Главная
АИ #47 (282)
Статьи журнала АИ #47 (282)
Компонентная структура экологического сознания младших школьников

Компонентная структура экологического сознания младших школьников

28 ноября 2025

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

учащийся младшей школы
экологическая культура
экологическое сознание
компонентная структура
перцептивный и функциональный уровни
содержание компонент

Аннотация статьи

В статье рассматривается экологическое сознание, как часть экологической культуры человека. Определена сущность экологического сознания и описана его двухуровневая компонентная структура. Обозначены содержательные особенности компонент экологического сознания младших школьников.

Текст статьи

Постановка проблемы

Современный этап развития цивилизации характеризуется резким увеличением антропогенной нагрузки на природу, что вызвано масштабами объемов потребления массовых товаров повседневного спроса. Так в условиях глобального экологического кризиса и роста потребительской культуры особую значимость приобретает формирование экологического сознания у подрастающего поколения. Несмотря на существующие основные и дополнительные образовательные программы, направленные на общее формирование экологической культуры, в частности экологического сознания, уровень их остается недостаточным. Молодое поколение редко связывает глобальные экологические вызовы с собственным потребительским поведением, часто воспринимает экологические нормы как навязанные правила, а не как личную ответственность, в большинстве своем не готово к изменениям образа жизни. Особенно остро эта проблема проявляется среди младшего школьного возраста, где формирование экологической культуры зачастую сводится лишь к формальному усвоению теоретической информации, а практические навыки устойчивого поведения практически отсутствуют. Дети слабо понимают связь между повседневными действиями и состоянием природы, не чувствуют ответственности за сохранение природных ресурсов и испытывают трудности в понимании долгосрочных последствий своего поведения.

С целью комплексного формирования экологического сознания в рамках образовательных программ различных уровней крайне важно учитывать его компонентную структуру. Такой подход обеспечивает комплексное развитие указанного феномена и создает условия для успешной реализации программ, способствующих гармоничному становлению экологической культуры обучающихся. В конечном итоге это увеличивает шансы на формирование у детей устойчивого экологического мировоззрения и ответственного отношения к природе.

Анализ исследований и публикаций показал, что вопросы экологической культуры активно обсуждаются в научных кругах, о чем свидетельствует количество публикаций, размещенных в таких известных электронных базах как КиберЛенинка (запросы: «экологическая культура» – 5921 статей, «экологическое сознание» – 1357 статей за 2025 год) и eLibrary. Теоретической базой исследований послужили: фундаментальные работы по экологической психологии С. Д. Дерябо, В. И. Панова, В. А. Ясвина; диссертационные работы С. Н. Назаровой («Формирование экологического сознания младших школьников», 2003), Е. В. Громова («Сущность и основные тенденции развития экологического сознания в современном обществе», 2004), Т. Ю. Соколовой («Формирование экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования», 2006), Н. Л. Пашевич («Развитие экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования», 2009); научные публикации В. Н. Макаровой и Ю. С. Речицкой («Особенности формирования экологической культуры у учащихся младшего школьного возраста», 2021), Н. М. Ждановой и М. В. Кислухиной («Формирование экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования», 2023), М. В. Борисюк и С. В. Каморниковой («Педагогическая технология формирования экологического сознания младших школьников на уроках окружающего мира», 2023), Ю. А. Левчук и Т. А. Федоровой («Формирование основ экологического сознания у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир», 2025).

Несмотря на значительный интерес к вопросам экологического сознания, как ядра экологической культуры, в частности конкретизации сущности и компонентной структуры этого феномена, остаётся недостаточно изученной возрастная специфика и содержательное наполнение его компонент. Таким образом, отсутствие системного анализа содержательного наполнения компонент экологического сознания затрудняет разработку эффективных педагогических стратегий и программ, направленных на формирование экологической культуры младших школьников.

Цель исследования: раскрыть сущность экологического сознания младших школьников через компонентную структуру и определить ее содержательные особенности. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении компонентной структуры экологического сознания и ее содержания в контексте психолого-педагогической характеристики младших школьников, тогда как практическая значимость может быть направлена на учет обозначенных содержательных особенностей компонент при проектировании образовательных программ с целью устойчивого формирования у детей экологического сознания и экологической культуры в целом. Методы исследования: теоретические – анализ, сравнение, обобщение научной и психолого-педагогической литературы; эмпирические – моделирование с целью построения концепции формирования двухуровневой структуры экологического сознания, наблюдение за проявлениями изучаемого явления непосредственно в реальных условиях, выявление закономерностей и тенденций в нем.

Результаты и обсуждения

Экологическое сознание рассматриваем как ядро экологической культуры, поскольку оно включает в себя внутреннее понимание и осознание человеком значимости природы, экологических проблем и ответственности за сохранение окружающей среды. Именно благодаря экологическому сознанию формируются ценности, установки и привычки, составляющие основу экологической культуры. Так под экологической культурой в научной литературе принято понимать совокупность знаний, ценностей, норм и моделей поведения, направленные на ответственное отношение к окружающей среде и рациональное использование природных ресурсов. Она включает понимание взаимосвязи человека и природы (экологическое сознание), умение бережно относиться к ресурсам планеты (экологическая деятельность), способность видеть последствия своей деятельности и стремиться минимизировать негативное воздействие на экосистемы (экологическое воспитание). Экологическая культура формируется под влиянием экологического сознания и способствует развитию экологически ответственного отношения к окружающей среде. Анализ научных публикаций [1, с. 40; 2, с. 973-980; 3, с. 12;] позволил обобщить понятие экологического сознания и раскрыть его как осознанное отношение человека к окружающей среде, понимание её важности, ответственности за её сохранение и стремление к экологически безопасному образу жизни. Таким образом фокус внимания экологического сознания сосредоточен на внутренних установках, убеждениях и мотивациях, определяющих поступки человека, а экологической культуры на внешние проявления, поведение и привычки индивида. Культура описывается внешними проявлениями (что человек делает), а сознание – внутренними установками (почему он это делает).

Детально описать и конкретизировать сущность экологического сознания младших школьников можно через его компонентную структуру, которая раскрывается в различных исследованиях следующим комплексом: С. Н. Назарова выделяет целевую, содержательную, операционно-деятельностную, оценочно-результативную компоненты [3, с. 7]; Е. И. Чердымова описывает экологическое сознание через совокупность компонент – экологические знания, экологическое отношение (отношение к миру природы), экологические установки и экологическое намерение [5, с. 738]; М. В. Борисюк и С. В. Каморникова – в экологическом сознании определяют когнитивную, аксиологическую, деятельностную компоненты [1, с. 41], а Ю. А. Левчук и Т. А. Федорова – когнитивную, эмоционально-чувственную, регулятивно-поведенческую и аксиологическую [2, с. 973-980]. Исходя из общей трактовки понятия экологического сознания и анализа научных работ, опишем его компонентную структуру информационно-познавательной, эмоционально-ценностной, деятельностной и рефлексивной компонентами. Принимая за основу «идеальную» модель формирования экологического сознания от осознания до осмысленного поведения, разложим выделенные нами компоненты на два уровня – перцептивный и функциональный. Компоненты, относящиеся к перцептивному уровню (информационно-познавательная и эмоционально-ценностная), являются фундаментом экологического сознания, поскольку именно полученная информация (или знания) формируют основу для эмоционального восприятия и ценностных установок, что в последующем отображается на экологической деятельности. В этом смысле информационно-познавательная компонента выступает в качестве ядра. Однако в реальности процесс формирования экологического сознания гораздо более сложен, нелинеен и многокомпонентен, чем чистая логическая цепочка. Функциональный уровень включает в себя деятельностную и рефлексивную компоненты. Они являются внешним проявлением внутреннего экологического мира ребенка и направлены на закрепление и развитие этой позиции. Реализуя деятельность и рефлексируя над ней, учащийся младшей школы не только подтверждает свои внутренние установки, но и углубляет их, делая экологическое сознание более устойчивым и осознанным.

Рассмотрев основную сущность экологического сознания через двухуровневую компонентную структуру, встает вполне закономерный вопрос об описании содержательной части этих компонент, а именно: в чем отличие экологического сознания младших школьников, например, от старших школьников? Для ответа на этот вопрос обратились к психолого-педагогической литературе и установили, что в младший школьный период развития ребенка – это период «характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира. … Этот этап характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, интенсивностью накопления личного опыта взаимодействия с окружающим миром. Формирование в сознании ребенка наглядно-образной картины мира» [4, с. 11-12].

Содержательную особенность компонент экологического сознания младших школьников отобразили в таблице. Из таблицы видим, что экологическое сознание у младших школьников более поверхностное эмоциональное, уровень зрелости восприятия экологических вопросов в этом возрасте преимущественно поверхностный и эмоциональный. Главное отличие младших школьников в этом аспекте – низкий уровень когнитивной составляющей, отсутствие глубоких переживаний экологических проблем и неразвитость рефлексивных процессов.

Таблица

Компонентная структура экологического сознания младшего школьника

Компо-ненты

Содержание

Особенности содержания

Перцептивный уровень

Информационно-познавательная компонента

Информация и знания о природе, связях в ней и правилах поведения, причинах возникновения экологических проблем и способах их решения.

У младших школьников когнитивная составляющая менее развита. Они знают меньше фактов о природе и экологических процессах, имеют ограниченные представления о глобальных экологических проблемах и возможных последствиях человеческого вмешательства в природные системы.

Эмоционально-ценностная компонента

Чувства, отношение, ценности, связанные с природой; внутреннее желание действовать экологично.

Эмоциональное восприятие природы у младших школьников ярче и непосредственнее, для них характерна эмоциональная восприимчивость к красоте природы, но глубина осознания связи своих поступков с последствиями недостаточна. Их чувства чаще направлены на приятные эмоции от наблюдения природы («красивая природа»), а не на переживание экологических угроз.

Функциональный уровень

Деятельностная компонента

Конкретные действия и привычки, отражающие осознанное взаимодействие с природой и стремление к сохранению окружающей среды.

У младших школьников отсутствуют сформированные практические навыки заботливого обращения с природой. Экологические действия отличаются элементарностью, наглядностью, ориентацией на непосредственные предметы и ситуацию, а также значительной зависимостью от взрослого и эмоциональной составляющей.

Рефлексивная компонента

Осознание последствий своих действий, размышления над собственными поступками и оценка их экологичности.

Рефлексивные процессы у младших школьников находятся на начальном этапе развития. Фокус их внимания направлен на осознание очевидных и немедленных последствий в действиях. Осмысление часто ситуационное и конкретное, они редко анализируют долгосрочные или косвенные последствия.

Резюмируя, отметим, что экологическое сознание младших школьников – это совокупность знаний, чувств, ценностных ориентиров и представлений, формирующих у него осознанное отношение к природе, понимание её важности и ответственности за её сохранение, а также начальные практические навыки экологически ответственного поведения. Оно представляет собой ключевой элемент экологической культуры. Учёт уровневой компонентной структуры экологического сознания (перцептивный уровень – информационно-познавательная и эмоционально-ценностная компоненты, функциональный уровень – деятельностная и рефлексивная компоненты) позволит повысить качество проектирования образовательных программ, направленных на его эффективное формирование у будущих поколений.

Список литературы

  1. Борисюк М.В. Педагогическая технология формирования экологического сознания младших школьников на уроках окружающего мира / М.В. Борисюк, С.В. Каморникова // Северный регион: наука, образование, культура. – 2023. – № 2 (54). – С. 39-45. – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-tehnologiya-formirovaniya-ekologicheskogo-soznaniya-mladshih-shkolnikov-na-urokah-okruzhayuschego-mira.
  2. Левчук Ю.А. Формирование основ экологического сознания у младших школьников в процессе изучения предмета «окружающий мир» / Ю.А. Левчук, Т.А. Федорова // Вестник науки. – 2025. – № 6 (87), Т. 3. – С. 973-980. –Электронный ресурс. – URL : https://www.вестник-науки.рф/article/24332.
  3. Назарова С.Н. Формирование экологического сознания младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (экология) / Светлана Николаевна Назарова. – Екатеринбург, 2003. – 32 с.
  4. Пашевич Н.Л. Развитие экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования / Наталья Леонидовна Пашевич. – Челябинск, 2009. – 24 с.
  5. Чердымова Е.И. Экологическое сознание учащихся: структура и критерии оценки / Е.И. Чердымова // Известия Самарского научного центра РАН. – 2010. – № 5-3. – С. 737-739. – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-soznanie-uchaschihsya-struktura-i-kriterii-otsenki.

Поделиться

39

Цуркан И. И. Компонентная структура экологического сознания младших школьников // Актуальные исследования. 2025. №47 (282). Ч.III. С. 50-54. URL: https://apni.ru/article/13652-komponentnaya-struktura-ekologicheskogo-soznaniya-mladshih-shkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (283)

Прием материалов

29 ноября - 5 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря