Главная
Конференции
Вызовы современности: пандемии, стресс и цифровая зависимость
Медиация как один из инструментов «мягкого права» в организациях среднего профес...

Медиация как один из инструментов «мягкого права» в организациях среднего профессионального образования

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

медиация
медиатор
конфликт
колледж
среднее профессиональное образование

Аннотация статьи

В статье рассматриваются ключевые аспекты внедрения службы медиации в образовательную систему, на примере СПО. Описываются цели и задачи службы медиации в образовании, а также требования к профессиональным и приглашенным медиаторам.

Текст статьи

Современное состояние социума предопределяет необходимость масштабного внедрения инновационной методологии решения социальных коллизий, основанной главным образом на взаимосогласованных действиях субъектов конфликта и направленной на выявление и ликвидацию глубинных факторов возникновения разногласий. Данный феномен проявляется наиболее отчетливо в организациях среднего профессионального образования (СПО), где многообразие контактов учащихся, преподавательского состава и родительской общественности часто провоцирует возникновение острых конфликтных взаимодействий [1, с. 24-25].

Эмпирический анализ демонстрирует, что консенсуальные соглашения, достигнутые посредством свободного волеизъявления участников, реализуются с существенно более высокой эффективностью и оперативностью, исключая необходимость задействования принудительных юрисдикционных механизмов. Ключевым фактором в генезисе и прогрессивной эволюции института медиации как альтернативного метода урегулирования споров является его интеграция в образовательную среду, выступающую платформой для формирования фундаментальных компетенций и навыков конструктивного конфликторазрешения.

В Российской Федерации институт медиации получил нормативно-правовую регламентацию лишь в 2010 году, что было зафиксировано принятием Федерального закона № 193-ФЗ от 27.07.2010 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Примечательно, что эмпирическая имплементация медиативных технологий в воспитательном процессе отечественной педагогической практикой предшествовала его официальной законодательной институционализации [4].

Методологическая основа медиативного примирительного механизма заключается в максимальном обеспечении субъектам конфликта самостоятельности и независимости в принятии решений вне зависимости от какого-либо внешнего арбитра, обладающего властными функциями и правом единоличного установления итогового вердикта. Согласно действующему законодательству, вводится фигура посредника (медиатора), главная задача которого – создать условия для равноценного выражения взглядов и убеждений сторон, содействовать пониманию ими точек зрения друг друга и достижению консенсусного результата. Деятельность медиатора ограничивается обеспечением коммуникативного процесса, поиском взаимоприемлемых компромиссов, тогда как принятие конечных решений остается прерогативой самих участников конфликта [2, с. 69-87].

Субъекты, уполномоченные на осуществление медиативной деятельности, должны соответствовать установленным квалификационным критериям. Для непрофессиональных медиаторов предписываются следующие условия: достижение совершеннолетнего возраста, полная гражданская дееспособность и отсутствие неснятой или непогашенной судимости [3, с. 39-42]. Профессиональные медиаторы обязаны дополнительно удовлетворять следующим критериям: достижение возраста 25 лет, наличие высшего профессионального образования и получение дополнительного образования в сфере медиативных методик. Императивный запрет на осуществление медиативной деятельности распространяется на лиц, замещающих должности государственной гражданской и муниципальной службы. В качестве дополнительных обстоятельств, исключающих участие медиатора, выступают наличие родственных связей с кем-либо из участников спора или иных личных мотивов, способных потенциально повлиять на объективность и беспристрастность переговорного процесса.

Базовым ориентиром при проектировании функционирования службы медиации должна служить рекомендационная документация Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-54/07вн от 18 ноября 2013 года [5], согласно которой процедура медиации рассматривается как специализированная технология воспитания, используемая для предотвращения и преодоления возникающих противоречий среди участников учебно-воспитательного процесса – работников образовательной сферы, обучающихся и членов семей последних. Данная техника базируется на положениях Федерального закона № 193-ФЗ и научных разработках отечественных и зарубежных исследователей-конфликтологов [4].

Имплементация данной методологии реализуется посредством институционализации специализированных служб в колледжах, комплементарно включающих педагогических и воспитательных работников, а также представителей студенческого и родительского сообществ. Для персонала данных служб является обязательным прохождение программ повышения квалификации, ориентированных на освоение базовых принципов медиативного конфликторазрешения. В контексте функциональной организации, данная служба может функционировать либо как добровольное объединение педагогических работников, либо как структурная единица образовательной организации. Эту службу целесообразно типологизировать как форму организации педагогического и/или студенческого сообщества.

Фундаментальной задачей интеграции института медиации в инфраструктуру организаций среднего профессионального образования выступает формирование специфического образовательного пространства, которое обеспечивает быстрое и эффективное разрешение межсубъектных конфликтов среди ключевых участников учебного процесса (обучающихся, педагогов, родителей) непосредственно в пределах самого образовательного учреждения, устраняя необходимость привлечения посторонних инстанций для рассмотрения споров. Принципиально важным аспектом выступает обеспечение доступности и публичности функционирующих служб медиации, встроенных в общую организационно-функциональную структуру СПО, что позволит оперативно реагировать на возникающие затруднения и поддерживать вовлеченность всех категорий заинтересованных субъектов.

Цель реализации указанного института требует постановки и успешного исполнения ряда практических задач перед соответствующими службами медиации, включая следующие направления деятельности:

  • формирование эффективной системы защиты законных прав и интересов обучающихся;
  • оказание превентивных мер в адрес подростков с отклоняющимся поведением;
  • внедрение новых форм внесудебного разрешения конфликтов;
  • предоставление возможности широкого применения медиационного подхода всем участникам образовательного процесса;
  • повышение качества психологического сопровождения и правовой поддержки обучающихся;
  • развитие профессиональных качеств учителей-медиаторов;
  • увеличение транспарентности процессов воспитательно-развивающей деятельности.

Задачей служб медиации является активное содействие поддержанию благоприятной гуманистической атмосферы в образовательной среде, предотвращение проявлений деструктивных конфликтов и эффективная поддержка всех элементов образовательной системы. Реальное внедрение практики медиации демонстрирует себя как значимый инструмент профилактики преступлений и иных нарушений правопорядка среди учащихся учреждений СПО. Применение услугами специалиста-медиатора позволяет своевременно выявлять и ликвидировать факторы риска, стимулирующие антиправовые проявления молодых людей. Эта система успешно справляется с проблемами взаимодействия как внутри ученических коллективов, так и между учащимися и сотрудниками образовательной организации.

Своевременное вмешательство специалиста-медиатора предотвращает эскалацию незначительных разногласий до серьезных нарушений правопорядка, позволяя своевременно диагностировать кризисные ситуации и оказывать поддержку молодым людям, обеспечивая позитивное развитие их жизненного пути и минимизацию негативных последствий для будущего.

Список литературы

  1. Быкова Л.Е. Служба школьной медиации. Заметки практика / Л.Е. Быкова // Журнал «Прообраз» Фонд поддержки образования – СПб, 2020. – № 2 (4). – С. 24-25. – URL: https://www.cronao.ru/images/DAR/Media/2020/__2_4_2016.pdf (дата обращения 18.11.2025).
  2. Исаенкова О.В. Развитие медиации в Российской Федерации: проблемы и перспективы / О.В. Исаенкова // Вопросы российского и международного права. 2023. – № 3. – С. 69-87. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-law-2013-3/4-isaenkova.pdf (дата обращения 16.11.2025).
  3. Поспелов Б.И. Проблемные вопросы развития медиации в России / Б.И. Поспелов // Российская юстиция. 2024. № 9. – С. 39-42. URL: https://old.lawinfo.ru/catalog/6653/6763/9/ (дата обращения 16.11.2025).
  4. СПС «Консультант Плюс» Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/ (дата обращения 16.11.2025).
  5. СПС «Консультант Плюс» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 N ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утв. Минобрнауки России 18.11.2013 N ВК-54/07вн) // СПС «Консультант Плюс» – URL: https://lic19.edumsko.ru/about/mediacia/doc/1653321 (дата обращения 16.11.2025).

Поделиться

22

Валитова Р. И. Медиация как один из инструментов «мягкого права» в организациях среднего профессионального образования // Вызовы современности: пандемии, стресс и цифровая зависимость : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 ноября 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13619-mediaciya-kak-odin-iz-instrumentov-myagkogo-prava-v-organizaciyah-srednego-professionalnogo-obrazovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (282)

Прием материалов

22 ноября - 28 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

3 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря