Введение
Современное общество развивается под влиянием стремительной цифровой трансформации. Цифровые технологии становятся неотъемлемой частью экономических, социальных и культурных процессов, что неизбежно влияет и на систему образования. Учебные заведения сталкиваются с необходимостью адаптироваться к новым условиям, внедряя цифровые инструменты и формируя современные образовательные среды.
Цифровизация образования направлена на повышение эффективности учебного процесса, развитие новых форм взаимодействия между участниками образовательного процесса и обеспечение доступности качественных образовательных ресурсов. Особенно актуальным данный процесс стал в условиях массового перехода к дистанционным формам обучения.
Цель работы – проанализировать роль цифровизации в модернизации системы образования и выделить ключевые преимущества и проблемы внедрения цифровых технологий.
Объекты и методы исследования
Объектом исследования явились учебные заведения среднего и высшего образования.
Предметом - цифровая трансформация образовательной среды и ее влияние на качество и эффективность образовательного процесса.
В рамках исследования использовались следующие методы:
- контент-анализ, сравнение и обобщение;
- анкетный опрос обучающихся и преподавателей;
Особое внимание во время приведённого исследования уделялось системам дистанционного обучения (LMS) и цифровым сервисам, обеспечивающим индивидуальный подход к обучению.
По итогам дистанционного обучения, начиная с 2020 учебного года проводились опросы, тестирование и анкетирование обучающихся и преподавателей.
Часть результатов приведена на рисунках 1–5.

Рис. 1. Отношения преподавателей и обучающихся к формам обучения
При переходе на дистанционный формат обучения, как у обучающихся, так и у преподавателей возникли сложности, связанные с технической составляющей (рис. 2). Наибольшее количество проблем возникло при использовании платформы для дистанционного обучения в период взаимодействия между преподавателями и учениками.

Рис. 2. Сложности при дистанционном формате обучения
Несмотря на то, что дистанционные курсы достаточно понятны, не все опрошенные согласны с тем, что они могли бы полностью заменить реальные занятия (рис. 3).

Рис. 3. Отношение по замене аудиторных занятий дистанционным курсом
Студенты, и преподаватели сошлись во мнении, что главное в дистанционном обучении – это налаженное взаимодействие между ними:
- выбор социальных сетей;
- мессенджеры;
- электронная почта и другое.
Однако их взгляды, касающиеся выбора платформ для обмена информацией, во многом отличались, о чем свидетельствуют результаты, представленные на рисунке 4.

Рис. 4. Предпочтения взаимодействия преподаватель – обучающийся в дистанционном формате
Большинство преподавателей (78,9%) готовы применять дистанционные образовательные технологии (ДОТ) на постоянной основе только в случае необходимости. Это при том, что они уже используют элементы ДОТ в традиционном очном формате.

Рис. 5. Использование ДОТ на постоянной основе
Проведённый анализ показал ряд значимых преимуществ:
- повышение доступности образования для людей из разных регионов и социальных групп;
- возможность индивидуализации обучения за счёт адаптивных программ и персонализированных рекомендаций;
- увеличение интерактивности учебного процесса благодаря использованию тестов, симуляторов и мультимедиа;
- автоматизация рутинных процессов (проверка заданий, ведение журналов), что снижает нагрузку на преподавателей;
- расширение возможностей для непрерывного образования и получения новых компетенций в онлайн-формате.
В ходе проведенных исследований были выявлены следующие недостатки и проблемы цифровизации:
- цифровое неравенство – не у всех студентов и преподавателей есть доступ к современной технике и стабильному интернету;
- низкий уровень цифровой грамотности среди части участников образовательного процесса;
- технические и организационные сложности: проблемы с платформами, взаимодействием, устаревшим оборудованием;
- риски кибербезопасности и утечки данных;
- снижение живого общения, что может негативно влиять на коммуникативные навыки и мотивацию.
Отношение к цифровым форматам:
- большинство преподавателей и студентов не готовы полностью отказаться от очного формата в пользу дистанционного;
- гибридная модель признана наиболее эффективной, сочетающей преимущества традиционного и цифрового обучения.
Заключение
Цифровизация является ключевым направлением развития современной системы образования. Использование цифровых технологий открывает новые возможности для повышения качества обучения, расширяет доступ к образовательным ресурсам и способствует формированию гибкой образовательной среды.
Однако эффективная цифровая трансформация требует комплексного подхода: развития инфраструктуры, повышения цифровой грамотности преподавателей и создания надежных систем защиты данных. В долгосрочной перспективе цифровизация образования становится важным фактором повышения конкурентоспособности образовательных учреждений и подготовки кадров для цифровой экономики.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)