Главная
АИ #47 (282)
Статьи журнала АИ #47 (282)
Сравнительный анализ повышения уровня угрозы национальной безопасности Российско...

Сравнительный анализ повышения уровня угрозы национальной безопасности Российской Федерации от произошедшего вступления в блок НАТО Финляндии и от гипотетического вступления в блок НАТО Украины

Рубрика

Политология

Ключевые слова

сравнительный анализ
национальная безопасность
блок НАТО
научно-технический потенциал
военно-промышленный комплекс
вооруженные силы
оснащенность военной техникой

Аннотация статьи

В статье выполнен сравнительный анализ повышения уровня угрозы национальной безопасности Российской Федерации от произошедшего вступления в блок НАТО Финляндии и от гипотетического вступления в блок НАТО Украины по различным аспектам: численности населения, численность личного состава вооруженных сил, военному бюджету, оснащенности вооруженных сил военной техникой, научно-техническому потенциалу и уровню развития военно-промышленного комплекса, протяженности границы, географическим факторам, идеологическим факторам и менталитету населения.

Текст статьи

Национальная безопасность – это состояние защищённости национальных интересов страны от внешних и внутренних угроз [1, с. 28]. Это понятие, применительно для Российской Федерации, включает в себя, в частности:

  • защиту прав и свобод, гарантированных каждому гражданину Конституцией РФ;
  • достойные качество и уровень жизни населения страны;
  • мир и согласие в обществе;
  • защиту государственного суверенитета РФ, её независимости и целостности;
  • социальное и экономическое развитие страны.

Национальная безопасность объединяет в себе политические, экономические, социальные, военные, технические, гуманитарные проблемы обеспечения безопасности человека, общества и государства.

В настоящее время, в условиях наблюдаемого роста нестабильности во всем мире, вопрос обеспечения национальной безопасности нашего государства стоит крайне остро. Блок НАТО продолжает расширяться на Восток, европейские лидеры многих европейских государств открыто называют Россию врагом, проводят политику, направленную на разрушение российской экономики, вводят все новые санкции, а также пытаются нанести вред российской инфраструктуре, снабжая Украину все более мощным и дальнобойным вооружением.

Также угрозу национальной безопасности Российской Федерации несёт и неправдивая информация о происходящих политических событиях, которая способна разобщить граждан и посеять раздор внутри государства. 

Одним из излюбленных аргументов прозападных СМИ против действий Российской Федерации является утверждение о том, что заявления нашего правительства в которых главной причиной начала специальной военной операции на территории Украины называется желание правительства Украины вступить в блок НАТО – ложь, ведь и после начала СВО, несмотря на начавшуюся СВО, блок НАТО всё же продолжил расширение на восток, приняв в свой состав Финляндию и Швецию. 

Да, Финляндия вступила в НАТО, и это, безусловно, повысило уровень угрозы национальной безопасности Российской Федерации, однако утверждение, распространяемое прозападными СМИ, является слишком поверхностным и не отражающим объективно ситуацию, сложившуюся для России. Возможно обоснованно предположить то, что уровень угрозы национальной безопасности был бы в разы выше, чем в настоящее время, если бы Российская Федерация допустила вступление Украины в НАТО, и данная статья имеет цель доказать это путем проведения сравнительного анализа всех аспектов потенциала Украины и Финляндии с точки зрения уровня возможной опасности для России. 

Начнем с такого важного направления сравнительного анализа, как численность населения страны, ведь сравнивая потенциальных военных врагов нельзя не принимать во внимание мобилизационный человеческий ресурс. 

По данным государственной службы статистики Украины, оценочная численность проживающего на территории Украины населения страны на 1 января 2022 года составила 41 167 336 человек. Население Финляндии, в 2022 году, насчитывало лишь 5 563 970 человек. Да, как показывает история, само по себе количество населения не всегда играет ключевую роль во время боевых действий, однако, очевидно, что государство, население которого примерно в восемь раз больше, чем население другого государства, намного опаснее в условиях военного конфликта. 

Следующим направлением сравнительного анализа является численность личного состава вооружённых сил. Советник Офиса президента Украины Алексей Арестович 15 декабря 2022 года заявил о том, что численность украинской армии составляет один миллион человек без учёта резервистов. Армия Финляндии на момент 2022 года состояла из 12 000 профессиональных солдат и гражданских лиц в армии, 22 000 проходящих обучение призывников ежегодно, 280 000 бойцов так называемого «Активного Резерва» (численность мобилизуемого в военное время резерва). Таким образом, численность армии Украины в 83 раза превосходила численность армии Финляндии на момент 2022 года.

Теперь сравним военный бюджет Украины и Финляндии. Военный бюджет Украины в 2021 году составил 6,898 миллиарда долларов, увеличившись относительно предыдущих лет на 20%. 17 декабря 2021 года, выступая в Верховной Раде, премьер-министр Украины Денис Шмыгаль анонсировал увеличение военного бюджета страны в будущем году до почти 12 миллиардов долларов [2, с. 1]. В 2021 году оборонный бюджет Финляндии составил в общей сложности 4,6 млрд евро, что составляло примерно 1,8% валового внутреннего продукта страны [3, с. 1]. Таким образом, 2021 году военный бюджет Украины был выше, чем военный бюджет Финляндии.

Сравним военную технику, стоящую на водружении обоих государств. Сухопутные войска Украины имели на вооружении на начало 2022 года [4, с. 1]: 858 танков разных типов и ещё 1132 на хранении; 1212 боевых машин пехоты; 547 боевых разведывательных машин (БРДМ-2, БРМ-1К); 622 бронетранспортёра и бронеавтомобиля; более 607 самоходных артиллерийских установок; более 515 буксируемых полевых орудий и гаубиц; 354 реактивных систем залпового огня; 340 миномётов калибром 120 мм; 90 тактических ракетных комплексов «Точка»; 35 ударных вертолётов Ми-24 и 23 многоцелевых вертолётов Ми-8; более 81 зенитных ракетных комплексов разных типов, а также 134 военных самолета. Армия Финляндии же состоит из восьми бригад и имеет в своём распоряжении 239 основных боевых танков, в том числе 100 «Леопардов 2А6» и 139 «Леопардов 2А4», 212 БМП, 1101 БТР, 48 самоходных гаубиц калибра 155 мм и 72 калибра 122 мм, 56 пусковых установок, 740 единиц буксируемой артиллерии и более 1, 6 тысячи миномётов, 130 боевых самолетов [5, с. 1]. Из этого становится ясно то, что оснащенность военной техникой армии Украины в разы превосходит оснащенность армии Финляндии.

Следующим направлением сравнительного анализа являются научно-технический потенциал и уровень развития военно-промышленного комплекса. В 2014 году конгломерат «Укроборонпром» включал 134 предприятия военно-промышленного комплекса Украины, на которых работало около 120 000 человек. На Украине после распада СССР остались такие крупные промышленные предприятия военно-промышленного комплекса как завод «Южмаш» (производство ракет), завод «МоторСич» (производство двигателей), завод и КБ «Антонов» (производство транспортных самолетов), харьковский авиазавод (производство авиационной техники, в то числе и беспилотной), корабельные верфи в Николаеве; вероятно сохранились и научно-технические кадры и задел для разработки собственного ядерного оружия. В Финляндии же насчитывается лишь несколько пороховых заводов и несколько компаний, производящих бронетранспортёры. Таким образом, Украина имела гораздо большие военно-промышленный потенциал и возможности для создания и производства различных систем современного вооружения.

Сравнивая соседние государства в стратегическом плане, нельзя не сопоставить протяжённость общих границ, ведь чем больше протяженность границы - тем больше нужно потратить ресурсов на её защиту. Итак, протяжённость границы Российской Федерации с Украиной составляет 2295 км, граница же с Финляндией составляет 1271,8 км, что почти в два раза меньше. 

Сопоставляя угрозы национальной безопасности государства, нельзя не сравнить возможную угрозу для городов федерального значения в случае военных конфликтов. Сравним расстояния от городов федерального значения до границ с рассматриваемыми государствами: расстояние от Санкт-Петербурга до границы с Финляндией составляет около 150–180 км в зависимости от выбранного пограничного перехода; от Финляндии (КПП Торфяновка) до Москвы расстояние по прямой составляет около 900 километров. По автомобильной дороге расстояние увеличивается до 1030 километров. Расстояние от Москвы до самой ближайшей точки на границе с Украиной составляет 450 километров. Расстояние от ближайшей точки границы Украины до Севастополя составляет 227 км. Таким образом, города федерального значения потенциально подвергаются большей опасности со стороны Украины, чем со стороны Финляндии. 

Теперь сравним географические факторы. Украина располагается в степях, густые леса и болота, которые считаются естественным барьером и могут использоваться для обороны, есть лишь на севере и северо-востоке Украины, на других же участках российско-украинской границы преимущественно располагаются степи, которые практически невозможно оборонять в условиях современной войны. В свою очередь, вся граница с Финляндией покрыта густыми лесами и болотами, которые, как показывает история, легко использовать в оборонительных целях. Из этого следует, что границу с Финляндией, с точки зрения географических факторов, оборонять легче, нежели границу с Украиной. 

Далее сравним существовавшие к моменту начала СВО договоры между Россией и Украиной и Россией и Финляндией, чтобы понять уровень взаимоотношений между государствами до начала СВО. С Украиной на момент 2022 года были заключены Минские соглашения, однако, несмотря на это на территории Донецкой и Луганской областей продолжали происходить локальные столкновения. Также вопиющим, со стороны Украины, решением стало принятие 24 марта 2021 года документа о «деокуппации Крыма», что говорило о том, что Украина не признаёт и не собирается признавать Крым российской территорией и приложит все усилия для его возвращения. 

Отношения с Финляндией же на момент начала 2022 года были абсолютно дипломатичными и, более того, экономически выгодными. Никаких официально озвученных претензий со стороны финского правительства в отношении России не существовало, зато действовал советско-финский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанный в 1948 году. В нём признавалось желание Финляндии оставаться вне конфликтов между великими державами, что позволяло стране проводить политику нейтралитета в период «холодной войны». Договор трижды продлевался. 20 января 1992 года взамен него был подписан Договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об основах отношений, действующий и в настоящее время. В августе 2025 года министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Финляндия подписывала договор о вечном нейтралитете, но позже вступила в НАТО, нарушив это обязательство. По словам министра, Хельсинки взяло на себя обязательство никогда не вступать в альянс, направленный против другой стороны договора.

Следующим необходимо сравнить идеологический фактор. С 2014 года на Украине набирали обороты националистические идеи. Создавались целые нац-баты, такие, как «Азов», «Айдар», «Донбасс», «Харьков», «Донецк», «Карпатская сечь», «Скиф» и «Хортиця», «Днепр-1», общее количество нацистов в их рядах – 50–60 тысяч человек. В Финляндии же таких тенденций просто-напросто не отмечалось, что говорит о том, что жители Финляндии, в отличие от многих украинцев, не были заинтересованы в борьбе с Россией.

При сравнении нельзя не упомянуть и менталитет народов Украины и Финляндии. Украинцы, в отличие от финнов - крайне близкая по менталитету для россиян нация. В условиях военного противоборства такое сходство не играет на руку: противник, имеющий похожий менталитет и черты характера, прошедший обучение по практически одинаковой системе и стандартам обучения и одинаковым учебникам, может с большой вероятностью правильно предугадывать возможные действия противника как в оперативном, так и в тактическом масштабе военных действий, что снижает эффективность ведения военных действий в целом и увеличивает потери вооруженных сил.

Закончить анализ представляется целесообразным сравнением высказываний официальных представителей Украины и Финляндии в отношении России. «Важно поддерживать хорошие отношения с Россией. К сожалению, ее экономика находится в беспорядке и для торговли это особенно тревожно», – сказал Стубб в 2014 году [6, с. 1], занимавший в то время пост премьер-министра Финляндии, отметив также то, что РФ является крупнейшим торговым партнером страны наряду с Германией и Швецией. В 2021 году Финляндия поддерживала эту идею. Позднее, отказ вести диалог с Россией не сработал: «Мы должны быть очень строгими и жесткими с Россией, но мы также должны вести диалог, чтобы добиться от нее изменений».

Какие же заявления официальных властей звучали со стороны Украины? Вот, например, в 2021 году Зеленский заявил то, что Минские соглашения составлены «бездарно», потому что поставили Украину в более слабую и проигрышную позицию. По его словам, Киеву нужен глобальный документ с гарантиями безопасности, который подпишут с ним Россия и США, а также система гарантий от НАТО, аналогичная той, которую предлагают членам альянса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Украина, в отличие от Финляндии не пыталась решить вопрос по тем договорам, которые были подписаны ранее, вместо этого правительство Украины только оспаривало их и пыталось поставить Россию в более слабую позицию. Также стоить отметить желание украинского правительства получить право Украины на производство ядерного оружия, причём такое заявление было сделано ещё до начала СВО.

Исходя из выполненного сравнительного анализа, можно с уверенностью сделать вывод о том, что Украина являлась и является более опасным противником, чем Финляндия, и, если бы в 2022 году Украине удалось бы вступить в североатлантический альянс, уровень угрозы национальной безопасности был бы гораздо выше, чем уровень угрозы национальной безопасности, сложившийся после вступления Финляндии в НАТО. 

Список литературы

  1. Основы теории национальной безопасности: учебник для вузов / И.Б. Кардашова. – 3-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, – 2023. – 334 с.
  2. Заквасин А., Комарова Е. «Бюджет катастрофы»: на что украинские власти направят средства в 2021 году [Электронный ресурс] // RT на русском. 07.11.2000. URL: https://russiatoday.ru/ussr/article/800329-byudzhet-2021-ukraina-voina-promyshlennost (дата обращения: 16.11.2025).
  3. Оборонный бюджет Финляндии в 2024 финансовом году составит 6,2 млрд евро [Электронный ресурс] // Центр анализа мировой торговли оружием. 22.09.2023. URL: https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/0922/ 132075432/detail.shtml?ysclid=mi2260upsi851930605 (дата обращения: 16.11.2025).
  4. «Танков достаточно еще на несколько лет войны»: в западной прессе оценили «запасной резерв» ВСУ [Электронный ресурс] // Военное обозрение. 22.06.2024. URL: https://topwar.ru/244970-tankov-dostatochno-esche-na-neskolko-let-vojny-v-zapadnoj-presse-ocenili-zapasnoj-rezerv-vsu.html (дата обращения: 16.11.2025).
  5. Резервисты и современная техника. Как устроена финская армия [Электронный ресурс] // ИНОСМИ. 15.05.2022. URL: https://inosmi.ru/20220515/armiya-254142693.html (дата обращения: 16.11.2025).
  6. Премьер Финляндии: нам важно поддерживать хорошие отношения с Россией [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2012.2014. URL: https://ria.ru/20141220/1039352360.html?ysclid=mi22pjbbe8745319143 (дата обращения: 16.11.2025).

Поделиться

19

Егоров В. П., Жибров В. Д. Сравнительный анализ повышения уровня угрозы национальной безопасности Российской Федерации от произошедшего вступления в блок НАТО Финляндии и от гипотетического вступления в блок НАТО Украины // Актуальные исследования. 2025. №47 (282). URL: https://apni.ru/article/13612-sravnitelnyj-analiz-povysheniya-urovnya-ugrozy-nacionalnoj-bezopasnosti-rossijskoj-federacii-ot-proizoshedshego-vstupleniya-v-blok-nato-finlyandii-i-ot-gipoteticheskogo-vstupleniya-v-blok-nato-ukrainy

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Политология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (282)

Прием материалов

22 ноября - 28 ноября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

3 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря