Главная
АИ #47 (282)
Статьи журнала АИ #47 (282)
Цифровизация образования как ключевой фактор развития современной образовательно...

Цифровизация образования как ключевой фактор развития современной образовательной среды

Научный руководитель

Рубрика

Информационные технологии

Ключевые слова

цифровизация
образование
LMS
электронная образовательная среда
дистанционное обучение
цифровая трансформация

Аннотация статьи

В статье рассматривается влияние цифровизации на развитие современной образовательной среды, начиная с периода COVID-19. Анализируются ключевые технологические решения, используемые в учебных учреждениях: электронные образовательные платформы, системы дистанционного обучения и средства автоматизации учебного процесса. Цифровизация, рассмотрена как факт, способствующий повышению качества обучения, индивидуализации образовательных траекторий и расширению возможностей для взаимодействия между преподавателями и обучающимися. Сформулированы выводы о значимости цифровой трансформации для устойчивого развития системы образования.

Текст статьи

Введение

Современное общество развивается под влиянием стремительной цифровой трансформации. Цифровые технологии становятся неотъемлемой частью экономических, социальных и культурных процессов, что неизбежно влияет и на систему образования. Учебные заведения сталкиваются с необходимостью адаптироваться к новым условиям, внедряя цифровые инструменты и формируя современные образовательные среды.

Цифровизация образования направлена на повышение эффективности учебного процесса, развитие новых форм взаимодействия между участниками образовательного процесса и обеспечение доступности качественных образовательных ресурсов. Особенно актуальным данный процесс стал в условиях массового перехода к дистанционным формам обучения.

Цель работы – проанализировать роль цифровизации в модернизации системы образования и выделить ключевые преимущества и проблемы внедрения цифровых технологий.

Объекты и методы исследования

Объектом исследования явились учебные заведения среднего и высшего образования.

Предметом - цифровая трансформация образовательной среды и ее влияние на качество и эффективность образовательного процесса.

В рамках исследования использовались следующие методы:

  • контент-анализ, сравнение и обобщение;
  • анкетный опрос обучающихся и преподавателей;

Особое внимание во время приведённого исследования уделялось системам дистанционного обучения (LMS) и цифровым сервисам, обеспечивающим индивидуальный подход к обучению.

По итогам дистанционного обучения, начиная с 2020 учебного года проводились опросы, тестирование и анкетирование обучающихся и преподавателей.

Часть результатов приведена на рисунках 1–5.

image.png

Рис. 1. Отношения преподавателей и обучающихся к формам обучения

При переходе на дистанционный формат обучения, как у обучающихся, так и у преподавателей возникли сложности, связанные с технической составляющей (рис. 2). Наибольшее количество проблем возникло при использовании платформы для дистанционного обучения в период взаимодействия между преподавателями и учениками.

image.png

Рис. 2. Сложности при дистанционном формате обучения

Несмотря на то, что дистанционные курсы достаточно понятны, не все опрошенные согласны с тем, что они могли бы полностью заменить реальные занятия (рис. 3).

image.png

Рис. 3. Отношение по замене аудиторных занятий дистанционным курсом

Студенты, и преподаватели сошлись во мнении, что главное в дистанционном обучении – это налаженное взаимодействие между ними:

  • выбор социальных сетей;
  • мессенджеры;
  • электронная почта и другое.

Однако их взгляды, касающиеся выбора платформ для обмена информацией, во многом отличались, о чем свидетельствуют результаты, представленные на рисунке 4.

image.png

Рис. 4. Предпочтения взаимодействия преподаватель – обучающийся в дистанционном формате

Большинство преподавателей (78,9%) готовы применять дистанционные образовательные технологии (ДОТ) на постоянной основе только в случае необходимости. Это при том, что они уже используют элементы ДОТ в традиционном очном формате.

image.png

Рис. 5. Использование ДОТ на постоянной основе

Проведённый анализ показал ряд значимых преимуществ:

  • повышение доступности образования для людей из разных регионов и социальных групп;
  • возможность индивидуализации обучения за счёт адаптивных программ и персонализированных рекомендаций;
  • увеличение интерактивности учебного процесса благодаря использованию тестов, симуляторов и мультимедиа;
  • автоматизация рутинных процессов (проверка заданий, ведение журналов), что снижает нагрузку на преподавателей;
  • расширение возможностей для непрерывного образования и получения новых компетенций в онлайн-формате.

В ходе проведенных исследований были выявлены следующие недостатки и проблемы цифровизации:

  • цифровое неравенство – не у всех студентов и преподавателей есть доступ к современной технике и стабильному интернету;
  • низкий уровень цифровой грамотности среди части участников образовательного процесса;
  • технические и организационные сложности: проблемы с платформами, взаимодействием, устаревшим оборудованием;
  • риски кибербезопасности и утечки данных;
  • снижение живого общения, что может негативно влиять на коммуникативные навыки и мотивацию.

Отношение к цифровым форматам:

  • большинство преподавателей и студентов не готовы полностью отказаться от очного формата в пользу дистанционного;
  • гибридная модель признана наиболее эффективной, сочетающей преимущества традиционного и цифрового обучения.

Заключение

Цифровизация является ключевым направлением развития современной системы образования. Использование цифровых технологий открывает новые возможности для повышения качества обучения, расширяет доступ к образовательным ресурсам и способствует формированию гибкой образовательной среды.

Однако эффективная цифровая трансформация требует комплексного подхода: развития инфраструктуры, повышения цифровой грамотности преподавателей и создания надежных систем защиты данных. В долгосрочной перспективе цифровизация образования становится важным фактором повышения конкурентоспособности образовательных учреждений и подготовки кадров для цифровой экономики.

Список литературы

  1. «Опыт использования дистанционных образовательных технологий в рамках дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» – https://research-journal.org/archive/9-123-2022september/10.23670/IRJ.2022.123.6 (дата обращения 20.10.2025).
  2. Колин К. Информатизация образования: новые приоритеты / К. Колин // Российский портал информатизации образования. – URL: https://portalsga.ru/data/2804.pdf (дата обращения 02.11.2025).
  3. Геращенко Л.А. Геймификация и особенности разработки интеллектуальных образовательных тренажеров / Л.А. Геращенко, Д.С. Айсина, Н.Н. Малова // Новое в науке и образовании: Материалы Международной ежегодной научно-практической конференции, Москва, 04 апреля 2023 года / Отв. редактор Е.В. Дмитриев, сост. Э.Н. Замега. – Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «Манускрипт», 2023. – С. 7-23.

Поделиться

106

Коломойцев В. В. Цифровизация образования как ключевой фактор развития современной образовательной среды // Актуальные исследования. 2025. №47 (282). Ч.I. С. 42-45. URL: https://apni.ru/article/13648-cifrovizaciya-obrazovaniya-kak-klyuchevoj-faktor-razvitiya-sovremennoj-obrazovatelnoj-sredy

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Информационные технологии»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (283)

Прием материалов

29 ноября - 5 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря