Актуальность исследования
Актуальность темы исследования заключается в важности формирования смыслового чтения у младших школьников, что является основой для развития их речевых и учебных навыков. Несмотря на это, не все дети способны полноценно осмыслить прочитанное, что негативно сказывается на их общей грамотности. В современных условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) необходимо находить новые подходы к обучению, направленные на развитие критического мышления через чтение.
Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения помогает не только улучшить понимание текста, но и развивает умение анализировать и аргументировать собственное мнение. Это делает исследование применения данной технологии в начальной школе актуальным и значимым для современного образовательного процесса.
Цель исследования
Целью данного исследования является анализ эффективности применения технологий критического мышления в процессе формирования смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения, а также выявление факторов, влияющих на успешность их внедрения.
Материалы и методы исследования
Для исследования использовались педагогические и методические материалы, а также научные статьи по теме критического мышления и смыслового чтения.
Методы исследования включают педагогический эксперимент, наблюдения, анкетирование и тестирование, проведённые в начальных классах. На уроках литературного чтения применялись методы ТРКМ, такие, как мозговые штурмы, ассоциативные карты и вопросы разного уровня сложности для оценки развития смыслового чтения и критического мышления у учащихся.
Результаты исследования
Смысловое чтение в начальной школе рассматривается как высокий уровень понимания текста, при котором ребёнок не просто считывает слова, а выделяет ключевые идеи, понимает подтекст, позицию автора, способен сформулировать своё отношение к содержанию. Показатели сформированности навыков смыслового чтения включают: «понимание фактического содержания текста: понимание и выделение из текста фактов, определение главной темы, нахождение соответствий между частями текста; интерпретация текста: понимание подтекста, выявление позиции автора, смысловой структуры текста; рефлексия, оценка текста: осознание собственного отношения к содержанию текста, аргументация своего мнения, понимание общего настроения произведения».
Данный уровень понимания текста требует сформированного фонового опыта, развитого языкового потенциала, критической позиции читателя и способности к самооценке. При этом исследования указывают, что в начальной школе навыки смыслового чтения нередко находятся на недостаточном уровне, что обусловлено как возрастными, так и методическими факторами.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) рассматривается как система приёмов и методов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся, развитие навыков анализа, интерпретации, выработки самостоятельного отношения к информации. В контексте младшей школы и уроков литературного чтения отмечено, что ТРКМ может быть эффективным средством формирования смыслового чтения. Например, исследование отмечает: «На уроках по литературному чтению… приёмы технологии развития критического мышления эффективны при использовании их на уроках по литературному чтению. Они способствуют осмыслению учащимися не только фактической информации, но и сложных значений, заложенных в подтексте произведений, а также формированию собственного отношения к тексту и способности его аргументировать» [4].
Другой источник подчёркивает, что технология включает стадии: фаза вызова, фаза осмысления (реализации), фаза рефлексии. Фаза вызова – актуализация знаний, мотивация; фаза осмысления – самостоятельный поиск ответов, активные методы; фаза рефлексии – выработка собственной позиции, оценка процесса [2].
Таким образом, интеграция ТРКМ в урок литературного чтения даёт возможность повысить глубину понимания текста, развить метакогнитивные навыки (умение задавать вопросы, сопоставлять, аргументировать) и тем самым укрепить смысловое чтение.
Практические исследования показывают, что формирование смыслового чтения посредством ТРКМ требует соблюдения ряда педагогических условий. Одно из таких условий – разработка комплекса уроков по литературному чтению, ориентированного на развитие смыслового чтения и включающего приёмы ТРКМ.
Также важно учитывать возрастные и особенности младших школьников: мотивация, близость содержания к жизненному опыту детей, использование соответствующих форм и методов.
Методика проведения таких уроков предполагает применение активных приёмов: «мозговой штурм», «ассоциативный куст», «кластер», «тонкие и толстые вопросы», чтение со вставками (INSERT‑метод), синквейн и др.
Исследования показывают, что при корректной организации формирующего эксперимента учащиеся младших классов демонстрируют повышение уровней сформированности смыслового чтения: переход с уровня «чтение без понимания позиции автора и структуры» на уровень «выявление темы, позиции автора, собственной точки зрения» [1, с. 118].
Несмотря на положительные данные, имеются значимые проблемы. Во‑первых, методическая база по интеграции ТРКМ в уроки литературного чтения младших классов ещё недостаточно развита: отмечаются «недостаточное количество методических разработок, посвящённых решению задачи формирования навыков смыслового чтения через литературное чтение» [3, с. 231].
Во‑вторых, возрастные особенности младших школьников (слабое формирование абстрактно‑логического мышления, ограниченный жизненный опыт, ограниченные навыки самоконтроля) создают препятствия для полноценного применения высоких ступеней ТРКМ. Во многих исследованиях отмечено, что дети младшего школьного возраста чаще работают с фактами текста, а не с его структурой, подтекстом и позицией автора.
В‑третьих, диагностические методики формирования смыслового чтения и критического мышления нередко ориентированы на текстовые задания, что ограничивает комплексное развитие навыков чтения в разных режимах и жанрах. Более того, результаты часто получаются в условиях эксперимента и требуют подтверждения в широком педагогическом контексте.
Выводы
Таким образом, формирование смыслового чтения у младших школьников через технологию критического мышления – это перспективное направление, опирающееся на теорию и эмпирическую базу. ТРКМ позволяет не просто обеспечить понимание текста, но и развивать аналитические, интерпретативные, оценивающие навыки, что соответствует современным образовательным задачам. Однако важно учитывать возрастные особенности учащихся и создавать адекватные методические условия и материалы. Несмотря на наличие положительных экспериментальных данных, необходим дальнейший массовый педагогический опыт и методическая систематизация подходов.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)