Современное дошкольное образование ориентировано на создание условий, в которых ребенок выступает не пассивным объектом обучения, а активным, творческим субъектом, способным к созданию и презентации собственных продуктов деятельности [1]. Изобразительное творчество является традиционной и наиболее доступной формой такого самовыражения для дошкольника. Однако статичный рисунок, хранящийся в папке, часто теряет свою актуальность для ребенка сразу после создания. Возникает педагогическая проблема: как сделать продукты детского изобразительного творчества живыми, динамичными, значимыми и интегрированными в образовательное пространство группы?
Эффективным решением данной проблемы, по нашему мнению, является мультипликация. Мультипликация представляет собой универсальный синтетический вид искусства, объединяющий визуальные и аудиальные компоненты в единое динамическое целое [3]. В контексте дошкольного образования она становится средством визуализации, позволяющим «оживить» детский рисунок, наполнить его сюжетом, движением и звуком, тем самым переводя его из разряда сиюминутного продукта в категорию значимого культурного объекта – мультфильма.
Цель статьи – теоретически обосновать и на основе собственного педагогического опыта описать модель использования мультипликации как средства визуализации продуктов детского изобразительного творчества в условиях ДОУ.
1. Теоретическое обоснование подхода
Визуализация в педагогике понимается как процесс создания и использования визуальных образов для представления информации и облегчения ее понимания [2]. Применительно к детскому творчеству визуализация через мультипликацию решает несколько основных задач:
- Смыслообразующая задача: статичный рисунок обретает сюжет и развитие во времени. Ребенок видит, как его персонаж начинает действовать, вступать во взаимоотношения, что углубляет первоначальный замысел.
- Мотивационная задача: процесс создания мультфильма является высокомотивирующей деятельностью. Перспектива увидеть свой рисунок на экране значительно повышает осознанность и качество изобразительной деятельности.
- Рефлексивная задача: просмотр готового мультфильма позволяет ребенку увидеть результат коллективных усилий, проанализировать собственный вклад и оценить его значимость в контексте общего продукта.
- Коммуникативная задача: создание мультфильма – это всегда коллективный проект, требующий распределения ролей, договоренностей и совместного планирования действий.
Таким образом, мультипликация выступает не как отдельный вид деятельности, а как интегративная технология, «надстраивающаяся» над изобразительным творчеством и выводящая его на качественно новый уровень.
2. Методика работы и опыт ее реализации
Этап 1. Создание изобразительного контента
Цель: продуцирование детьми серии взаимосвязанных изображений (персонажей, фонов, объектов), которые лягут в основу мультфильма.
Содержание работы: на этом этапе проводились традиционные занятия по рисованию, лепке, аппликации, но с четкой проектной задачей. Например, в рамках темы «Подводный мир» дети рисовали рыб, водоросли, камни на отдельных листах бумаги. Важным условием было обсуждение будущего сюжета: «Какую историю могут рассказать эти рыбы?». Это придавало изобразительной деятельности целеполагание. Использовались техники, удобные для последующей анимации: рисование фломастерами для четкого контура, создание плоских пластилиновых фигурок для перекладки, коллаж.
Этап 2. Анимирование и озвучивание
Цель: динамическая визуализация созданных изображений.
Содержание работы: данный этап реализовывался в формате кружковой работы или деятельности в малых группах. Использовалась техника перекладной анимации. Дети под руководством педагога выступали в роли аниматоров: перемещали вырезанных персонажей на нарисованном фоне, фиксируя каждый шаг на фотоаппарат (метод stop-motion). Например, рыба «проплывала» между водорослями. Процесс требовал от детей терпения, точности и слаженной работы. На этапе озвучивания дети придумывали и записывали реплики, подбирали шумовые эффекты (шелест бумаги = шум воды), что способствовало развитию речи и звукового восприятия. Монтаж осуществлялся педагогом в программе CapCut.
Этап 3. Рефлексивный просмотр и презентация
Цель: осмысление и оценка полученного продукта, интеграция его в образовательное пространство.
Содержание работы: готовый мультфильм (продолжительностью 1,5–2 минуты) представлялся на общем просмотре для всей группы и родителей. Это ключевой момент визуализации. Дети видели не разрозненные рисунки, а целостную историю, созданную их руками. После просмотра проводилась беседа: «Узнали ли вы своих героев?», «Что было самым интересным в их приключении?», «Что бы вы хотели изменить?». Мультфильмы становились частью предметно-пространственной среды: их показывали на праздниках, размещали в цифровой библиотеке группы.
Наблюдения и беседы с детьми показали следующие результаты:
- Повышение мотивации к изобразительной деятельности: дети стали более осознанно подходить к процессу рисования, понимая его дальнейшую перспективу («Мы это будем снимать!»).
- Развитие сюжетного мышления: в своих рисунках дети стали чаще планировать не просто образ, а действие, которое будет совершать персонаж.
- Рост самооценки и коммуникативной компетентности: успешный опыт создания коллективного продукта и его публичной презентации положительно влиял на эмоциональное состояние детей и их статус в группе.
- Активное включение родителей: просмотр мультфильмов вызвал живой отклик у родителей, что способствовало укреплению детско-родительских отношений и повышению престижа детского творчества в семьях.
Трудности, с которыми столкнулись, были связаны с технической стороной процесса и необходимостью индивидуальной работы с детьми, у которых низкий темп деятельности.
Проведенная работа подтвердила, что мультипликация является высокоэффективным средством визуализации продуктов детского изобразительного творчества. Она позволяет преодолеть статичность детского рисунка, наполняя его динамикой, сюжетом и звуком, что кардинально меняет его восприятие как самим ребенком-автором, так и его социальным окружением.
Предложенная методика работы интегрирует изобразительную деятельность и мультипликацию в единый творческий процесс, результатом которого является целостный аудиовизуальный продукт.
Этот продукт становится органичным и значимым элементом образовательного пространства ДОУ, стимулируя познавательную активность, коммуникацию и рефлексию дошкольников, а также укрепляя связь между участниками образовательных отношений.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)