Постановка проблемы
Современный этап развития цивилизации характеризуется резким увеличением антропогенной нагрузки на природу, что вызвано масштабами объемов потребления массовых товаров повседневного спроса. Так в условиях глобального экологического кризиса и роста потребительской культуры особую значимость приобретает формирование экологического сознания у подрастающего поколения. Несмотря на существующие основные и дополнительные образовательные программы, направленные на общее формирование экологической культуры, в частности экологического сознания, уровень их остается недостаточным. Молодое поколение редко связывает глобальные экологические вызовы с собственным потребительским поведением, часто воспринимает экологические нормы как навязанные правила, а не как личную ответственность, в большинстве своем не готово к изменениям образа жизни. Особенно остро эта проблема проявляется среди младшего школьного возраста, где формирование экологической культуры зачастую сводится лишь к формальному усвоению теоретической информации, а практические навыки устойчивого поведения практически отсутствуют. Дети слабо понимают связь между повседневными действиями и состоянием природы, не чувствуют ответственности за сохранение природных ресурсов и испытывают трудности в понимании долгосрочных последствий своего поведения.
С целью комплексного формирования экологического сознания в рамках образовательных программ различных уровней крайне важно учитывать его компонентную структуру. Такой подход обеспечивает комплексное развитие указанного феномена и создает условия для успешной реализации программ, способствующих гармоничному становлению экологической культуры обучающихся. В конечном итоге это увеличивает шансы на формирование у детей устойчивого экологического мировоззрения и ответственного отношения к природе.
Анализ исследований и публикаций показал, что вопросы экологической культуры активно обсуждаются в научных кругах, о чем свидетельствует количество публикаций, размещенных в таких известных электронных базах как КиберЛенинка (запросы: «экологическая культура» – 5921 статей, «экологическое сознание» – 1357 статей за 2025 год) и eLibrary. Теоретической базой исследований послужили: фундаментальные работы по экологической психологии С. Д. Дерябо, В. И. Панова, В. А. Ясвина; диссертационные работы С. Н. Назаровой («Формирование экологического сознания младших школьников», 2003), Е. В. Громова («Сущность и основные тенденции развития экологического сознания в современном обществе», 2004), Т. Ю. Соколовой («Формирование экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования», 2006), Н. Л. Пашевич («Развитие экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования», 2009); научные публикации В. Н. Макаровой и Ю. С. Речицкой («Особенности формирования экологической культуры у учащихся младшего школьного возраста», 2021), Н. М. Ждановой и М. В. Кислухиной («Формирование экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования», 2023), М. В. Борисюк и С. В. Каморниковой («Педагогическая технология формирования экологического сознания младших школьников на уроках окружающего мира», 2023), Ю. А. Левчук и Т. А. Федоровой («Формирование основ экологического сознания у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир», 2025).
Несмотря на значительный интерес к вопросам экологического сознания, как ядра экологической культуры, в частности конкретизации сущности и компонентной структуры этого феномена, остаётся недостаточно изученной возрастная специфика и содержательное наполнение его компонент. Таким образом, отсутствие системного анализа содержательного наполнения компонент экологического сознания затрудняет разработку эффективных педагогических стратегий и программ, направленных на формирование экологической культуры младших школьников.
Цель исследования: раскрыть сущность экологического сознания младших школьников через компонентную структуру и определить ее содержательные особенности. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении компонентной структуры экологического сознания и ее содержания в контексте психолого-педагогической характеристики младших школьников, тогда как практическая значимость может быть направлена на учет обозначенных содержательных особенностей компонент при проектировании образовательных программ с целью устойчивого формирования у детей экологического сознания и экологической культуры в целом. Методы исследования: теоретические – анализ, сравнение, обобщение научной и психолого-педагогической литературы; эмпирические – моделирование с целью построения концепции формирования двухуровневой структуры экологического сознания, наблюдение за проявлениями изучаемого явления непосредственно в реальных условиях, выявление закономерностей и тенденций в нем.
Результаты и обсуждения
Экологическое сознание рассматриваем как ядро экологической культуры, поскольку оно включает в себя внутреннее понимание и осознание человеком значимости природы, экологических проблем и ответственности за сохранение окружающей среды. Именно благодаря экологическому сознанию формируются ценности, установки и привычки, составляющие основу экологической культуры. Так под экологической культурой в научной литературе принято понимать совокупность знаний, ценностей, норм и моделей поведения, направленные на ответственное отношение к окружающей среде и рациональное использование природных ресурсов. Она включает понимание взаимосвязи человека и природы (экологическое сознание), умение бережно относиться к ресурсам планеты (экологическая деятельность), способность видеть последствия своей деятельности и стремиться минимизировать негативное воздействие на экосистемы (экологическое воспитание). Экологическая культура формируется под влиянием экологического сознания и способствует развитию экологически ответственного отношения к окружающей среде. Анализ научных публикаций [1, с. 40; 2, с. 973-980; 3, с. 12;] позволил обобщить понятие экологического сознания и раскрыть его как осознанное отношение человека к окружающей среде, понимание её важности, ответственности за её сохранение и стремление к экологически безопасному образу жизни. Таким образом фокус внимания экологического сознания сосредоточен на внутренних установках, убеждениях и мотивациях, определяющих поступки человека, а экологической культуры на внешние проявления, поведение и привычки индивида. Культура описывается внешними проявлениями (что человек делает), а сознание – внутренними установками (почему он это делает).
Детально описать и конкретизировать сущность экологического сознания младших школьников можно через его компонентную структуру, которая раскрывается в различных исследованиях следующим комплексом: С. Н. Назарова выделяет целевую, содержательную, операционно-деятельностную, оценочно-результативную компоненты [3, с. 7]; Е. И. Чердымова описывает экологическое сознание через совокупность компонент – экологические знания, экологическое отношение (отношение к миру природы), экологические установки и экологическое намерение [5, с. 738]; М. В. Борисюк и С. В. Каморникова – в экологическом сознании определяют когнитивную, аксиологическую, деятельностную компоненты [1, с. 41], а Ю. А. Левчук и Т. А. Федорова – когнитивную, эмоционально-чувственную, регулятивно-поведенческую и аксиологическую [2, с. 973-980]. Исходя из общей трактовки понятия экологического сознания и анализа научных работ, опишем его компонентную структуру информационно-познавательной, эмоционально-ценностной, деятельностной и рефлексивной компонентами. Принимая за основу «идеальную» модель формирования экологического сознания от осознания до осмысленного поведения, разложим выделенные нами компоненты на два уровня – перцептивный и функциональный. Компоненты, относящиеся к перцептивному уровню (информационно-познавательная и эмоционально-ценностная), являются фундаментом экологического сознания, поскольку именно полученная информация (или знания) формируют основу для эмоционального восприятия и ценностных установок, что в последующем отображается на экологической деятельности. В этом смысле информационно-познавательная компонента выступает в качестве ядра. Однако в реальности процесс формирования экологического сознания гораздо более сложен, нелинеен и многокомпонентен, чем чистая логическая цепочка. Функциональный уровень включает в себя деятельностную и рефлексивную компоненты. Они являются внешним проявлением внутреннего экологического мира ребенка и направлены на закрепление и развитие этой позиции. Реализуя деятельность и рефлексируя над ней, учащийся младшей школы не только подтверждает свои внутренние установки, но и углубляет их, делая экологическое сознание более устойчивым и осознанным.
Рассмотрев основную сущность экологического сознания через двухуровневую компонентную структуру, встает вполне закономерный вопрос об описании содержательной части этих компонент, а именно: в чем отличие экологического сознания младших школьников, например, от старших школьников? Для ответа на этот вопрос обратились к психолого-педагогической литературе и установили, что в младший школьный период развития ребенка – это период «характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира. … Этот этап характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, интенсивностью накопления личного опыта взаимодействия с окружающим миром. Формирование в сознании ребенка наглядно-образной картины мира» [4, с. 11-12].
Содержательную особенность компонент экологического сознания младших школьников отобразили в таблице. Из таблицы видим, что экологическое сознание у младших школьников более поверхностное эмоциональное, уровень зрелости восприятия экологических вопросов в этом возрасте преимущественно поверхностный и эмоциональный. Главное отличие младших школьников в этом аспекте – низкий уровень когнитивной составляющей, отсутствие глубоких переживаний экологических проблем и неразвитость рефлексивных процессов.
Таблица
Компонентная структура экологического сознания младшего школьника
Компо-ненты | Содержание | Особенности содержания |
Перцептивный уровень | ||
Информационно-познавательная компонента | Информация и знания о природе, связях в ней и правилах поведения, причинах возникновения экологических проблем и способах их решения. | У младших школьников когнитивная составляющая менее развита. Они знают меньше фактов о природе и экологических процессах, имеют ограниченные представления о глобальных экологических проблемах и возможных последствиях человеческого вмешательства в природные системы. |
Эмоционально-ценностная компонента | Чувства, отношение, ценности, связанные с природой; внутреннее желание действовать экологично. | Эмоциональное восприятие природы у младших школьников ярче и непосредственнее, для них характерна эмоциональная восприимчивость к красоте природы, но глубина осознания связи своих поступков с последствиями недостаточна. Их чувства чаще направлены на приятные эмоции от наблюдения природы («красивая природа»), а не на переживание экологических угроз. |
Функциональный уровень | ||
Деятельностная компонента | Конкретные действия и привычки, отражающие осознанное взаимодействие с природой и стремление к сохранению окружающей среды. | У младших школьников отсутствуют сформированные практические навыки заботливого обращения с природой. Экологические действия отличаются элементарностью, наглядностью, ориентацией на непосредственные предметы и ситуацию, а также значительной зависимостью от взрослого и эмоциональной составляющей. |
Рефлексивная компонента | Осознание последствий своих действий, размышления над собственными поступками и оценка их экологичности. | Рефлексивные процессы у младших школьников находятся на начальном этапе развития. Фокус их внимания направлен на осознание очевидных и немедленных последствий в действиях. Осмысление часто ситуационное и конкретное, они редко анализируют долгосрочные или косвенные последствия. |
Резюмируя, отметим, что экологическое сознание младших школьников – это совокупность знаний, чувств, ценностных ориентиров и представлений, формирующих у него осознанное отношение к природе, понимание её важности и ответственности за её сохранение, а также начальные практические навыки экологически ответственного поведения. Оно представляет собой ключевой элемент экологической культуры. Учёт уровневой компонентной структуры экологического сознания (перцептивный уровень – информационно-познавательная и эмоционально-ценностная компоненты, функциональный уровень – деятельностная и рефлексивная компоненты) позволит повысить качество проектирования образовательных программ, направленных на его эффективное формирование у будущих поколений.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)