебных центров РОСПАТЕНТа, Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС), а также ряде ВУЗов через систему высшего профессионального образования. Но сегодня ежегодный выпуск РГАИС составляет лишь порядка 150 юристов, что в масштабах страны является каплей в море [2].

Согласно статистике за последние 23 года советской власти в институте патентного ведомства СССР было подготовлено около 400 тыс. специалистов. В то же время, за последующие 23 года в современной России было выпущено всего две тысячи специалистов. Кадров, хорошо разбирающихся в вопросах создания, оценки и коммерциализации интеллектуальной собственности, как основы инновационного развития, нет практически ни на одном предприятии страны, а по оценкам экспертов, в стране требуется порядка 20 тыс. специалистов, востребованных в инновационной среде.

Единицы вузов в стране, по инициативе Республиканского НИИ интеллектуальной собственности (РНИИИС), в последние годы начали работу по подготовке кадров для рынка интеллектуальной собственности. РНИИИС уже 12 лет проводит ежегодный международный Форум «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности», внедряет свои достижения в образовательный процесс, выбрав стратегию создания базовых кафедр по ИС в ведущих ВУЗах страны. Так, например, базовая кафедра РНИИИСа «Управление интеллектуальной собственностью», созданная в РЭУ им. Г.В. Плеханова, обеспечила преподавание дисциплин по правовым и экономическим основам ИС для многих специальностей бакалавриата, магистратуры, дистанционного образования на факультете электронного обучения. Кроме того, кафедрой предложена образовательная программа «Коммерциализация интеллектуальной собственности» для магистратуры, разработан и утвержден пакет документов для сетевого обучения по данной магистерской программе с получением 2-х дипломов (менеджера и экономиста). Планировалось реализовать программу совместно с Варненским свободным университетом, а также рядом федеральных университетов [3, с. 39].

Однако, не смотря на все эти меры, в государственных органах, вузах, научных организациях и предприятиях по-прежнему сохраняется высокий уровень правовой и экономической безграмотности по этим вопросам при отсутствии таких подготовленных кадров в сфере ИС на местах, а РГАИС, как образовательная организация Роспатента и базовая организация СНГ (с 2011 г.), с этим ежегодно не справляется [4, с. 128].

Отмечается также и дефицит квалифицированных преподавателей для подготовки таких кадров. Во многих вузах преподавание ведут специалисты, не имеющие практического опыта в тех вопросах, которым они обучают студентов. Предприятия из-за отсутствия преференций медленно преодолевают пассивное отношение к инновациям и цифровизации, не видят необходимости подготовки управленческих кадров по направлению управления инновациями, цифровизацией и ИС.

 Хотя есть примеры, когда на базовой кафедре экономики и интеллектуальной собственности в МИРЭА реализуются утвержденные программы дополнительного профессионального образования "Оценка и управление интеллектуальной собственностью", "Учет объектов интеллектуальной собственности", "Качество стандартизации, сертификации интеллектуальной собственности", "Риски коммерциализации интеллектуальной собственности" и "Экономика и интеллектуальная собственность", занятия по которым проводятся специалистами предприятий.

Для создания рынка интеллектуальной собственности необходимо сформировать среду, в которой создаются условия для инновационных разработок, защиты прав на эти разработки и коммерциализации интеллектуальной собственности. Без государственной политики в этой сфере вряд ли удастся решить эту проблему.

В разработанной в соответствии с указанием Правительства РФ в рамках исполнения поручений Президента РФ № Пр-2346 от 5 декабря 2016 г. Программе «Цифровая экономика» одним из основных элементов является подпрограмма «Кадры и образование», которая создается в целях обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождения РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Предусмотрена реализация Национальных проектов (региональных проектов) «Цифровая образовательная среда» и «Кадры для цифровой экономики», сформулированы универсальные компетенции по цифровой экономике, одинаковые для разных специальностей и содержащие требования к развитию личности и ее социализации.

Особое значение придается компетенции УК-1 «Системное и критическое мышление», предусматривающей способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, а также применять системный подход для решения поставленных задач [5]. Но реализация цифровой трансформации подготовки кадров для рынка интеллектуальной собственности потребует серьезного внимания со стороны Минобразования и науки РФ, чтобы обеспечить образовательный процесс по формированию необходимых компетенций.

Цифровая трансформация подготовки кадров для рынка интеллектуальной собственности возможна по двум направлениям: 1) для специалистов с высшим образованием; 2) для специалистов, имеющих среднее профессиональное или неполное высшее образование. Для обучения технологическим инновациям преподавательский коллектив должен включать ученых и специалистов отраслевых направлений, а также руководителей предприятий - флагманов инновационной деятельности.

При подготовке кадров для этих условий необходимо формировать способности у выпускников, позволяющие достигнуть главные плюсы развития цифровой экономики, к которым относится повышение конкурентоспособности компаний за счет роста производительности труда и снижения издержек производства, за счет использования инновационных технологий и коммерциализации ИС.

Для цифровой трансформации подготовки таких кадров необходимо произвести изменения в системе экономики, права и управления интеллектуальной собственности на основе кооперации образования и науки.

Во всем мире интенсивно создаются корпоративные структуры, которые работают в формате виртуальных (сетевых), распределенных, трансконтинентальных (трансграничных) университетов, а также глобальные ассоциации корпоративных университетов. Примером может стать создание на международном уровне Евразийской ассоциации университетов и Евразийского сетевого университета, объединяющего передовые университеты стран евразийского содружества. В России также начали работу корпоративные университеты в таких крупных объединениях и бизнес-структурах, как Газпром, Роснано, Сбербанк, Норникель, Росатом, Алмаз-Антей и ряде других объединений хозяйствующих субъектов.

Обучение кадров для сферы ИС в цифровой экономике – процесс достаточно длительный и инерционный, требующий подготовки таких кадров, компетенции которых могли бы соответствовать производственным процессам, ориентированным на выпуск наукоемкой продукции на многих предприятиях.

Для решения этой задачи необходимо предусмотреть создание и развитие системы консалтинга для промышленных предприятий в области инновационной деятельности и коммерциализации ИС. Эту систему целесообразно строить как систему экспресс-обучения основам инновационных подходов и цифровой трансформации с использованием новейших образовательных технологий.

Необходимо активно использовать новую парадигму Smart-образования – перехода от пассивного образовательного контента - к активному, когда модель формата новой системы образования основывается на комплексном использовании информационно – коммуникационных технологий, педагогики электронного обучения, информационных сетей и баз знаний, обеспечивающих гарантию качества образования. Основные аспекты и механизмы перехода к Smart-образованию обсуждаются и активно прорабатываются академической общественностью на научно-практических конференциях, форумах и конгрессах всероссийского и международного уровня уже более 5 лет. Для её практической реализации очень важно создать современную телекоммуникационную инфраструктуру управления образовательными услугами и качеством всех реализуемых процессов в вузах [6, с.294].

Известно, что ресурсы использования цифровых технологий на стадии коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в России пока реализуются слабо. Россия обязана совершить рывок в цифровой экономике, преодолеть «цифровой разрыв», чтобы не попасть в зависимость от других стран.

В программе развития цифровой экономики Российской Федерации до 2035 г. к сожалению, отсутствует цифровая платформа по интеллектуальной собственности, определяющая использование цифровых технологий как в области правовой охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, так и в сфере образования.

В качестве приоритетных направлений в реализации инновационной стратегии и подготовке кадров для рынка интеллектуальной собственности в условиях цифровой экономики необходимо выделить следующие:

1) развитие федеральной и региональной систем подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере интеллектуальной собственности на основе учета перспектив развития экономики;

2) подготовка кадров с учетом интеграции задач формирования рынка интеллектуальной собственности и цифровизации отраслей экономики;

3) формирование сети базовых предприятий для проведения производственной практики в области инноваций, цифровизации и интеллектуальной собственности;

4) мониторинг инновационных потребностей и создание условий для привлечения молодежи к решению задач инновационного развития и формирования рынка интеллектуальной собственности;

5) создание мотивационных механизмов для организации инновационной вертикали с участием молодежи на основе интеграции вузов, НИИ, производства.

Цифровая трансформация подготовки кадров для рынка интеллектуальной собственности, на наш взгляд, должна проводиться с учетом двух взаимосвязанных основных направлений:

1) с позиции возрастающей роли новейших достижений науки и техники, в функционировании и развитии цифровой экономики в мире и роста роли ИС в использовании цифровых технологий;

2) с позиции обеспечения системного и эффективного применения цифровых технологий в процессе создания, правовой охраны и использования интеллектуальной собственности на всех стадиях жизненного цикла объектов интеллектуальной собственности.

В этой связи вузовской наукой должна быть поставлена задача по созданию цифровой платформы по интеллектуальной собственности с целью ее последующего включения в программу «Развитие цифровой экономики России на долгосрочный период».

Цифровая платформа позволит создать защищенный распределенный реестр проектов с возможностями использования криптографической защиты (блокчейн), где на первом уровне информации будут инновационные разработки, а на втором – информация в других доступных источниках о проектах, которые прошли экспертизы и в достаточной степени реализованы и размещены на общедоступном ресурсе [7, с.275-277].

Для повышения уровня грамотности в сфере интеллектуальной собственности в цифровой экономике необходимо внести соответствующие коррективы в государственные образовательные стандарты в сфере высшего образования по направлениям подготовки бакалавров «Экономика», «Менеджмент» и «Юриспруденция»: предусмотреть в базовой части учебных планов подготовки бакалавров обязательную дисциплину «Основы интеллектуальной собственности»; ввести соответствующие этим направлениям профили по интеллектуальной собственности (по направлению подготовки «Экономика» – профиль «Экономика интеллектуальной собственности»; по направлению подготовки «Менеджмент» – профиль «Управление интеллектуальной собственностью»; по направлению подготовки «Юриспруденция» – профиль «Право интеллектуальной собственности»). Необходимо также включение дисциплины «Интеллектуальная собственность в цифровой экономике» в вузовские учебные программы.

Для эффективного решения этих задач можно предложить следующие мероприятия:

  • создание базовых и сетевых специальных кафедр по управлению интеллектуальной собственностью;
  • обеспечение межвузовского и межрегионального сотрудничества в создании системы подготовки и переподготовки кадров для сферы интеллектуальной собственности;
  • формирование и реализация госзаказа в сфере научных исследований при подготовке и защите диссертаций по тематике инноваций, интеллектуальной собственности и цифровизации;
  • распространение этого опыта через ежегодный Международный форум «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности», межгосударственные органы и специализированные научные журналы, включая «Право интеллектуальной собственности».
Текст статьи
  1. Голобокова Г.М. Роль университетов в реализации инновационной стратегии формирования рынка интеллектуальной собственности. Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ «Актуальные проблемы нормативно-правового регулирования защиты и использования интеллектуальной собственности в Российской Федерации» № 26 (438) – Москва. - Изд. Аппарата Совета Федерации РФ, 2011. С. 32-57.
  2. Близнец И.А., Интернет-интервью с ректором Российской государственной академии интеллектуальной собственности. Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 19 мая 2015 года.
  3. Голобокова Г.М. Проблемы подготовки кадров для инновационной экономики и рынка интеллектуальной собственности / Г.М. Голобокова // Право интеллектуальной собственности.2018. № 3(53). С. 35-41.
  4. Лопатин В.Н. О состоянии рынка интеллектуальной собственности в Российской Федерации, ЕАЭС и СНГ в 2016 году и приоритетах его развития до 2020 г Девятый международный Форум «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности». Сборник докладов, документов и материалов//Под научной редакцией доктора юридических наук, профессора Лопатина В.Н. М., издание РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017, С. 121-147.
  5. Исмагилова Л.А. Системное и критическое мышление как базовые компетенции подготовки специалистов в цифровой экономике. Лекции в Программе повышения квалификации «Цифровая трансформация экономики и бизнеса», Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа, 8-31 октября 2020 г.
  6. Семенова А.А., Кузина М.Н. Евразийский образовательный проект подготовки кадров для рынка интеллектуальной собственности. Девятый международный Форум «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности». Сборник докладов, документов и материалов//Под научной редакцией доктора юридических наук, профессора Лопатина В.Н. М., издание РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017, С. 293-295
  7. Брычеев А.Г. Цифровая платформа инновационного сотрудничества в СНГ. Одиннадцатый международный Форум «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности». Сборник докладов, документов и материалов // Под научной редакцией доктора юридических наук, профессора Лопатина В.Н. М., Электронное издание РНИИИС, 2019, 436 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 января по 29 января
Остался 1 день до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
02 февраля
Загрузка в elibrary
02 февраля
Рассылка печатных экземпляров
08 февраля