Сегодня, когда информационные и цифровые технологии достигли своего пика развития, практически невозможно найти область деятельности, не затронутую цифровизацией. Цифровые инструменты стремительно проникают в повседневную жизнь людей уже с раннего детства.
Часто приходится наблюдать, как родители, приводя ребенка в детский сад с телефоном, начинают просить вернуть телефон, а ребенок с плачем, истерикой не подчиняется их просьбам. Уже с самого юного возраста дети неосознанно тянутся к красочным изображениям и звучанию, исходящим от разнообразных электронных приборов. Они оперативно осваивают мобильные гаджеты, планшеты и компьютеры, зачастую превосходя взрослых в знании компьютерных технологий по сравнению с умением читать и писать. Телевидение, персональный компьютер, смартфон и интерактивные игрушки, простые в использовании и доступные даже самым маленьким детям, превращаются в ключевой инструмент их социализации в сегодняшнем обществе. Сейчас основным требованием современного образования является цифровизация процесса обучения [1, с. 12], но педагоги с недавнего времени начали бить тревогу по поводу физического и психического здоровья детей. Вот некоторые пункты влияния цифровизации на развитие дошкольников:
- Риски развития и поведения. Чрезмерная увлеченность детскими гаджетами отнимает у детей драгоценное время, которое они проводят в виртуальном мире вместо полноценного отдыха. Это затрудняет концентрацию, повышается раздражительность, гиподинамия, лишний вес, нарушается сон. Однако нельзя отрицать, что современные устройства открывают перед ребятами широкие перспективы для игр, познания и обучения. Но чрезмерное их использование в раннем детстве приводит к отрицательным последствиям для развития ребёнка, являясь причиной ряда когнитивных, языковых и социоэмоциональных задержек [4, с. 22].
- Влияние цифровизации на мышление дошкольников. Цифровые технологии оказывают глубокое влияние на образ мышления детей. Чрезмерное увлечение интернетом и продолжительные видеоигры оказывают негативное воздействие на формирующуюся детскую психику. Огромное количество информации не позволяет ребёнку развивать способность к длительной концентрации. В итоге: проблемы с восприятием информации и замедление умственного развития.
- Отсутствие физической активности и избыточный вес. Компьютеры и смартфоны побуждают детей к малоподвижному образу жизни. Практически отсутствуют подвижные игры, прогулки и активное взаимодействие со сверстниками. Для здорового развития детей, как известно, необходимо 3-4 часа ежедневной физической активности и социального взаимодействия, однако современные дети лишены такой возможности [4, с. 33].
- Эмоции и взаимодействие. Активное использование виртуальных способов общения и компьютерного взаимодействия может привести к снижению самооценки, ухудшению эмоционального благополучия ребёнка. Реальное общение со сверстниками из-за экранного времени снижается, детям труднее устанавливать социальные контакты и отношения с окружающими. В итоге: нехватка социального опыта и трудности в школьной адаптации.
- Проблемы со сном. Наличие медиаустройств в детской спальне связано с недостаточным количеством сна. Использование планшетов или мобильных телефонов перед сном повышает вероятность проблем со сном у детей. Продолжительное воздействие экрана устройства может вызвать усталость глаз и дискомфорт в голове, а также негативно повлиять на синтез мелатонина – гормона, отвечающего за цикл сна и бодрствования. По данным статистики, у большинства современных дошкольников наблюдается снижение памяти и внимания, психологическая неуравновешенность, резкое падение зрения, цифровая зависимость, агрессивное поведение и др. [4, с. 45].
В настоящее время все больше специалистов уверены в том, что многие трудности, возникающие у нынешних детей, напрямую обусловлены широким использованием гаджетов. Сегодняшние дошкольники зачастую демонстрируют признаки преждевременного взросления и способность обсуждать сложные вопросы, поскольку часто получают доступ к разнообразным видеоматериалам для более старшей аудитории. Это приводит к ослаблению зависимости детей от родителей. Под влиянием интернета дети все больше погружаются в виртуальный мир, копируя увиденное, и формируют неверные представления о жизни и моральных принципах [2, c. 2]. Снижение эмоциональной связи с близкими людьми, уменьшение влияния родителей, потеря ими авторитета в воспитании и передаче социальных норм - одна из главных проблем. Основная деятельность для дошкольников, как известно, – это игра. С помощью игры дети познают мир, учатся взаимодействовать друг с другом, «примеряя» на себя различные социальные роли.
Игра – источник физической активности, необходимой для гармоничного развития ребёнка. Однако, в эпоху цифровизации «живое» общение со сверстниками отходит на второй план, игры становятся бедными по содержанию, примитивными по способам, дети все чаще предпочитают общение с помощью компьютерных технологий [3, с. 20]. Подобное состояние способно приводить к различным негативным последствиям: начиная от сложностей в общении и социальной изоляции и заканчивая ухудшением зрения, нарушением осанки и недостатком двигательной активности. Так же, очень важен вопрос информационной безопасности, как состояния защищенности детей от информации, способной причинить вред их здоровью, физическому и духовному развитию.
У дошкольников очень развита познавательная активность, любознательность, стремление узнавать новое. Поэтому, не может не беспокоить возрастающее негативное информационное воздействие на детскую аудиторию. Насилие в информационной среде может провоцировать у детей повышенную агрессивность, снижение сочувствия к окружающим. Реклама, обладая высоким уровнем воздействия на психическое состояние дошкольника, также способна нанести вред детской психике [4, с. 61]. Ребёнок не может критически относиться к поступающей информации, склонен верить всему, о чем говорится в рекламе. Важно сформировать у ребёнка способность критически анализировать получаемую информацию. Лишь тесное сотрудничество между родителями и воспитателем поможет защитить детей от негативного воздействия окружающей информационной среды.
Учитывая значительное воздействие цифровой среды на самых маленьких воспитанников, важно осознать, что дети неотделимы от настоящего времени. Поэтому роль воспитателя заключается не в изоляции ребенка от окружающего мира, а в обучении безопасному и продуктивному общению с ним. В связи с тем, что привычные подходы к образованию теряют свою действенность и не соответствуют потребностям развивающегося цифрового общества, требуется их обновление и совершенствование, а также интеграция инновационных методов обучения и современных каналов коммуникации. Совершенно исключить влияние цифровых технологий из повседневной жизни юных поколений сейчас не представляется возможным, однако для предотвращения негативного воздействия на их здоровье, как ментальное, так и физическое, важно устанавливать ограничения по времени и возрасту использования гаджетов, особенно в семье [5, c. 49]. Важно сформировать у ребёнка готовность к существованию в нынешнем цифровом мире, но лишь благодаря продуманному подходу он сможет полноценно войти в информационное пространство будущего. Простого владения компьютером уже мало, фундаментальные навыки крайне важны, поскольку цифровая осведомлённость является одним из ключевых факторов успешного начала обучения и последующей адаптации в социуме.

.png&w=640&q=75)