1. Что такое сенсорная интеграция (СИ) и почему она важна для детей с РАС?
Сенсорная интеграция – это процесс, при котором нервная система организует и обрабатывает информацию от всех органов чувств (зрение, слух, осязание, вестибулярный аппарат, проприоцепция и др.), чтобы дать адекватную ответную реакцию.
У детей с РАС этот процесс часто нарушен.
Это может проявляться как:
- Сенсорная избегание (гиперчувствительность): ребенок закрывает уши от звуков, не любит прикосновений, избегает качелей.
- Сенсорный поиск (гипочувствительность): ребенок кружится, прыгает, сильно давит на предметы, чтобы получить нужные ощущения.
- Цель СИ: помочь ребенку научиться правильно воспринимать и использовать сенсорные сигналы из окружающего мира.
2. Роль крупной моторики в сенсорной интеграции
Крупная моторика – это движения, в которых задействованы крупные мышцы тела (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание). Это мощный инструмент для СИ, потому что такие движения напрямую воздействуют на ключевые сенсорные системы:
Вестибулярная система (чувство равновесия и положения тела в пространстве):
- Как стимулировать: качание на качелях, вращение, кувырки, прыжки на батуте, ходьба по неровным поверхностям.
- Эффект: помогает регулировать уровень бодрствования (успокаивает или, наоборот, тонизирует), улучшает координацию.
Проприоцептивная система (ощущение положения суставов и мышц, чувство тела):
- Как стимулировать: любые действия с сопротивлением и давлением: толкание/тягание тяжелых предметов (тележка, канат), лазание по канату, ползание через «тоннель» из подушек, прыжки, «сэндвич» (аккуратное зажатие между матами или подушками).
- Эффект: оказывает глубокое успокаивающее, организующее действие на нервную систему, снижает тревожность, помогает ребенку лучше «ощущать» границы своего тела.
Тактильная система (осязание):
- Как стимулировать: использование в играх материалов разной текстуры (песок, крупы, маты разной фактуры), ползание по различным поверхностям, игры в сухом бассейне с шариками.
- Эффект: помогает снизить тактильную защиту или, наоборот, дать необходимые сенсорные ощущения.
3. Применение поощрения (подкрепления) в процессе занятий
Для детей с РАС мотивация к деятельности часто снижена. Поощрение – это ключевой инструмент для формирования желаемого поведения и закрепления успеха.
Принципы эффективного поощрения:
- Индивидуальность: поощрением должно быть то, что действительно ценно для конкретного ребенка (любимая игрушка, просмотр мультфильма, похвала, щекотка, еда).
- Немедленность: поощрение должно следовать сразу же за правильным действием или попыткой его выполнить.
- Частота: на начальных этапах поощрять нужно каждую успешную попытку.
- Предсказуемость: ребенок должен понимать связь между действием и наградой. Можно использовать визуальную поддержку (доску «сначала-потом»).
- Постепенность: со временем требовать от ребенка немного большего усилия, прежде чем дать поощрение.
Виды поощрений:
- Социальные: похвала («Умница!», «Супер!»), аплодисменты, объятия, «пять».
- Предметные: любимая машинка, пазл, spinner.
- Деятельностные: возможность поиграть в любимую игру, покрутиться, посмотреть короткий клип.
- Пищевые: маленькие кусочки любимого лакомства (печенье, изюм, сухарик).
- Сенсорные: то, что приносит ребенку сенсорное удовольствие (мыльные пузыри, вибрационный массаж, щекотка).
4. Практические игры и упражнения (с примерами встраивания поощрения)
Структура занятия: разминка → основная активность (2-3 упражнения) → завершающее, успокаивающее упражнение.
Таблица
Цель/Сенсорная система | Упражнение | Как применить поощрение |
Вестибулярная система | Качели: раскачивать ребенка, прося его бросать мячи в корзину. | Сначала бросим 3 мяча, потом получишь вертеть спиннер. Поощрение – доступ к любимому сенсорному предмету. |
Проприоцептивная система | «Гусеница»: ребенок проползает через «тоннель» из стульев и одеял, толкая перед собой тяжелую подушку. | После каждого успешного прохождения «тоннеля» давать ребенку съемное поощрение (кусочек печенья) или хвалить («Ты такой сильный!»). |
Вестибулярная + проприоцептивная | Прыжки на батуте: ребенок прыгает, по команде взрослого садится и встает. Использовать жетонную систему. | Прыжки на батуте: ребенок прыгает, по команде взрослого садится и встает. Использовать жетонную систему. |
Тактильная + крупная моторика | «Гора из подушек»: ребенок забирается на гору из подушек разной текстуры и скатывается с нее. | Социальное поощрение: бурная радость и объятия после того, как он скатится. «Ура! Ты сделал это!». |
Координация и планирование движений | Полоса препятствий: (Проползти через тоннель → пройти по доске → перепрыгнуть через 3 подушки). | После прохождения всей полосы – главное поощрение дня (например, 5 минут игры на планшете). |
5. Ключевые выводы:
- Регулярность важнее интенсивности. Короткие, но ежедневные игровые сессии сенсорно-моторных упражнений эффективнее редких длительных занятий.
- Наблюдайте за ребенком. Его поведение – лучший показатель того, что упражнение работает (он успокаивается, становится более собранным) или, наоборот, является перегрузкой.
- Сотрудничайте со специалистом. Разработку программы сенсорной интеграции лучше проводить вместе с эрготерапевтом или специальным педагогом.
- Соединение «Действие → Успех → Поощрение» создает у ребенка с РАС положительный опыт и мотивацию участвовать в деятельности, которая помогает развивать его сенсорные системы и крупную моторику.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)