Главная
АИ #47 (282)
Статьи журнала АИ #47 (282)
Сенсорная интеграция у детей с РАС через крупную моторику с применением поощрени...

Сенсорная интеграция у детей с РАС через крупную моторику с применением поощрения

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольники
дети с расстройством аутистического спектра
обучение
воспитание
принципы
сенсорная интеграция
крупная моторика
навыки
поведение
жетонная система подкреплений

Аннотация статьи

Статья раскрывает эффективный подход к развитию сенсорной интеграции у детей с расстройством аутистического спектра (РАС). В центре внимания – использование упражнений на крупную моторику (прыжки, лазание, раскачивание) для целенаправленного воздействия на вестибулярную и проприоцептивную системы. Особое внимание уделяется практическому применению системы поощрений для мотивации ребенка и закрепления положительного опыта. Материал содержит теоретическое обоснование метода и готовые примеры игр и упражнений.

Текст статьи

1. Что такое сенсорная интеграция (СИ) и почему она важна для детей с РАС?

Сенсорная интеграция – это процесс, при котором нервная система организует и обрабатывает информацию от всех органов чувств (зрение, слух, осязание, вестибулярный аппарат, проприоцепция и др.), чтобы дать адекватную ответную реакцию.

У детей с РАС этот процесс часто нарушен.

Это может проявляться как:

  • Сенсорная избегание (гиперчувствительность): ребенок закрывает уши от звуков, не любит прикосновений, избегает качелей.
  • Сенсорный поиск (гипочувствительность): ребенок кружится, прыгает, сильно давит на предметы, чтобы получить нужные ощущения.
  • Цель СИ: помочь ребенку научиться правильно воспринимать и использовать сенсорные сигналы из окружающего мира.

2. Роль крупной моторики в сенсорной интеграции

Крупная моторика – это движения, в которых задействованы крупные мышцы тела (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание). Это мощный инструмент для СИ, потому что такие движения напрямую воздействуют на ключевые сенсорные системы:

Вестибулярная система (чувство равновесия и положения тела в пространстве):

  • Как стимулировать: качание на качелях, вращение, кувырки, прыжки на батуте, ходьба по неровным поверхностям.
  • Эффект: помогает регулировать уровень бодрствования (успокаивает или, наоборот, тонизирует), улучшает координацию.

Проприоцептивная система (ощущение положения суставов и мышц, чувство тела):

  • Как стимулировать: любые действия с сопротивлением и давлением: толкание/тягание тяжелых предметов (тележка, канат), лазание по канату, ползание через «тоннель» из подушек, прыжки, «сэндвич» (аккуратное зажатие между матами или подушками).
  • Эффект: оказывает глубокое успокаивающее, организующее действие на нервную систему, снижает тревожность, помогает ребенку лучше «ощущать» границы своего тела.

Тактильная система (осязание):

  • Как стимулировать: использование в играх материалов разной текстуры (песок, крупы, маты разной фактуры), ползание по различным поверхностям, игры в сухом бассейне с шариками.
  • Эффект: помогает снизить тактильную защиту или, наоборот, дать необходимые сенсорные ощущения.

3. Применение поощрения (подкрепления) в процессе занятий

Для детей с РАС мотивация к деятельности часто снижена. Поощрение – это ключевой инструмент для формирования желаемого поведения и закрепления успеха.

Принципы эффективного поощрения:

  1. Индивидуальность: поощрением должно быть то, что действительно ценно для конкретного ребенка (любимая игрушка, просмотр мультфильма, похвала, щекотка, еда).
  2. Немедленность: поощрение должно следовать сразу же за правильным действием или попыткой его выполнить.
  3. Частота: на начальных этапах поощрять нужно каждую успешную попытку.
  4. Предсказуемость: ребенок должен понимать связь между действием и наградой. Можно использовать визуальную поддержку (доску «сначала-потом»).
  5. Постепенность: со временем требовать от ребенка немного большего усилия, прежде чем дать поощрение.

Виды поощрений:

  • Социальные: похвала («Умница!», «Супер!»), аплодисменты, объятия, «пять».
  • Предметные: любимая машинка, пазл, spinner.
  • Деятельностные: возможность поиграть в любимую игру, покрутиться, посмотреть короткий клип.
  • Пищевые: маленькие кусочки любимого лакомства (печенье, изюм, сухарик).
  • Сенсорные: то, что приносит ребенку сенсорное удовольствие (мыльные пузыри, вибрационный массаж, щекотка).

4. Практические игры и упражнения (с примерами встраивания поощрения)

Структура занятия: разминка → основная активность (2-3 упражнения) → завершающее, успокаивающее упражнение.

Таблица

Цель/Сенсорная система

Упражнение

Как применить поощрение

Вестибулярная система

Качели: раскачивать ребенка, прося его бросать мячи в корзину.

Сначала бросим 3 мяча, потом получишь вертеть спиннер. Поощрение – доступ к любимому сенсорному предмету.

Проприоцептивная система

«Гусеница»: ребенок проползает через «тоннель» из стульев и одеял, толкая перед собой тяжелую подушку.

После каждого успешного прохождения «тоннеля» давать ребенку съемное поощрение (кусочек печенья) или хвалить («Ты такой сильный!»).

Вестибулярная + проприоцептивная

Прыжки на батуте: ребенок прыгает, по команде взрослого садится и встает. Использовать жетонную систему.

Прыжки на батуте: ребенок прыгает, по команде взрослого садится и встает. Использовать жетонную систему.

Тактильная + крупная моторика

«Гора из подушек»: ребенок забирается на гору из подушек разной текстуры и скатывается с нее.

Социальное поощрение: бурная радость и объятия после того, как он скатится. «Ура! Ты сделал это!».

Координация и планирование движений

Полоса препятствий: (Проползти через тоннель → пройти по доске → перепрыгнуть через 3 подушки).

После прохождения всей полосы – главное поощрение дня (например, 5 минут игры на планшете).

5. Ключевые выводы:

  1. Регулярность важнее интенсивности. Короткие, но ежедневные игровые сессии сенсорно-моторных упражнений эффективнее редких длительных занятий.
  2. Наблюдайте за ребенком. Его поведение – лучший показатель того, что упражнение работает (он успокаивается, становится более собранным) или, наоборот, является перегрузкой.
  3. Сотрудничайте со специалистом. Разработку программы сенсорной интеграции лучше проводить вместе с эрготерапевтом или специальным педагогом.
  4. Соединение «Действие → Успех → Поощрение» создает у ребенка с РАС положительный опыт и мотивацию участвовать в деятельности, которая помогает развивать его сенсорные системы и крупную моторику.

Список литературы

  1. Горячева Т.Г. Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции: учебно-методическое пособие / Т.Г. Горячева, Ю.В. Никитина. – М.: Генезис, 2018 – 168 с.
  2. Иванов Е.С. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие / Е.С. Иванов. – СПб.: Дидактика плюс, 2004 – 209 с.

Поделиться

53

Корнева О. Н., Мочалова Н. А., Михайлюкова И. С. Сенсорная интеграция у детей с РАС через крупную моторику с применением поощрения // Актуальные исследования. 2025. №47 (282). Ч.III. С. 41-43. URL: https://apni.ru/article/13645-sensornaya-integraciya-u-detej-s-ras-cherez-krupnuyu-motoriku-s-primeneniem-pooshreniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (283)

Прием материалов

29 ноября - 5 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря