Глобализация информационного пространства, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и цифровая трансформация всех сфер общественной жизни привели к формированию принципиально нового типа международных отношений, в котором информационная безопасность приобретает статус критически важного компонента глобальной безопасности. Трансграничный характер информационных угроз, размывание государственных границ в виртуальном пространстве и возрастающая взаимозависимость национальных информационных инфраструктур обусловливают необходимость международного сотрудничества в области обеспечения информационной безопасности, которое должно базироваться на четко сформулированных принципах, нормах и правилах ответственного поведения государств в цифровой среде.
Международная информационная безопасность представляет собой комплексный феномен, охватывающий различные аспекты защищенности глобального информационного пространства от внешних и внутренних угроз. В широком смысле, данное понятие может быть определено как «состояние глобального информационного пространства, при котором исключены возможности нарушения прав личности, общества и государств в информационной сфере, а также деструктивного и противоправного воздействия на элементы национальной критической информационной инфраструктуры» [8, с. 25]. В этом контексте международная информационная безопасность охватывает не только технические аспекты защиты информации и информационных систем, но и правовые, политические, экономические, социальные и психологические измерения информационного взаимодействия на международной арене.
Формирование международно-правовой базы обеспечения информационной безопасности представляет собой сложный и противоречивый процесс, отражающий столкновение различных концептуальных подходов и национальных интересов. В настоящее время не существует общепризнанного международного договора, комплексно регулирующего вопросы информационной безопасности, что создает значительные правовые лакуны и приводит к фрагментации международно-правового режима в данной сфере. Вместе с тем, за последние два десятилетия были предприняты значительные усилия по формированию международно-правовых норм и принципов обеспечения информационной безопасности, которые нашли отражение в ряде документов «мягкого права» и региональных соглашений [11, с. 121].
Одним из ключевых достижений в этой области стала разработка концептуальных основ международной информационной безопасности в рамках деятельности Группы правительственных экспертов ООН по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности (ГПЭ ООН). В 2013 году ГПЭ ООН в своем консенсусном докладе впервые подтвердила применимость международного права, включая Устав ООН, к информационному пространству. В 2015 году эксперты сформулировали одиннадцать добровольных, необязательных норм ответственного поведения государств в киберпространстве, которые, несмотря на свой рекомендательный характер, заложили фундамент для дальнейшего развития международно-правового режима в данной сфере.
Современный этап развития международного сотрудничества в сфере информационной безопасности характеризуется параллельным функционированием двух механизмов в рамках ООН: группы правительственных экспертов (ГПЭ) и Рабочей группы открытого состава (РГОС) [1, с. 155]. Формирование двух параллельных процессов стало результатом глубоких концептуальных разногласий между ведущими государствами мира относительно подходов к обеспечению информационной безопасности. При этом РГОС, учрежденная по инициативе России, предусматривает более инклюзивный формат обсуждения с возможностью участия всех заинтересованных государств, что создает предпосылки для более репрезентативного представительства различных региональных и политических групп в процессе формирования международного режима информационной безопасности.
Принципиальное значение для понимания международных аспектов обеспечения информационной безопасности имеет анализ позиций ключевых акторов международных отношений, которые во многом определяют динамику и направленность глобальных процессов в данной сфере. В настоящее время можно выделить несколько концептуальных подходов к обеспечению международной информационной безопасности, отражающих различные политические, правовые и ценностные ориентации государств.
Российская Федерация и ее союзники, в частности государства-члены Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС, придерживаются широкого понимания информационной безопасности, включающего в себя не только технические аспекты (кибербезопасность), но и информационно-психологическое измерение. Россия последовательно выступает за разработку юридически обязывающего международного договора в сфере информационной безопасности, который бы установил четкие правила ответственного поведения государств в информационном пространстве и ограничил возможности использования ИКТ в военно-политических целях. Важным шагом в этом направлении стала разработка и продвижение в рамках ШОС Кодекса правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности, который представляет собой комплексный свод принципов и норм ответственного поведения государств в цифровой среде [9, с. 279-280].
Соединенные Штаты Америки и их союзники, в частности государства-члены НАТО и Европейского союза, придерживаются более узкого подхода, ориентированного преимущественно на технические аспекты кибербезопасности. США и их партнеры считают существующие нормы международного права достаточными для регулирования отношений в информационной сфере и выступают против разработки новых юридически обязывающих международных договоров. Вместо этого они отдают предпочтение формированию добровольных, необязательных норм ответственного поведения и укреплению доверия между государствами в информационном пространстве. Кроме того, США и их союзники активно развивают концепцию «сдерживания» в киберпространстве, предусматривающую возможность применения военной силы в ответ на кибератаки, что вызывает серьезную обеспокоенность России и других государств [10, с. 161].
Развивающиеся страны, в частности государства Азии, Африки и Латинской Америки, в целом поддерживают идею формирования всеобъемлющего международно-правового режима информационной безопасности, однако акцентируют внимание на необходимости преодоления «цифрового разрыва» и обеспечения справедливого доступа к информационным технологиям и ресурсам [3, с. 24]. Для многих развивающихся государств приоритетное значение имеют вопросы наращивания потенциала в сфере информационной безопасности, технической помощи и передачи технологий, что отражает их стремление к преодолению технологической зависимости и обеспечению информационного суверенитета.
Региональное измерение международной информационной безопасности приобретает все большую значимость в условиях фрагментации глобального управления и активизации процессов регионализации в международных отношениях. В различных регионах мира формируются собственные механизмы и инструменты обеспечения информационной безопасности, отражающие специфику региональных интересов и подходов.
В рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) создан комплексный механизм обеспечения информационной безопасности, включающий Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения информационной безопасности, Концепцию сотрудничества государств-участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности и Стратегию обеспечения информационной безопасности государств-участников СНГ [6, с. 86]. Кроме того, в рамках СНГ функционирует Антитеррористический центр, одной из задач которого является противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в террористических целях.
Европейский союз развивает собственную стратегию кибербезопасности, ориентированную на защиту критической информационной инфраструктуры, противодействие киберпреступности и укрепление кибер-резильентности. В 2016 году была принята Директива ЕС по безопасности сетей и информационных систем (NIS Directive), которая устанавливает общие стандарты кибербезопасности для всех государств-членов ЕС [5, с. 148-149]. Кроме того, в рамках ЕС функционирует Агентство по кибербезопасности (ENISA), координирующее деятельность стран-членов в данной области.
В Африке региональное сотрудничество в сфере информационной безопасности развивается в рамках Африканского союза, который в 2014 году принял Конвенцию о кибербезопасности и защите персональных данных. Данная конвенция устанавливает общие принципы защиты информационной инфраструктуры, противодействия киберпреступности и защиты персональных данных на африканском континенте.
Азиатско-Тихоокеанский регион характеризуется значительным разнообразием подходов к обеспечению информационной безопасности, что обусловлено гетерогенностью региона и наличием различных центров силы. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) развивает сотрудничество в сфере кибербезопасности в рамках Мастер-плана АСЕАН 2025, который предусматривает укрепление цифровой связанности и повышение кибер-резильентности региона [12].
Одним из ключевых вызовов международной информационной безопасности является проблема атрибуции кибератак, то есть определения источника информационного воздействия. Технические особенности киберпространства, такие, как возможность использования анонимных прокси-серверов, ботнетов и других средств сокрытия реального источника атаки, значительно затрудняют процесс атрибуции и создают условия для дезинформации и манипуляций. В этой связи особое значение приобретает формирование международных механизмов и процедур атрибуции, основанных на объективных технических критериях и исключающих политизацию данного процесса.
Еще одним серьезным вызовом является проблема милитаризации информационного пространства и использования ИКТ в военно-политических целях. Все большее число государств развивает наступательные и оборонительные кибер-возможности, интегрируя их в свои военные доктрины и стратегии. Некоторые страны, в частности члены НАТО, рассматривают возможность применения статьи 5 Североатлантического договора (о коллективной обороне) в ответ на кибератаки, что по сути означает легитимизацию применения военной силы в ответ на действия в информационном пространстве [4, с. 180]. Такой подход вызывает обоснованные опасения со стороны России и ряда других государств, которые выступают за демилитаризацию информационной сферы и недопущение ее превращения в новое поле военного противостояния.
Проблема «цифрового суверенитета» и управления Интернетом также приобретает все большую актуальность в контексте международной информационной безопасности. Существующая система управления Интернетом, в которой ключевую роль играют американские и западные структуры, такие как ICANN (Корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами), вызывает обеспокоенность многих государств, стремящихся к обеспечению своего цифрового суверенитета. Россия, Китай и ряд других стран выступают за реформирование системы управления Интернетом и передачу соответствующих функций под эгиду ООН или другой международной организации с равным представительством всех государств [7, с. 81].
Глобальные вызовы информационной безопасности требуют комплексного и скоординированного международного ответа, основанного на принципах многосторонности, инклюзивности и уважения суверенитета. Как отмечает А. В. Виловатых, «в современных условиях информационная безопасность становится фактором стратегической стабильности и одним из важнейших аспектов обеспечения национальной безопасности в целом. Информационные технологии начинают играть все более важную роль в обеспечении национальной безопасности и стабильности» [2, с. 15]. В этом контексте формирование эффективного международного режима информационной безопасности приобретает особую актуальность и значимость.
Важным аспектом международного сотрудничества в сфере информационной безопасности является проблема наращивания потенциала и преодоления «цифрового разрыва» между развитыми и развивающимися странами. Многие развивающиеся государства не обладают достаточными техническими, финансовыми и кадровыми ресурсами для эффективного обеспечения информационной безопасности, что делает их уязвимыми перед лицом современных кибер-угроз. В этой связи особое значение приобретают международные программы технической помощи, передачи технологий и обучения специалистов в сфере информационной безопасности.
Новые технологические вызовы, связанные с развитием искусственного интеллекта, квантовых вычислений, интернета вещей и других перспективных технологий, создают дополнительные риски для международной информационной безопасности. Эти технологии могут быть использованы как для защиты, так и для нарушения безопасности информационных систем, что создает новые дилеммы безопасности и требует своевременной адаптации международных норм и принципов к меняющимся технологическим реалиям.
Особую актуальность приобретает проблема формирования международно-правовых норм и этических принципов разработки и применения систем искусственного интеллекта в контексте информационной безопасности. Системы искусственного интеллекта могут быть использованы для проведения масштабных кибератак, анализа и эксплуатации уязвимостей, а также для создания и распространения дезинформации (так называемые «глубокие фейки»), что создает серьезные угрозы международной безопасности и стабильности.
Таким образом, международные аспекты обеспечения информационной безопасности приобретают всё большую значимость в условиях глобализации информационного пространства и цифровой трансформации международных отношений. Трансграничный характер информационных угроз, размывание государственных границ в виртуальном пространстве и возрастающая взаимозависимость национальных информационных инфраструктур обусловливают необходимость международного сотрудничества в данной области.
Современный этап развития международного сотрудничества в сфере информационной безопасности характеризуется сложным переплетением различных концептуальных подходов и национальных интересов, что создает определенные препятствия для формирования всеобъемлющего международно-правового режима в данной сфере. Вместе с тем наблюдается постепенное формирование международного консенсуса относительно необходимости обеспечения безопасности и стабильности в информационном пространстве, а также развитие региональных и двусторонних механизмов сотрудничества.
Новые технологические вызовы, связанные с развитием искусственного интеллекта, квантовых вычислений, интернета вещей и других перспективных технологий, создают дополнительные риски для международной информационной безопасности и требуют своевременной адаптации международных норм и принципов к меняющимся технологическим реалиям. В этих условиях особое значение приобретает формирование эффективного международного режима информационной безопасности, основанного на принципах многосторонности, инклюзивности и уважения суверенитета, который бы обеспечил безопасное, стабильное и устойчивое развитие глобального информационного пространства в интересах всего международного сообщества.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)